Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок,
членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от Заказчика - Администрации г. Рубцовска Бабкиной Юлии Вячеславовны путем видеоконференции,
от ООО "Транс Логистик" Манасян Артура Левоновича, Мартиросян Сюзанны Геворговны при личном присутствии, после перерыва Мартиросян Сюзанны Геворговны при личном присутствии,
рассмотрев обращение Заказчика -- Администрации г. Рубцовска, о включении сведений об ООО "Транс Логистик", его учредителе, генеральном директоре в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам закупки N 0117300085523000057 "Выполнение работ по текущему (ямочному) ремонту автомобильных дорог в городе Рубцовске Алтайского края" согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение Заказчика - Администрации г. Рубцовска, о включении сведений об ООО "Транс Логистик" ( далее - Общество, Подрядчик), его учредителе, генеральном директоре в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам закупки N 0117300085523000057 "Выполнение работ по текущему (ямочному) ремонту автомобильных дорог в городе Рубцовске Алтайского края".
Представитель Заказчика пояснила, что Подрядчик к работам так и не приступил, в связи с чем заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, поскольку решение вступило в силу, Заказчик просит включить сведения об ООО "Транс Логистик" в реестр недобросовестных поставщиков.
Представители Общества пояснили, что Общество имело намерение исполнить контракт, однако, в связи с отсутствием материала для проведения работ (асфальтобетонная смесь марки А16ВН) на единственном производственном предприятии в радиусе 200 км, Общество не имело возможность приступить к выполнению работ. Доставка материала из г. Барнаула привела бы к нарушения качества материала. В связи с данными обстоятельствами Общество просило Заказчика продлить срок выполнения работ по контракту, заменить марку смеси на иную. Представители считают, что Общество действовало добросовестно, возражали против включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Заслушав пояснения сторон, Комиссия объявила перерыв для предоставления Обществом документов в подтверждение своих доводов, Заказчиком - дополнительных документов в материалы дела при их наличии.
После перерыва представитель Общества предоставила письма в адрес Заказчика.
Изучив документы в материалах дела, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
По итогам электронного аукциона N 0117300085523000057 11.04.2023 г. между Администрацией г. Рубцовска и ООО "Транс Логистик" был заключен муниципальный контракт N 2023.057 на выполнение работ по текущему (ямочному) ремонту автомобильных дорог в городе Рубцовске (далее - контракт).
В соответствии с п. 1.1- 1.3 контракта Подрядчик обязуется собственными и (или) привлеченными силами своевременно по заданию Заказчика выполнить работы по текущему (ямочному) ремонту автомобильных дорог в городе Рубцовске Алтайского края (далее - "работа") и сдать ее результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Состав и объем работы определяется Приложениями 1 и 2 к Контракту.
Место выполнения работы: Российская Федерация, Алтайский край, город Рубцовск, улично-дорожная сеть города Рубцовска по заявкам Заказчика..
Согласно п. 2.1 контракта цена Контракта составляет 2 999 593 (Два миллиона девятьсот девяносто девять тысяч пятьсот девяносто три) рубля 04 копейки.
В соответствии с п. 3.4.1. контракта подрядчик обязан выполнить предусмотренные Контрактом работы, обеспечив их надлежащее качество, в соответствии с требованиями нормативных документов, в сроки, установленные Контрактом/ заявкой, в пределах цены Контракта.
В соответствии с пунктом 4.1 контракта срок подрядчик приступает к выполнению работы с даты заключения Контракта. Работа должна быть закончена в срок до 01 июня 2023 года.
Согласно п. 11.1-11.2 контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по следующим основаниям:
Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работы настолько медленно, что завершение выполнения работы к установленному в Контракте сроку становится явно невозможным;
во время выполнения работы стало очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, и Подрядчик не устранил недостатки в назначенный срок после получения требования об их устранении от Заказчика;
отступления в работе от условий Контракта или иные недостатки работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми;
по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Письмом исх. N 25 от 12.05.2023 г. Подрядчик проинформировал Заказчика о том, что в виду сдвига погодных условий, повлиявших на выработку и отгрузку асфальтобетонной смеси марки А16ВН с производственных предприятий данной отрасли в радиусе 200 км, произошел сдвиг по началу выполнения дорожных работ по текущему ямочному ремонту. Подрядчик просил отсрочить выполнения контракта до 30.06.2023 г.
Письмом исх. N 266/П/3455 от 19.05.2023 г. Заказчик информировал Подрядчика о необходимости выполнения работ по контракту в срок до 01.06.2023 г.
Письмом исх. N 266/П/3456 от 19.05.2023 г. Заказчик отказал в продлении срока исполнения контракта в виду положений п. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Письмом исх. N 32 от 07.06.2023 г. в связи с отсутствием асфальтобетонной смеси марки А16ВН на производственных предприятиях данной отрасли в радиусе 200 км подрядчик просил заменить марку материала на другую либо расторгнуть контракт по соглашению сторон.
09.06.2023 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с тем, что Подрядчиком не приступил к выполнению работ по контракту.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 20.06.2023 г., получено Подрядчиком по ЕИС 20.06.2023 г. Таким образом, решение Заказчика вступило в силу и контракт считается расторгнутым с 01.07.2023 г.
Рассмотрев доводы Подрядчика о невозможности приступить к выполнению работ, неправомерности действий Заказчика, Комиссия считает следующее.
Согласно ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается.
Согласно ч. 7 ст. 95 Закона о контрактной системе при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
Таким образом, срок выполнения работ является существенным условием и не подлежит изменению сторонами. Заказчик вправе заменить материал для выполнения работ, в случае если его качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками материала, предусмотренного контрактом. При этом Заказчик вправе, но не обязан заменить материал даже при соблюдении указанных условий.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В силу статьи 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Таким образом, участник закупки, осуществляющий предпринимательскую деятельность, несет в том числе риски, связанные с участием в закупках: став победителем закупки, участник закупки обязан заключить и исполнить контракт.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Обществом не представлено доказательств отсутствия материала требуемой марки у поставщиков на территории, доставка с которой позволила бы сохранить требуемое качество материала, а также доказательств отказа поставщиков поставить Подрядчику требуемый материал и пр., при этом отсутствие материала требуемой марки на рынке не является обстоятельством непреодолимой силы, а является обычным риском предпринимательской деятельности.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с пунктом 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков также включается информация о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, об участниках (членах) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - поставщика (подрядчика, исполнителя), не исполнившего или ненадлежащим образом исполнившего обязательства, предусмотренные контрактом.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "Транс Логистик" (ИНН 2225110510, КПП 222501001; Социалистический пр-т, 87, офис 01, г. Барнаул, 656049), его учредителе, генеральном директоре - Куц Иване Васильевиче (ИНН 222107878880) по факту одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам закупки N 0117300085523000057 "Выполнение работ по текущему (ямочному) ремонту автомобильных дорог в городе Рубцовске Алтайского края" сроком на два года.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 10 июля 2023 г. N 022/10/104-734/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2023