Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Курленко Е.С. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ФорТэ" (далее - ООО "ФорТэ", заявитель) на действия Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области (далее - заказчик, ОСФР по Омской области) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку запасных частей для средств вычислительной техники (извещение N 0252100000223000093) (далее - электронный аукцион, аукцион, закупка),
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы;
при участии посредством видео-конференц-связи представителей заказчика - Лотоша Юрия Владимировича (доверенность от 10.07.2023 N ОС-124), Романьковой Оксаны Петровны (доверенность от 10.07.2023 N ОС-125), Ступаковой Екатерины Ивановны (доверенность от 10.07.2023 N ОС-126)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 6095-ЭП/23 от 03.07.2023) жалоба заявителя на действия заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявителем обжалованы положения извещения об осуществлении закупки, не соответствующие, по его мнению, требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 23.06.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0252100000223000093 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 857 350,00 руб.
03.07.2023 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому было подано пять ценовых предложения, наименьшее ценовое предложение сделано участником закупки с идентификационным номером заявки 114546674 (698 732,25 руб.), при этом снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 18,50 %.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.07.2023 заявки двух участников закупки были отклонены, победителем признан участник закупки с идентификационным номером 114546674 (ООО "КАТОН").
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
По мнению заявителя, положения извещения об осуществлении закупки не соответствуют требованиям статьи 33 Федерального закона о контрактной системе:
"Положения аукционной документации содержат требования, которые существенно ограничивают перечень поставляемых товаров и, как следствие, количество участников. В частности, в техническом задании указаны конкретные требования к гнезду (сокету) процессора и материнской платы (LGA1200), максимальной частоте встроенного видеопроцессора и мощности блока питания, при этом отсутствуют какие-либо обоснования таких требований.
Согласно ст. 33 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки".
Кроме того, одно из требований к материнской плате - "Количество каналов в контроллере памяти - 2 шт." невыполнимо технически, поскольку в указанный контроллер встроен в процессор у всех производителей процессоров, в материнских платах реализована или нет только поддержка многоканальности памяти. Соответственно, указание любого значения Участником не будет являться достоверной информацией, что может повлечь за собой расторжение в одностороннем порядке Заказчиком контракта за неисполнение требований, предъявляемых к поставляемому по контракту товаром".
На запрос Омского УФАС России (исх. N ТШ/4054/23 от 04.07.2023) заказчиком были представлены возражения на доводы жалобы (вх. N 6271/23 от 06.07.2023), содержание которых сводится к отсутствию нарушений законодательства о контрактной системе при осуществлении данной закупки, в том числе указано:
"Доводы ООО "ФорТэ" в части того, что указанные Заказчиком характеристики товара "материнская плата для персонального компьютера" невыполнимы технически, считаем несостоятельными, так как указание того факта, что материнская плата поддерживает два канала в контроллере памяти не может и не будет являться недостоверной информацией, если материнская плата, действительно, поддерживает работу с памятью в двухканальном режиме.
Где бы не находился контроллер памяти, он соединяется с модулями памяти посредством материнской платы. Для того, чтобы память могла работать в двухканальном режиме, контроллер должен быть соединен с четным количеством модулей памяти, т.е. двумя, как минимум, и, соответственно, материнская плата должна обеспечивать подключение, как минимум, 2х модулей памяти. Если на материнской плате установлен только один разъем для модулей памяти, подключить одновременно два модуля не получится, а, следовательно, память компьютера не будет работать в двухканальном режиме независимо от того, поддерживает его контроллер памяти или нет. Таким образом, возможность использовать оперативную память в двухканальном режиме зависит в том числе от конструкции материнской платы, а, следовательно, требование Заказчика о том, чтобы закупаемые платы поддерживали работу в двухканальном режиме, является правомерным".
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики должны исходить из целей максимального удовлетворения, как своих потребностей, так и результатов расходования бюджетных средств, при этом необоснованно не ограничивать количество участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
Объектом закупки являются запасные части для средств вычислительной техники.
Наименование, характеристики и количество поставляемого товара установлено заказчиком в электронном документе "Приложение 1 Описание объекта закупки (запчасти к СВТ неориг)", размещенном в составе извещения об осуществлении закупки, в частности по оспариваемым заявителем характеристикам указано следующее:
- по позиции 3 "Материнская плата для персонального компьютера ОКПД2 26.20.40.190" и 4 "Процессор для персонального компьютера ОКПД2 26.20.40.190" в отношении показателя "Тип разъёма для процессора" установлено значение "LGA 1200";
- по позиции 4 "Процессор для персонального компьютера ОКПД2 26.20.40.190" в отношении показателя "Максимальная частота встроенного видеопроцессора" установлено значение "1,3 ГГц";
- по позиции 7 "Блок питания для персонального компьютера ОКПД2 26.20.40.110" в отношении показателя "Мощность" установлено значение "450 Вт";
- по позиции 3 "Материнская плата для персонального компьютера ОКПД2 26.20.40.190" в отношении показателя "Количество каналов в контроллере памяти" установлено значение " 2 шт.".
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
В силу части 4 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Вышеприведенные требования к жалобе носят императивный характер и направлены на недопущение подачи необоснованных жалоб на действия заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
Во взаимосвязи с положениями части 1 статьи 105, части 4 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия отмечает, что доводы жалоб участников закупок, связанные с описанием объекта закупки и установлением требований к товарам, ограничивающим количеств участников закупки (например, уникальных характеристик и т.д.), не могут быть признаны обоснованными без предоставления документальных доказательств, подтверждающих невозможность приобретения и поставки товара, соответствующего потребностям заказчика.
Обществом не представлено доказательств того, что содержащиеся в извещении о проведении электронного аукциона требования к товару создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Также заявителем не представлены доказательства того, что указание в извещении показателя "Количество каналов в контроллере памяти" в отношении материнской платы и его значения является недостоверной информацией.
При указанных обстоятельствах, Комиссия признает жалобу необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "ФорТэ") на действия Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку запасных частей для средств вычислительной техники (извещение N 0252100000223000093).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Т.П. Шмакова |
Заместитель председателя Комиссии |
А.Н. Зефиров |
Члены Комиссии |
Е.С. Курленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 10 июля 2023 г. N 055/06/106-780/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2023