Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
- Тельпов И.А. - член Комиссии, заместитель начальника отдела,
- Сисева Н.И. - член Комиссии, старший государственный инспектор,
при участии представителей:
ООО "ВИПАКС +": Долгих А.А. (доверенность N 670 от 14.12.2022),
Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области: Репникова О.Н. (доверенность от 10.01.2023 года N5),
Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Воронежской области ''Институт развития образования'': Смикалова Романа Андреевича (доверенность от 10.07.2023 года N01-12/1775),
рассмотрев жалобу ООО "ВИПАКС +" на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на приобретение камер видеонаблюдения для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (номер извещения: 0131200001023006830),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО "ВИПАКС +" (далее - Заявитель) на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на приобретение камер видеонаблюдения для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (номер извещения: 0131200001023006830, далее - аукцион).
По мнению Заявителя, действия заказчика и управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области нарушают требования Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), поскольку при проводим аукционе не установлен запрет, согласно Постановлению Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заявитель также полагает, что указанная Заказчиком в описании объекта закупки характеристика "Full HD 1080 р" свидетельствует о том, что приобретаются камеры с встроенным программным обеспечением.
Организация, осуществляющая размещение, Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласны, представили письменные возражения на жалобу.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.
28.06.2023 года в единой информационной системе размещено извещение о проведении электронного аукциона.
Начальная (Максимальная) цена контракта составляет - 2 110 370, 48 рублей.
Объект закупки: Камера видеонаблюдения. Код позиции 26.70.13.000-00000004.
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, под электронным аукционом понимается конкурентный способ определения поставщиков, при котором победителем электронной процедуры признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Комиссией Воронежского УФАС России установлено, что позиция КТРУ - 26.70.13.000-00000004 не содержит такой характеристики, как "программное обеспечение", "встроенное программное обеспечение".
Пунктом 1 частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в форме электронного документа.
Электронным документом "Приложение 3 - Описание объекта закупки_00744.zip" Заказчиком представлено Описание объекта закупки.
В описании объекта закупки указаны характеристики, установленные в позиции КТРУ - 26.70.13.000-00000004.
Характеристика HD-формат Full HD 1080p указана в КТРУ и не сопровождается словами "программное обеспечение", "встроенное программное обеспечение".
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
При этом, в соответствии с пунктом 2.1 Постановления N1236 предусмотрено, что для целей применения пункта 2 Постановления N1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
При этом, объект закупки (Камера видеонаблюдения), а также предмет контракта, не попадает под определения программного обеспечения, установленные п. 2.1 Постановления N1236, в следствии чего, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу о правомерности действий Заказчика, в части неприменения запрета, предусмотренного Постановлением N1236.
Также Комиссия Воронежского УФАС России отмечает, что Законом о контрактной системе, а также Постановлением N1236 не регламентированы случаи применения, рассматриваемого запрета при закупках оборудования с предустановленным программным обеспечением (встроенным программным обеспечением), без которого применения данного оборудования невозможно, и в извещении не предусмотрена необходимость установки программного обеспечения и передачи прав на него в результате исполнения обязательств по контракту.
Вышеуказанная позиция также отражения в письме от 15.12.2022 года NП11-2-05-106-94501 Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской федерации.
Более того, Комиссия Воронежского УФАС России при принятии настоящего решения также учитывает тот факт, что на участие в закупке подано 3 заявки (2 из которых отклонены).
Применение национального режима в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе Заказчиком применяется.
В извещении о проведении аукциона установлено ограничение допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Исходя из изложенного, на основании информации, представленной Заявителем, Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "ВИПАКС +" на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на приобретение камер видеонаблюдения для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (номер извещения: 0131200001023006830) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Член Комиссии И.А. Тельпов
Член Комиссии Н.И. Сисева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 14 июля 2023 г. N 036/06/33-1101/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.07.2023