Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
от заявителя - ООО "Cубъект права" Валеевой Александры Сергеевны путем видеоконференции,
от заказчика - ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Алтай" Федерального дорожного агентства" Арсеньева Алексея Владимировича, Баталовой Елены Васильевны путем видеоконференции,
рассмотрев жалобу ООО "Субъект права" на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0317100000523000033 "Проведение проектных и изыскательских работ на капитальный ремонт действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Капитальный ремонт автомобильной дороги А-321 Барнаул - Павловск - граница с Республикой Казахстан на участках км 316+000 - км 326+000, км 326+000 - км 336+000, км 336+000 - км 346+000, км 346+000 - км 356+000, км 356+000 - км 363+000, Алтайский край" согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО "Субъект права" (далее- заявитель) на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0317100000523000033 "Проведение проектных и изыскательских работ на капитальный ремонт действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Капитальный ремонт автомобильной дороги А-321 Барнаул - Павловск - граница с Республикой Казахстан на участках км 316+000 - км 326+000, км 326+000 - км 336+000, км 336+000 - км 346+000, км 346+000 - км 356+000, км 356+000 - км 363+000, Алтайский край".
Заявитель указывает, что заказчиком произведено искусственное укрупнение, исключающее возможность участия малых хозяйствующих субъектов в закупке. Лот закупки включает в себя самостоятельные объекты, имеющие отдельные задания, сроки выполнения работ, результаты работ. Дорога уже "разбита" на равные участки, проект на каждый отдельный участок сам по себе уже является результатом, несет в себе потребительскую ценность для Заказчика. В связи с чем по каждому отдельному объекту может быть проведен отдельный открытый конкурс в электронной форме. Объединение в один лот несколько самостоятельных объектов, фактически создает дополнительные требования к участникам о необходимости наличия бльшего объема технических, кадровых и финансовых ресурсов и приводит к вытеснению малых хозяйствующих субъектов, не способных либо освоить такой крупный лот, либо выполнить требование об обеспечении исполнения контракта.
Ко дню рассмотрения жалобы от заявителя посредством электронной почты поступили дополнения к жалобе.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, пояснил, что в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон 257-ФЗ) автомобильная дорога А-321 Барнаул - Павловск - граница с Республикой Казахстан является автомобильной дорогой общего пользования федерального значения, состоящей в федеральной собственности России и находящейся в оперативном управлении ФКУ Упрдор "Алтай".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Участки км 316+000 - км 326+000, км 326+000 - км 336+000, км 336+000 - км 346+000, км 346+000 - км 356+000, км 356+000 - км 363+000 являются неотъемлемыми конструктивно-технологическими и эксплуатационными частями одного линейного объекта. Объединение заказчиком в один лот закупки однородных работ по инженерным изысканиям и разработке проектной документации по капитальному ремонту 5 (пяти) участков одного линейного объекта автодороги А-321 Барнаул - Павловск - граница с Республикой Казахстан не может являться нарушением Закона о контрактной системе. Единый подход в проведение проектных и изыскательских работ в будущем обеспечивает качественное и единообразное исполнение проекта. Объединение в один лот однородных работ по разработке проектной документации капитального ремонта автомобильной дороги, а также привлечение в связи с этим подрядной организации, обладающей достаточными материальными, трудовыми и экономическими ресурсами в целях надлежащего выполнения принимаемых на себя обязательств по государственному контракту, соответствует целям и задачам Закона о контрактной системе и не является нарушением положений Закона о защите конкуренции.
Заслушав пояснения представителей сторон, изучив представленные документы, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур жалоба может быть подана в контрольные органы в сфере закупок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, исключительно с использованием единой информационной системы.
Статьей 105 Закона о контрактной системе не предусмотрена подача дополнений к жалобе.
В связи с чем дополнения к жалобе заявителя, направленные по электронной почте, не подлежат рассмотрению.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
16.06.2023 года в единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0317100000523000033 "Проведение проектных и изыскательских работ на капитальный ремонт действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Капитальный ремонт автомобильной дороги А-321 Барнаул - Павловск - граница с Республикой Казахстан на участках км 316+000 - км 326+000, км 326+000 - км 336+000, км 336+000 - км 346+000, км 346+000 - км 356+000, км 356+000 - км 363+000, Алтайский край", а также описание объекта закупки, проект контракта и др. Начальная (максимальная) цена контракта - 57 247 086,00 рублей.
В извещении установлено требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования.
Согласно описанию объекта закупки проведение проектных и изыскательских работ на капитальный ремонт автомобильной дороги А-321 Барнаул - Павловск - граница с Республикой Казахстан должно осуществляться на пяти смежных участках, которые образуют единый линейный объект. Для проведении проектных и изыскательских работ по каждому участку определены основные технические параметры, сроки выполнения работ.
Комиссия соглашается с доводами заказчика о том, что объединение в один лот закупки однородных работ по инженерным изысканиям и разработке проектной документации по капитальному ремонту пяти смежных участков одного линейного объекта автодороги А-321 Барнаул - Павловск - граница с Республикой Казахстан не нарушает положения Закона о контрактной системе. Единый подход в проведение проектных и изыскательских работ по всем участкам дороги в будущем позволит обеспечить качественное и единообразное исполнение проекта.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок. Учитывая изложенное, положение Закона о контрактной системе не обязывает заказчика проводить все закупки только для субъектов малого предпринимательства.
При этом, согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Данное требование в объеме привлечения 10% от цены контракта было установлено заказчиком в извещении о проведении закупки, в связи с чем, субъекты малого предпринимательства имеют возможность в качестве субподрядной организации выполнять часть работ по контракту.
Комиссия установила, что на участие в закупке было подано восемь заявок, что также опровергает довод заявителя об ограничении числа участников закупок в связи с укрупнением лота.
На основании изложенного, Комиссия не находит в действиях заказчика нарушений требований ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе.
Комиссией также установлено, что заявитель не является членом какой-либо саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования согласно сведениям из реестра членов СРО на сайте https://www.nopriz.ru , соответственно , не может являться потенциальным участником закупки. В связи с чем права и законные интересы заявителя при проведении рассматриваемой закупки не могут быть нарушены.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
признать жалобу ООО "Субъект права" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
М.Н. Кудельникова |
|
_____________________________ |
О.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 10 июля 2023 г. N 022/06/8-752/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2023