Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заявителя - ООО "Ренессанс- мед": Гавриловой Н.В.;
от заказчика - КГБУЗ "Городская поликлиника N 14, г. Барнаул": Волгина А.А.;
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края": Олюниной Е.В.;
рассмотрев жалобу ООО "Ренессанс-мед" на закупку N 081720000323010168 "Поставка медицинского оборудования (тренажер для пассивной разработки кистей рук с обратной связью), согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО "Ренессанс-мед" на закупку N 081720000323010168 "Поставка медицинского оборудования (тренажер для пассивной разработки кистей рук с обратной связью).
Представитель Заявителя указала на нарушение Заказчиком правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённых Постановлением Правительства N 145 от 08.02.2017 г. (далее-ПП N 145), статьи 33 Закона о контрактной системе. На основании изложенного просила признать жалобу обоснованной, выдать соответствующее предписание.
Представители Уполномоченного учреждения, Заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные и устные пояснения.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок в ходе проведения внеплановой проверки пришла к следующим выводам:
23 июня 2023 года было размещено извещение N 0817200000323010168 "Поставка медицинского оборудования (Тренажер для пассивной разработки кистей рук с обратной связью)".
При осуществлении указанной закупки был применен ОКПД 2 26.60.13.190 "Оборудование для электротерапии прочее, не включенное в другие группировки".
Согласно доводам представителя Заказчика, определение кода ОКПД2 осуществляется заказчиком путем отнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки.
При этом заказчики самостоятельно определяют код ОКПД2 как наиболее подходящий закупки, исходя из собственных потребностей и особенностей предлагаемых услуг (письмо Министерства экономического развития РФ от 18.04.2016 г. N Д28и-1033).
Таким образом, Заказчик самостоятельно определяет код ОКПД 2 или код позиции КТРУ, путем соотнесения объекта закупки к соответствующим кодам и наименованиям позиций ОКПД или КТРУ, как наиболее подходящим с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара (работы, услуги), а так же его характеристик.
В соответствии с пунктом 7 ПП N 145, в качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
По мнению Заказчика позиция КТРУ не позволяет надлежащим образом определить необходимое Заказчику оборудование, а так же учитывая, что достижение эффективности и результативности закупки невозможно в отсутствие надлежащего описания объекта закупки, соответствующего потребностям Заказчика, последним был применён код ОКПД 2 26.60.13.190 как наиболее подходящий под специфику закупки с учетом применения, и указаны уточняющие характеристики необходимого оборудования.
Согласно пункту 5 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик формирует и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Каталог используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
извещении об осуществлении закупки;
приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
контракте;
реестре контрактов, заключенных заказчиками;
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с Правилами ПП N 145 Заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога с даты ее включения, а также характеристики товара, предусмотренные позицией КТРУ.
Согласно сведениям официального сайта в КТРУ включены 3 позиции, наименование которых, соответствуют объекту закупку: 26.60.13.190-00000668, 26.60.13.190- 00000666, 26.60.13.190-00000667.
Таким образом, в нарушение ПП N 145 Заказчик не применил характеристика товара, предусмотренные позицией КТРУ.
Представитель Заявителя так же указывает на нарушение Заказчиком норм статьи 33 Закона о контрактной системе, указывая на то, что товар описан Заказчиком таким образом, что ему соответствует только товар производителя "VIBRAINT RehUp" по ТУ 26.60.13-125-18163033-2021, РЗН 2022/18898 от 24.11.2022 г.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
По мнению представителя Заявителя Заказчик создает преимущество участнику, исключая возможность поставки таких производителей как:
1. Комплекс экзоскелета кисти с двумя степенями свободы и внешним программным управлением (Экзокисть-2) по ТУ 32.50.50-003-64412177-2016, РЗН 2018/7681 от 20.07.2020;
2. Комплекс экзоскелета кисти с двумя степенями свободы и внешним программным управлением (Экзокисть-3) по ТУ 26.60.13-003-01963278-2019, РЗН 2022/18531 от 11.10.2022;
3. Роботизированный комплекс "Ортез-1" для восстановления локомоторных функций кистей рук по ТУ 26.60.13-005-064412177-2020, РЗН 2023/19818 от 20.03.2023.
Так, представитель Заявителя указывает, что все вышеуказанные производители удовлетворяют потребность Заказчика со стороны оказания качественной медицинской помощи, но описание объекта закупки позволяет предложить только товар производителя "VIBRAINT RehUp". Также все вышеуказанные изделия имеют один код НКМИ, указанный в стандарте оснащения (в подтверждение своей позиции представила сравнительную таблицу с характеристиками, ограничивающими возможность предложения иных производителей).
Согласно доводам представителя Заказчика, включение в техническое задание показателей, которые отвечают потребностям заказчика в закупке изделия, даже с учетом на наличия на рынке только одного производителя не может рассматриваться как нарушение норм Закона о контрактной системе, поскольку их наличие в техническом задании обусловлено спецификой использования такого товара и обеспечивает Заказчика инновационной и высокотехнологичной медицинской продукцией.
Заказчиком не представлено доказательств того, что под указанные характеристики подходят иные производители.
Таким образом, в нарушение статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки Заказчиком указаны функциональные, технические и качественные характеристики, которым соответствует только один производитель.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ренессанс-Мед" обоснованной;
2. Признать действия Заказчика, выразившиеся в нарушении статьи 33 Закона о контрактной системе, правил, установленных ПП N 145 неправомерными;
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному учреждению предписание об устранении нарушений путем аннулировании торгов.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
А.Ю. Бурбах |
|
____________________________ |
О.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 10 июля 2023 г. N 022/06/33-751/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2023