Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<_>
без участия представителей Магаданского областного государственного казенного учреждения "Центр закупок Магаданской области" (далее - Уполномоченное учреждение, МОГКУ "Центр закупок Магаданской области"), представителей Магаданского областного государственного казенного учреждения "Управление эксплуатации и строительства дорожно-транспортного комплекса" (далее - Заказчик, МОГКУ "УДТК"), при участии представителя Общества с ограниченной ответственностью "Промтехаудит" (далее - Исполнитель, ООО "Промтехаудит") - К<_> (дов. N 08 от 01.02.2023), рассмотрела обращение, поступившее от Уполномоченного учреждения для решения вопроса о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков об участнике закупки - ООО "Промтехаудит", в связи с односторонним отказом от исполнения государственного контракта N 0847500000923000582 от 22.05.2023 (реестровый номер контракта 2490911772623000008), заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Оказание услуг по проведению досудебной экспертизы объекта незавершенного строительства "Водоограждающая дамба на р. Сеймчан в районе пос. Сеймчан" (реестровый номер 0847500000923000582).
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта, на основании пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", а также внеплановой проверки, предусмотренной пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
1. 28.04.2023 Уполномоченным учреждение - МОГКУ "Центр закупок Магаданской области" в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона "Оказание услуг по проведению досудебной экспертизы объекта незавершенного строительства "Водоограждающая дамба на р. Сеймчан в районе пос. Сеймчан" (реестровый номер 0847500000923000582).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 500 000,00 руб.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания срока подачи заявок - 10.05.2023 09:00; дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 10.05.2023; дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 11.05.2023.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 10.05.2023 NЦПА1 на участие в закупке было подано 2 заявки участников, с идентификационными номерами: 114152027, 114140152. Текущее снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 8,50%.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.05.2023 NИЭА1 обе заявки участников признаны комиссией по осуществлению закупки соответствующими требованиям извещения, победителем признан участник с идентификационным номером 114152027 (ООО "Промтехаудит"), сделавший наименьшее предложение о цене контракта.
22.05.2023 между Заказчиком - Магаданским областным государственным казенным учреждением "Управление эксплуатации и строительства дорожно-транспортного комплекса" и ООО "Промтехаудит" заключен государственный контракт N 0847500000923000582 (реестровый номер контракта 2490911772623000008) на оказание услуг по проведению досудебной экспертизы объекта незавершенного строительства "Водоограждающая дамба на р. Сеймчан в районе пос. Сеймчан" в Магаданской области (далее - Контракт). Цена контракта составила 3 202 500,00 рублей.
16.06.2023 Заказчиком - МОГКУ "УДТК" принято решение об одностороннем отказе от исполнения вышеуказанного контракта, в связи с нарушение со стороны Исполнителя существенных условий Контракта.
2. Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пунктам 15.11, 15.12 Контракта расторжение Контракта допускается: по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта;
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Согласно части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных Заказчиком материалов следует, что основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта послужило нарушение ООО "Промтехаудит" существенных условий Контракта, в части нарушения срока оказание услуг, что свидетельствует о недобросовестном исполнение обязательств по Контракту.
Во исполнение требований пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено в единой информационной системе 19.06.2023.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения вышеуказанного решения в единой информационной системе, то есть - 19.06.2023.
На основании пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой надлежащего уведомления ООО "Промтехаудит" об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта признается дата поступления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а именно 19.06.2023.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, то есть 30.06.2023.
Дата расторжения Контракта, установленная Заказчиком в ЕИС - 30.06.2023.
Таким образом, датой вступления в силу решения об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта и датой расторжения Контракта является 30.06.2023.
Заказчиком соблюден порядок одностороннего расторжения Контракта.
3. В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Во исполнение части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Обращение о включении ООО "Промтехаудит" в реестр недобросовестных поставщиков поступило в Магаданское УФАС России, посредством ЕИС 30.06.2023, то есть в установленным законодательством о контрактной системе срок.
Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком соблюден срок направления сведений в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, о факте одностороннего отказа заказчика от исполнения Контракта.
4. Как следует из представленных материалов, основанием принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта является нарушение Исполнителем срока оказания услуг, предусмотренного Контрактом, более чем на 10 (десять) дней.
26 мая 2023 г. в адрес Исполнителя были направлены документы, необходимые для начала выполнения работ по Контракту (исх. N 723-107/17 с приложениями).
09 июня 2023 г. в адрес Исполнителя было направлено требование о предоставлении информации и документов: о квалификации специалистов, проекта производства работ, графика приезда специалистов на объект экспертизы (исх. N 814-107/17). Данное требование оставлено Исполнителем без удовлетворения и ответа.
Кроме того, представители Исполнителя в период с 22.05.2023 г. по 13.06.2023 г. игнорировали телефонные звонки представителей Заказчика.
Указанные факты, по мнению Заказчика, свидетельствуют о недобросовестном поведении Исполнителя, нарушении существенных условий Контракта.
Пунктами 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 3.4 Контракта установлено следующее:
- По настоящему Контракту Исполнитель принимает на себя обязательства по заданию Заказчика оказать услуги по проведению досудебной экспертизы объекта незавершенного строительства "Водоограждающая дамба на р. Сеймчан в районе пос. Сеймчан" в Магаданской области (далее - Объект, Услуги), а Заказчик обязуется принять результат оказанных услуг и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом;
- Услуги включают в себя анализ Исполнителем исходных данных и документов, осмотр и анализ объекта в натуре, отбор в необходимом объеме и количестве проб для производства лабораторных испытаний, лабораторные испытания и подготовка заключения строительно-технической экспертизы, предусмотренной настоящим Контрактом;
- Результатом оказанной услуги, является экспертное заключение, оформленное в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ и в соответствии с требованиями, установленными настоящим Контрактом и Техническим заданием (согласно Приложению N 1 к Контракту);
- Место оказания услуг: Водоограждающая дамба на р. Сеймчан в районе пос. Сеймчан в Магаданской области;
- Срок проведения экспертизы составляет 100 календарных дней с момента заключения настоящего Контракта.
В соответствии с пунктами 6.2.1, 6.2.3, 9.4 Контракта Исполнитель обязуется, в том числе:
- своевременно и надлежащим образом оказать услуги в соответствии с требованиями Технического задания (Приложение N 1 к Контракту) и настоящим Контрактом и представить Заказчику отчетную документацию по итогам исполнения Контракта;
- соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам данной закупки, и представлять достоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем по результатам данной закупки.
- уведомить Заказчика о дате и времени осмотра объекта в натуре, в том числе о дате и времени производства отбора проб на объекте.
Согласно пункту 13.1 Контракта Исполнитель и Заказчик несут полную ответственность за свою деятельность по настоящему Контракту, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации, в том числе имущественную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом.
Как следует из решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта (вх. N 2437/23 от 03.07.2023), в период с 22.05.2023 г. по 13.06.2023 г. Исполнитель игнорировал телефонные звонки представителей Заказчика, истребуемые документы о квалификации специалистов, проекта производства работ, графика приезда специалистов на объект экспертизы (исх. N 814-107/17) представлены не были.
Вместе с тем, пунктом 15.15 Контракта установлено, что односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта допускается в случае нарушения Исполнителем существенных условий Контракта. При этом под нарушением Исполнителем существенных условий контракта понимается, в том числе, неисполнение контракта, нарушение Исполнителем срока оказания услуг, предусмотренного Контрактом, более чем на 10 (десять) дней.
Пунктом 1.10 Контракта установлено, что существенными условиями Контракта для сторон являются, в том числе: цена, порядок оплаты, сроки оказания услуг, качество услуг.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
В письменных пояснениях (вх. N 2479-ЭП/23 от 05.07.2023) ООО "Промтехаудит" указало следующее.
09.06.2023 г. в адрес Исполнителя от МОГКУ "УДТК" поступило требование (исх. N 814-107/17) о предоставлении информации и документов: о квалификации специалистов, проекта производства работ, графика приезда специалистов на объект экспертизы. Срок представления документов указан не позднее 13.06.2023. При этом, между направлением требования о предоставлении документов и решением об одностороннем отказе прошел срок 6 дней. В связи с чем ссылка МОГКУ "УДТК" на нарушение пункта 15.15 Контракта является необоснованной.
Вместе с тем, требования извещения о закупке о соответствии участника положениям частей 1, 1.1. статьи 31 Закона о контрактной системе, со стороны Исполнителя соблюдены.
Кроме того, непредставление документов, представление документов с нарушением срока не является предметом оказанием услуг, так как не входит в предмет договора. Таким образом, с правовой точки зрения, данное обстоятельство неверно толковать как ненадлежащее исполнение обязательств.
Предметом настоящего договора является оказание услуги по проведению досудебной экспертизы объекта незавершенного строительства "Водоограждающая дамба на р. Сеймчан в районе пос. Сеймчан" в Магаданской области.
Срок проведения экспертизы составляет 100 календарных дней с момента заключения настоящего Контракта. (пункт 3.4 контракта)
В пункте 3.6 Контракта установлено, что к срокам завершения оказания услуг, Исполнитель обязан обеспечить выполнение всех услуг и передать Заказчику заключение досудебной строительно-технической экспертизы, предусмотренное настоящим Контрактом.
В связи с тем, что срок действия Контракта еще не истек, ООО "Промтехаудит" полагает, что указанные в решении об одностороннем отказе факты ненадлежащего исполнения обязательств со стороны Исполнителя являются необоснованными.
На основании изложенного, рассмотрев документы, представленные в дело, заслушав пояснения, Комиссия Магаданского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Включение ООО "Промтехаудит" в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности общества в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией факта одностороннего отказа от исполнения контракта без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи, подлежат установлению именно обстоятельства недобросовестного поведения. Иное противоречит задачам действия реестра недобросовестных поставщиков.
Сам по себе односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков). В каждом конкретном случае антимонопольный орган должен дать оценку действиям поставщика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя), совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе, приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Вина участника электронного аукциона может выражаться не только в форме умысла (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, имел намерение их наступления или не имел, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в форме неосторожности, то есть при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
На основании подпункта "а" пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Как установлено ранее, срок выполнения работ по Контракту составляет 100 календарных дней с момента заключения настоящего Контракта, то есть не позднее 30.08.2023. Следовательно, у Подрядчика имелась возможность выполнить обязательства в установленный Контрактом срок.
Такая мера правового воздействия как включение в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Промтехаудит" и его директоре сроком на два года несоразмерна характеру совершенного Исполнителем нарушения условий Контракта.
Включение сведений об ООО "Промтехаудит" в реестр недобросовестных поставщиков влечет для Общества значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера.
Оценив представленные документы и пояснения, Комиссия Магаданского УФАС России установила, что в действиях ООО "Промтехаудит" отсутствует недобросовестное поведение при исполнении государственного контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Оказание услуг по проведению досудебной экспертизы объекта незавершенного строительства "Водоограждающая дамба на р. Сеймчан в районе пос. Сеймчан" (реестровый номер 0847500000923000582), в связи с чем, ООО "Промтехаудит" не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и в соответствии со статьей 104 Закона О контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078, Комиссия Магаданского УФАС России
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Уполномоченным учреждением - Магаданским областным государственным казенным учреждением "Центр закупок Магаданской области", Заказчиком - Магаданским областным государственным казенным учреждением "Управление эксплуатации и строительства дорожно-транспортного комплекса" об участнике закупки - ООО "Промтехаудит" (ИНН/КПП 5501278937/550301001, ОГРН 1225500013958, адрес: ул. Орджоникидзе, д. 14, помещ. 14п, г. Омск, Омская область, 644099), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта по результатам проведения электронного аукциона "Оказание услуг по проведению досудебной экспертизы объекта незавершенного строительства "Водоограждающая дамба на р. Сеймчан в районе пос. Сеймчан" (реестровый номер 0847500000923000582) в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 6 июля 2023 г. N 049/06/104-141/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2023