Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "ЭЙ ПИ АЛЬЯНС" на действия государственного заказчика - ГБУЗ "Поликлиника N4" МЗ РСО-Алания (Республика Северная Осетия-Алания, г.Владикавказ, ул.Барбашова, д.39) при осуществлении закупки расходных материалов для бактериологической лаборатории ГБУЗ "Поликлиники N4" МЗ РСО-Алания (электронный аукцион N0310200000323001775, далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
19 июня 2023 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "ЭЙ ПИ АЛЬЯНС" на действия ГБУЗ "Поликлиники N4" МЗ РСО-Алания при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя Извещение об осуществлении рассматриваемой закупки не соответствует требованиям Закона о контрактной системе поскольку, как считает Заявитель, совокупности характеристик, установленных Заказчиком в описании объекта рассматриваемой закупки, не соответствует ни один товар, имеющийся на рынке.
Кроме того в жалобе Заявитель указал, что им в адрес Заказчика был направлен запрос на дачу разъяснений положений Извещения о проведении Аукциона. Однако, как указывает Заявитель, Заказчик отказался предоставлять какие-либо разъяснения.
Не согласившись с доводами жалобы ГБУЗ "Поликлиники N4" МЗ РСО-Алания представило в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 09 июня 2023 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Управлением Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд, как уполномоченным органом, было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0310200000323001775 на поставку расходных материалов для бактериологической лаборатории ГБУЗ "Поликлиники N4" МЗ РСО-Алания с начальной (максимальной) ценой контракта 201 845,50 (далее - Извещение), в том числе описание объекта закупки и проект государственного контракта.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной систме, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Частями 2 и 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Так, в соответствии с вышеуказанным, Заказчиком в составе Извещения о проведении Аукциона размещено описание объекта закупки с указанием функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, в том числе и в отношении питательного бульона - питательной среды ИВД:
Наименование объекта |
Код позиции КТРУ |
ОКПД2 |
Описание по классификатору |
Характеристики товара, работы, услуги |
Дополнительные характеристики |
Обоснование необходимости использования |
Ед. изм |
Кол-во |
Срок годности на момент поставки не менее, дней |
Питательный бульон питательная среда ИВД |
20.59.52.140-00000144 |
20.59.52.140 |
Питательный бульон, питательная среда, предназначенная для поддержания и усиления роста неприхотливых микроорганизмов в клиническом образце. |
Масса питательной среды: 500 (г) . Форма выпуска: Порошок . |
Состав: триптон не менее 9 г/л; хлорид натрия не менее 5 г/л; дрожжевой экстракт не менее 1 г/л. Дегидратированный порошок бледно бежевого цвета. Навеска для приготовления 1 л не более 15 г. Считывание результатов визуально, спустя 24 часа. |
Необходимые характеристики для проведения исследования в лаборатории. |
Штука |
2 |
120 |
Вместе с тем, материалы дела не содержат документов и информации, подтверждающих довод Заявителя о том, что совокупности характеристик, установленных Заказчиком в описании объекта рассматриваемой закупки, не соответствует ни один товар, имеющийся на рынке.
При этом, Заказчик самостоятельно формирует объект закупки исходя из своих фактических потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры объекта закупки, которые являются значимыми и определяющими для него.
Из буквального толкования положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, приобрести товары именно с теми характеристиками, которые ему необходимы и которые соответствуют его потребностям, нуждам, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в Аукционную документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, и, обязывающих Заказчика устанавливать в Аукционной документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Учитывая наличие у Заказчика объективной потребности в получении определенного товара и то, что Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, работе, услуге, отсутствуют основания делать вывод об ограничении им количества потенциальных участников Аукциона, поскольку предметом Аукциона является поставка товара, а не его производство, и, соответственно, требования к товарам в описании объекта закупки в равной степени распространялись на всех потенциальных участников Аукциона, то есть, любое лицо обладало возможностью закупить и поставить требуемые товары.
Кроме того, Заказчиком представлены в материалы дела коммерческие предложения на поставку закупаемых товаров, на основании которых была сформирована начальная (максимальная) цена контракта, с указанием характеристик, соответствующих установленным в описании объекта рассматриваемой закупки.
Также, на участие в Аукционе было подано две заявки, которые были признаны соответствующими требованиям Извещения о проведении Аукциона и Закона о контрактной системе и допущены к участию в нем.
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу о соответствии описания объекта закупки требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в ЕИС, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Согласно сведениям из ЕИС, не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в Аукциона в адрес Заказчика поступил запрос о даче разъяснений положений Извещения об осуществлении рассматриваемой закупки. При этом, вопреки доводу Заявителя, 16.06.2023 в 17:16 (МСК) в соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчиком размещены в ЕИС разъяснения положений Извещения о проведении Аукциона.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ООО "ЭЙ ПИ АЛЬЯНС" на действия государственного заказчика - ГБУЗ "Поликлиника N4" МЗ РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0310200000323001775 на поставку расходных материалов для бактериологической лаборатории ГБУЗ "Поликлиники N4" МЗ РСО-Алания.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 26 июня 2023 г. N А150-06/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2023