Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
<_> |
|
при участии представителя Магаданского областного государственного казенного учреждения "Управление эксплуатации и строительства дорожно-транспортного комплекса" (далее - Заказчик, МОГКУ "УДТК") В<_> (дов. N 15 от 04.05.2023), без участия представителей Магаданского областного государственного казенного учреждения "Центр закупок Магаданской области" (далее - Уполномоченное учреждение, МОГКУ "Центр закупок Магаданской области"), представителей Общества с ограниченной ответственностью "Подразделение транспортной безопасности-М" (далее - Заявитель), извещенных надлежащим образом, рассмотрела жалобу Заявителя на действия Уполномоченного учреждения, Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по оценке уязвимости и разработке планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования межмуниципального и регионального значения Магаданской области" (реестровый номер извещения 0847500000923001200).
Жалоба подана в установленный частью 4 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) срок. На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
В жалобе Заявитель указывает на нарушение Уполномоченным учреждением, Заказчиком положений законодательства о контрактной системе, в части установления излишних требований по нестоимостному критерию оценки заявок участников конкурса в электронной форме, не соответствующих положениям действующего законодательства.
Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Магаданского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
1. 23.06.2023 Уполномоченным учреждением на официальном сайте Единой информационной системы: www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по оценке уязвимости и разработке планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования межмуниципального и регионального значения Магаданской области" (реестровый номер извещения 0847500000923001200).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 420 000,00 руб.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме, дата и время окончания подачи заявок - 10.07.2023 08:00; дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке - 13.07.2023; дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 14.07.2023.
На момент заседания Комиссии по рассмотрению доводов жалобы, закупка находится на этапе подачи заявок.
2. Согласно доводу жалобы, в извещении о закупке, приложении к извещению "Критерии оценки", Уполномоченным учреждением, Заказчиком установлено избыточное требование о наличии у специалистов Исполнителя высшего образования, так как действующее законодательство допускает наличие среднего профессионального образования у специалистов, выполняющих работы в соответствии с предметом контракта.
Согласно пунктам 3, 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Федеральным законом, должно содержать:
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
- порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положениями части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает, в том числе критерий квалификация участников закупки, наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 года N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение N 2604).
Согласно пункту 3 Положения N 2604 для оценки заявок в соответствии с данным Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно подпункту "д" пункта 24, пункту 25 Положения N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, в том числе, показатель оценки о наличии у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
Приказом Министерства транспорта РФ от 29 декабря 2020 г. N 578 "Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности" (далее - Приказ N 578) утверждены программы повышения квалификации работников, ответственных за обеспечение транспортной безопасности.
Согласно пункту 10 Приложения N 2 к Приказу N 578 кандидатами на обучение по программе являются лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Комиссия установила, что в приложении к извещению "Критерии оценки" Уполномоченным учреждением, Заказчиком по критерию N 2 - Квалификация участников закупки установлен детализирующий показатель оценки:
"наличие у участников закупки квалифицированных специалистов, работающих в штате организации участника конкурса, имеющих высшее образование (далее - специалисты), прошедших обучение (повысивших квалификацию) по программе, связанной с проведением оценки уязвимости и разработкой планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства на должности специалиста по транспортной безопасности не менее 3 лет).
Сведения о Трудовых ресурсах в составе заявки должны подтверждаться надлежащим образом заверенными копиями соответствующих обязательных документов - комплект на одного представленного сотрудника должен содержать:
- копии дипломов специалистов о высшем образовании;
- копии свидетельств об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в сфере дорожного хозяйства, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, выданных Федеральным дорожным агентством Минтранса России;
- копии удостоверений установленного образца о прохождении обучения (повышении квалификации) по программе "Проведение оценки уязвимости и разработка планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в сфере дорожного хозяйства, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" или копии удостоверений установленного образца по программе повышения квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве, и персонала специализированных организаций"
- копии трудовых договоров и (или) копии трудовых книжек (электронных трудовых книжек) (трудовые книжки - при наличии)".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что наличие высшего образования специалистов участника закупки является не избыточным требованием, а детализирующим критерием, для выявления лучших условий оказания услуг.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление Президиума ВАС РФ от 28 декабря 2010 г. N 11017/10 по делу N Мб-6611/2009) основная задача законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, состоит в том, чтобы не столько обеспечить максимально широкий круг участников размещения заказов, сколько выявить в результате торгов лицо, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений. Установление в извещении о закупке условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение конкуренции.
Следовательно, Заказчику предоставляется право самостоятельно определять и устанавливать требования и критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, с учетом специфики и профессиональных стандартов закупаемых работ (услуг).
На основании изложенного довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2.1. Согласно второму доводу жалобы Заявителя, Уполномоченным учреждением, Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении документов (на каждого специалиста) о прохождении обучения (повышения квалификации) по программе "Проведение оценки уязвимости и разработка планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в сфере дорожного хозяйства, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" или копии удостоверений установленного образца по программе повышения квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве, и персонала специализированных организаций.
Пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" установлено, что работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица, не прошедшие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 26.02.2015 N 172 "О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности" утверждены Правила аттестации сил обеспечения транспортной безопасности (далее - Правила аттестации).
Согласно пункту 3 Правил аттестации аттестация заключается в установлении соответствия знаний, умений и навыков аттестуемых лиц и личностных (психофизиологических) качеств и уровня физической подготовки отдельных категорий аттестуемых лиц требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) аттестуемых лиц к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы.
В соответствии с пунктом 28 Правил аттестации в случае установления соответствия знаний, умений и навыков аттестуемого лица требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности органом аттестации (аттестующей организацией) выносится решение о соответствии.
На основании решения о соответствии органом аттестации оформляется свидетельство об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.
Свидетельство об аттестации выдается на срок, соответствующий установленной пунктом 32 настоящих Правил периодичности аттестации (пункт 29 Правил аттестации).
Согласно пунктам 32, 33 Правил аттестации аттестация проводится с периодичностью один раз в 5 лет.
Аттестованные лица подлежат внеочередной аттестации в случае:
а) наличия вступившего в законную силу решения суда, которым установлен факт несоблюдения требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в результате действия (бездействия) аттестованного лица;
б) наличия вынесенного постановления органа, уполномоченного осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности, которым установлен факт несоблюдения требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в результате действия (бездействия) аттестованного лица;
в) изменения должностных обязанностей аттестованного лица, в случае если такие изменения повлекли за собой дополнительные требования к его знаниям, умениям, навыкам и личностным (психофизиологическим) качествам;
г) изменения требований к знаниям, умениям и навыкам аттестованных лиц, к личностным (психофизиологическим) качествам отдельных категорий аттестованных лиц.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушений законодательства о контрактной системе, действующего законодательства Российской Федерации, в действиях Уполномоченного учреждения, Заказчика при установлении требований о прохождении обучения (повышения квалификации) по программе "Проведение оценки уязвимости и разработка планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в сфере дорожного хозяйства, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
Довод жалобы является необоснованным.
2.2. По третьему доводу жалобы, Заявитель указывает, что установление требования о подтверждении опыта работы каждого специалиста не менее 3-х лет на дату подачи заявки, является неправомерным и ограничивающим конкуренцию, так как недавно зарегистрированные компании и компании, в которых работают молодые специалисты не имеют возможности получения максимального количества баллов по данному критерию.
Приказ Министерства транспорта РФ N 87 от 12.04.2010 "О Порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры" утратил силу с 01.03.2022 года в связи с изданием Приказа Минтранса России от 01.11.2021 N 370 "О Порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации".
Также приказ Минтранса России N 34 от 11.02.2010 года "Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" утратил силу с 01.03.2022 в связи с изданием Приказа Минтранса России от 02.07.2021 N 225 "Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации".
Таким образом, по мнению Заявителя, специалисты, которые проходили подготовку и аттестацию до момента вступления в силу приказов Министерства транспорта РФ N 225 и N 370, не имеют опыта выполнения работ по проведению оценки уязвимости и разработке планов обеспечения транспортной безопасности в соответствии с действующими на момент проведения настоящего конкурса нормативно-правовыми актами.
В силу статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Согласно принципу недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, в том числе и предпринимателей, который вытекает из Конституции Российской Федерации и имеет общеправовое значение, федеральный законодатель, вводя в действие новые правовые нормы и признавая утратившими силу прежние, обязан, как того требуют статьи 1, 2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, соблюдать принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и не вправе придавать обратную силу новому регулированию, если оно ухудшает правовое положение личности, ограничивает ее субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Таким образом, невозможно сделать вывод о недействительности свидетельств об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, полученных до вступления в силу приказа Минтранса России от 01.11.2021 N 370, приказа Минтранса России от 02.07.2021 N 225, аннулировании опыта выполнения работ по проведению оценки уязвимости и разработке планов обеспечения транспортной безопасности.
Согласно части 1 статьи 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Заявитель не обеспечил участие в заседании Комиссии, не представил какие-либо доказательства, свидетельствующие о невозможности участия Общества в рассматриваемой закупке, а также нарушении его прав и законных интересов.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации (http://rosavtodor.ru/about/upravlenie-fda/upravlenie-transportnoy-bezopa snosti/reestr-spetsializirovannykh-organizatsiy), ООО "Подразделение транспортной безопасности-М" не имеет соответствующей аккредитации в области транспортной безопасности, не является специализированной организацией, ввиду чего не имеет возможности участия в рассматриваемом конкурсе, следовательно, права или законные интересы Заявителя не могут быть нарушены.
В соответствии с пунктом 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, указывает, что механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Закона о контрактной системе, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения вышеуказанных публичных интересов.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Уполномоченного учреждения, Заказчика нарушения положений законодательства о контрактной системе, довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктами 3.35-3.40 Административного регламента, Комиссия Магаданского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Подразделение транспортной безопасности-М" на действия Уполномоченного учреждения - Магаданского областного государственного казенного учреждения "Центр закупок Магаданской области", Заказчика - Магаданское областное государственное казенное учреждение "Управление эксплуатации и строительства дорожно-транспортного комплекса" при проведении открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по оценке уязвимости и разработке планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования межмуниципального и регионального значения Магаданской области" (реестровый номер извещения 0847500000923001200) необоснованной.
Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 7 июля 2023 г. N 049/06/48-146/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2023