Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "Медикалгерэт" на действия государственного заказчика - ГБУЗ "Пригородная ЦРБ" МЗ РСО-Алания (Республика Северная Осетия-Алания, с.Октябрьское, ул.Интернациональная, д.9) при осуществлении закупки услуг по аренде медицинской техники (электронный аукцион N0310200000323001777, далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
19 июня 2023 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Медикалгерэт" на действия ГБУЗ "Пригородная ЦРБ" МЗ РСО-Алания при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Извещение об осуществлении рассматриваемой закупки не соответствует требованиям Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
- Заказчиком применен код ОКПД2 77.39.19.119 не соответствующий, по мнению Заявителя, объекту рассматриваемой закупки и не применен соответствующий код КТРУ (26.60.11.112-00000037 "Система флюороскопическая рентгеновская общего назначения передвижная, цифровая"), что по мнению Заявителя позволило Заказчику не устанавливать ограничения допуска в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N878 и Приказом Минфина от 04.06.2018 N126н;
- расчет НМЦК не соответствует объекту рассматриваемой закупки;
- проект контракта не содержит срока аренды оборудования, а также порядка внесения арендных платежей;
Кроме того Заявитель считает, что условие об обязанности предоставления арендодателем оборудования арендатору в течение трех дней со дня получения арендодателем заяви арендатора с 8-30 до 15-00 часов, установленное Заказчиком в проекте контракта, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Не согласившись с доводами жалобы ГБУЗ "Пригородная ЦРБ" МЗ РСО-Алания представило в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 14 июня 2023 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), Управлением Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд, как уполномоченным органом, было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0310200000323001777 на оказание услуг по аренде медицинской техники, с начальной (максимальной) ценой контракта 19 400 000,00 (в редакции N2 с внесенными изменениями, далее - Извещение), в том числе описание объекта закупки и проект государственного контракта.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 (далее - ПП РФ от 08.02.2017 N145) утверждены Правила формирования и ведения в ЕИС КТРУ (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) и Правила использования КТРУ.
Пунктом 1 Правил формирования и ведения КТРУ установлено, что настоящие Правила определяют порядок формирования и ведения каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе состав включаемой в него информации.
Пунктом 2 Правил использования КТРУ установлено, что КТРУ используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
- извещении об осуществлении закупки;
- приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
- документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке);
- контракте;
- реестре контрактов, заключенных заказчиками;
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ установлено, что в позицию КТРУ включается следующая информация:
б) наименование товара, работы, услуги (для целей Правил формирования и ведения КТРУ под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 Правил формирования и ведения КТРУ;
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости).
При этом, пунктом 7 Правил использования КТРУ установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием ЕИС при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Закона о контрактной системе.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частями 2 и 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Так, Заказчиком в Извещении о проведении Аукциона указан код ОКПД2 77.39.19.119 "Услуги по аренде и лизингу прочих машин и оборудования научного и промышленного назначения".
Кроме того, Извещение об осуществлении рассматриваемой закупки содержит описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе исходя из своих фактических потребностей.
При этом, Заказчик самостоятельно формирует объект закупки исходя из своих фактических потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры объекта закупки, которые являются значимыми и определяющими для него.
Из буквального толкования положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, приобрести товары именно с теми характеристиками, которые ему необходимы и которые соответствуют его потребностям, нуждам, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в Аукционную документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, и, обязывающих Заказчика устанавливать в Аукционной документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Учитывая наличие у Заказчика объективной потребности в получении определенного товара и то, что Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, работе, услуге, отсутствуют основания делать вывод об ограничении им количества потенциальных участников Аукциона, поскольку предметом Аукциона является поставка товара, а не его производство, и, соответственно, требования к товарам в описании объекта закупки в равной степени распространялись на всех потенциальных участников Аукциона, то есть, любое лицо обладало возможностью закупить и поставить требуемые товары.
При этом, Приказ Минфина России от 04.06.2018 N126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ Минфина России от 04.06.2018 N126н) и постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ от 10.07.2019 N878) не содержат код ОКПД2 77.39.19.119, установленный Заказчиком в Извещении об осуществлении закупки, в связи с чем Приказ Минфина России от 04.06.2018 N126н и ПП РФ от 10.07.2019 N878 применению не подлежат.
2. Пунктом 9 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, помимо прочего, должно содержать начальную (максимальную) цену контракта (цену отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Так, в соответствии в вышеуказанным, Извещение о проведении Аукциона содержит обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
При этом, материалы дела не содержат документов и информации, подтверждающих довод Заявителя о том, что содержащийся в Извещении расчет НМЦК составлен на приобретение оборудования, а не на его аренду в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
Пунктами 1 и 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок.
В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
При этом, вопреки доводу Заявителя, в пунктах 1.1 и 1.2 проекта государственного контракта Заказчиком установлено:
1.1. В соответствии с настоящим контрактом Арендодатель обязан предоставить Арендатору за плату во временное владение и пользование медицинское оборудование (далее по тексту - Оборудование), указанное в Приложении N 1 к настоящему контракту. Передаваемое в аренду Оборудование должно быть новым (не бывшим в употреблении, не проходившее ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств), не ранее 2023 года выпуска. Оборудование не должно иметь дефектов, связанных с разработкой, материалами или качеством изготовления. Срок гарантии оборудования должно составлять не менее 12 месяцев со дня ввода товара в эксплуатацию. Срок действия гарантии производителя товара - не менее 12 месяцев со дня ввода товара в эксплуатацию.
1.2. Срок аренды составляет 12 месяцев с момента передачи Оборудования Арендатору по акту приема-передачи. Услуги оказываются ежемесячно.
Кроме того, согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
При этом, вопреки доводу Заявителя, в пункте 4.2 проекта контракта Заказчиком установлено, что оплата осуществляется Арендатором за счет средств бюджетного учреждения (Ставропольский край). Оплата услуг по настоящему контракту производится Арендатором не более чем в течение 7 (семи) рабочих дней с момента подписания арендатором документов о приемке, в безналичной форме, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя, на основании акта выполненных работ и предоставления Арендодателем счета, счета-фактуры.
Арендная плата начисляется ежемесячно за предшествующий месяц. При исчислении арендной платы за неполный месяц (начало и/или окончание расчетного периода не с первого числа/не на последнее число календарного месяца), арендная плата начисляется в размере, пропорциональном дням пользования в месяце. Счета выставляются ежемесячно.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу о том, что довод Заявителя о несоответствии условия о поставке арендодателем оборудования арендатору в течение трех дней со дня получения арендодателем заявки арендатора не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, установленного Заказчиком в проекте контракта несостоятелен, поскольку основан на неправильном толковании положений Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ООО "Медикалгерэт" на действия государственного заказчика - ГБУЗ "Пригородная ЦРБ" МЗ РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0310200000323001777 на оказание услуг по аренде медицинской техники.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 26 июня 2023 г. N А149-06/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2023