Резолютивная часть объявлена: 05.07.2023 года.
Решение изготовлено в полном объеме: 10.07.2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
Тельпов И.А. - заместитель начальника отдела контроля закупок;
Сисева Н.И. - член Комиссии, старший государственный инспектор,
в присутствии представителей:
уполномоченного органа - Управление по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области: Репникова О.Н. (доверенность N 5 от 10.01.2023 года) и Рыжкова Ю.В. (доверенность N 8 от 10.01.2023),
заявителя - ИП Саприна Андрея Алексеевича: Серебряков Г.В. (доверенность б/н от 30.06.2023) и Волчкевич Ю.И. (доверенность б/н от 03.07.2023),
рассмотрев жалобу ИП Саприна Андрея Алексеевича
на действия заказчиков и уполномоченного органа при проведении конкурса N 0131200001023006097,
у с т а н о в и л а:
28.06.2023 В Воронежское УФАС России поступила жалоба ИП Саприна Андрея Алексеевича (далее - Заявитель) на действия заказчиков и уполномоченного органа при проведении конкурса N 0131200001023006097.
В жалобе Заявителя содержатся следующие доводы:
1. Установление критерия оценки заявок "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" ограничивают конкуренцию, так как не установлено предельное значение данного показателя.
Оценка по показателю наибольшая цена одного из исполненных договоров ограничивает доступ к участию в торгах небольших организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами малого предпринимательства.
2. Установление критерия "Наибольший размер оборотных активов" ограничивают конкуренцию, так как индивидуальные предприниматели не имеют бухгалтерского баланса.
Представители уполномоченного органа считают доводы, изложенные в жалобе необоснованными, действия заказчика соответствующими законодательству о закупках.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
09.06.2023 года в единой информационной системе в сфере закупок Заказчиком размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку продуктов питания (мясо говядина) (извещение N 0131200001023006097).
Объект закупки: Говядина замороженная. Код позиции 10.11.31.110-00000005.
Пунктом 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Кроме того, общие принципы организации и порядка проведения торгов установлены статьей 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе, электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее , в том числе информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Часть 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Пунктом 24 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 предусмотрено, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п.п. а) п. 28 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
В силу пункта 20 Положения, если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из формул, установленных в указанном пункте.
Как следует из приложения N 5 к извещению о проведении конкурса, Заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок участников аукциона:
1. Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги - 40%.
2. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - 10%.
3. Квалификация участников закупки - 50%.
Как следует из документов о проведении конкурса, Заказчик не устанавливает предельное значение характеристики объекта закупки.
Представитель уполномоченного органа пояснил, что в данной закупке отсутствует однозначная необходимость таких предельных значений.
Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 08.12.2021 N МШ/105064/21, заказчики не вправе устанавливать требование, в соответствии с которым к оценке принимаются контракты, стоимость которых должна зависеть от начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, действия Заказчика по установлению критерия оценки заявок "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" не противоречат требованиям действующего законодательства.
Также Заказчиком в документе "порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" установлен показатель "наличие у участников закупки финансовых ресурсов" с детализирующим показателем "наибольший размер оборотных активов".
Под детализирующим показателем Заказчик понимает значение объема оборотных активов в стоимостном выражении участника конкурса в электронной форме. Расчет показателя производится на основе бухгалтерского баланса участника конкурса в электронной форме (строка 1200). Подтверждается копией бухгалтерского баланса участника конкурса в электронной форме за 2022 год.
Представитель уполномоченного органа пояснил, что указанный детализирующий показатель применяется для более прозрачного видения финансовых возможностей потенциальных поставщиков, являющихся участниками рынка по поставке продуктов питания.
Указанный показатель не является единственным и обязательным условием участия в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а направлен, прежде всего, на выбор победителем конкурса лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика.
Заявитель в свою очередь не представил доказательств, свидетельствующих, что у него имеются препятствия для участия в конкурсе на конкурентных условиях, в том числе Заявитель не предоставил, документов, подтверждающих невозможность предоставления сокращенной формы бухгалтерского баланса.
Вместе с тем в жалобе содержится информация о том, что ИП Саприн А.А. имеет большой опыт поставки продуктов питания.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика при установлении критериев оценки заявок не привели к нарушению требований Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия Воронежского УФАС России принимает во внимание тот факт, что на участие в конкурсе было подано две заявки, что свидетельствует об отсутствии препятствий для подачи заявок участниками конкурса.
Руководствуясь ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Воронежского УФАС России,
р е ш и л а:
признать жалобу ИП Саприна Андрея Алексеевича на действия заказчиков и уполномоченного органа при проведении конкурса N 0131200001023006097 необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Член Комиссии И.А. Тельпов
Член Комиссии Н.И. Сисева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 5 июля 2023 г. N 036/06/42-1075/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2023