Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Проектная компания Краспик" (далее - заявитель, общество, ООО "ПК Краспик") на действия Администрации Одесского муниципального района Омской области и его комиссии по осуществлению закупок (далее - заказчик, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Строительство многофункционального здания общеобразовательной школы на 550 мест в с. Одесское" (извещение N 0152300039923000043) (далее - электронный аукцион, аукцион),
при участии посредством видео-конференц-связи:
представителей заявителя - Жеребора Дмитрия Владимировича (доверенность N 12 от 26.01.2023);
председателя комиссии по осуществлению закупок заказчика - Гардера Андрея Николаевича
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 6098-ЭП/23 от 03.07.2023) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок заказчика, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 16.06.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0152300039923000043 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 21 823 222,27 руб.
22.06.2023 внесены изменения в извещение об осуществлении закупки и размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
26.06.2023 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому было подано 4 заявки, участниками закупки сделано 4 ценовых предложения, наименьшее ценовое предложение (13421281,03 руб. руб.) сделано участником закупки с идентификационным номером заявки 114500422, при этом снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 38,50%.
Согласно протоколу подведения итогов определения подрядчика от 28.06.2023 заявки трех участников были отклонены. Победителем закупки признан участник с идентификационным номером заявки 114506821 с ценой контракта 21714106 руб.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и объяснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено.
По мнению заявителя, его заявка была неправомерно отклонена по основанию, изложенному в протоколе подведения итогов определения подрядчика.
Возражений на доводы жалобы заказчиком не представлено.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частями 2, 3, 4 и 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования) (пункт 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ - требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки, а именно документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
При проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке (пункт 3 части 6 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе).
Частью 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Подпунктом "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее также постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Согласно подпункту "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Из позиции 10 Раздела II "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям" приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 (далее - Дополнительные требования) следует, что, если объектом закупки выступают работы по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, к участнику закупки предъявляются требования о наличии следующего опыта выполнения работ:
наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
Информацией и документами, подтверждающими соответствие участников закупки данному дополнительному требованию, являются:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;
3) положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В связи с тем, что начальная (максимальная) цена контракта, определенная заказчиком, превышала 5 млн. рублей, а объектом спорной закупки выступало выполнение проектно-изыскательских работ, извещение об осуществлении закупки содержало вышеуказанные дополнительные требования, а равно исчерпывающий перечень документов и информации, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям.
Согласно сведениям из государственной информационной системы "Независимый регистратор" в отношении участника закупки с идентификационным номером заявки 114508857 (ООО "ПК Краспик") оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе заказчику были направлены следующие документы и информация:
- договор подряда N 8 от 08.04.2021, заключенный между обществом с ограниченной ответственностью "Красноярская Проектно-Инженерная Компания" и обществом с ограниченной ответственностью "Архитектурное Бюро Строительства" на выполнение работ по разработке проектно-сметной и рабочей документации, с ценой 19645000 руб.;
- дополнительное соглашение N 1 от 26.08.2021 об изменении срока выполнения работ и реквизитов сторон;
- акт оказанных услуг от 10.03.2022 на сумму 19645000 руб.;
- положительное заключение государственной экспертизы от 03.03.22 N 24-1-1-3-0011872-2022.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 28.06.2023 заявка с идентификационным номером 114508857 (ООО "ПК Краспик") была отклонена со следующим обоснованием принятого решения: "Несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ) Оператор электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, направил заказчику следующие документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с позицией 6 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571: 1) Исполненный договор подряда N8 от 08.04.2021 на сумму 19 645 000,00 рублей, дополнительное соглашение к договору, решение единственного участника, лист записи ЕГРЮЛ. 2) Акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. 3) Положительные заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на два объекта. В соответствии с разделом 4 договора сдача и приемка выполненных работ оформляется актом выполненных работ, однако в нарушение требований позиции 6 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 вместо акта выполненных работ участником закупки приложен акт оказанных услуг".
Оценив представленные документы, Комиссия пришла к выводу, что надлежащим подтверждением соответствия участника закупки требованию о наличии опыта выполнения соответствующих работ в рассматриваемом случае являлась совокупность документов, представленных ООО "ПК Краспик", тогда как подход комиссии по осуществлению закупок заказчика к подтверждению наличия опыта работ названного участника является излишне формальным и не соответствует принципам и целям обеспечения государственных и муниципальных нужд, поскольку приводит к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Комиссия отмечает, что постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 не предъявляются требования к форме и порядку оформления документов, представляемых участниками закупки для целей подтверждения опыта выполнения работ, в связи с чем соблюдение (несоблюдение) формы/оформления представленного таким участником документа, по мнению Комиссии, не может являться формальным основанием для отклонения такого участника закупки*(1).
По убеждению Комиссии, акт оказанных услуг от 10.03.2022 подтверждает факт выполнения обозначенных в договоре работ на сумму, соответствующую цене такого договора (19645000 руб.):
"1. В соответствии с условиями договора подряда N 8 от 08.04.2021 г. Подрядчик оказал Заказчику следующие услуги:
Выполнение работ по разработке проектно-сметной и рабочей документации на Объекты. В том числе, относящихся к объектам сетей и сооружений инженерно-технического обеспечения, для завершения строительства объектов и ввода их в эксплуатацию:
Многоэтажные жилые дома по ул. Шевченко, 1 в г.Красноярске. Жилой дом N1, Р-3221
Многоэтажные жилые дома по ул. Шевченко, 1 в г.Красноярске. Жилой дом N2, Р-5108".
То обстоятельство, что стороны договора подряда именуют "работы" в обозначенном акте "услугами" для подтверждения наличия у участника закупки соответствующего опыта выполнения работ и соответствия его дополнительным требованиям, значения не имеет.
Таким образом, Комиссией Омского УФАС России однозначно установлено, что перечень документов, представленный участником закупки, подтверждает его соответствие дополнительным требованиям.
В связи с указанным, Комиссией установлено нарушение части 12 статьи 48, части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе в действиях комиссии по осуществлению закупок заказчика, выразившихся в отклонении заявки ООО "ПК Краспик", довод жалобы признан обоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Проектная компания Краспик" на действия Администрации Одесского муниципального района Омской области и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Строительство многофункционального здания общеобразовательной школы на 550 мест в с. Одесское" (извещение N 0152300039923000043).
2. Признать в действиях Администрации Одесского муниципального района Омской области и его комиссии по осуществлению закупок нарушение части 12 статьи 48, части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Администрации Одесского муниципального района Омской области и его комиссии по осуществлению закупок, ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
Т.П. Шмакова
А.Н. Зефиров
А.П. Алексина |
-------------------------------------------
*(1) См. практику применения постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (письмо ФАС России от 22.05.2020 N ИА/43260/20, решение ФАС России по делу N 20/44/105/484 от 24.03.2020, судебные акты по делам N А07-9269/2018, N А40-63658/20, N А58-4229/2020, N А75-15629/2020, N А46-5508/2021)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 10 июля 2023 г. N 055/06/106-779/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2023