Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭКОСТАНДАРТ "ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ"" (далее - Заявитель, Общество) (вх. N 5603/23 от 05.07.2023) на действия государственного учреждения здравоохранения "Алексинская районная больница N1 имени профессора В.Ф.Снегирева" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда (закупка N 0366300046623000010) (далее - Закупка, Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), при участии:
- - представителя Заказчика на основании доверенности;
в отсутствие представителей Общества, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и способе рассмотрения настоящего дела,
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
Согласно позиции Заявителя в пункте 8.2 электронного документа "Описание объекта закупки" извещения о Закупке (далее - Описание объекта закупки) установлены излишние требования к участникам Закупки, а именно "Наличие Уведомления о включении в Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда".
В подтверждение своей позиции Общество приводит положения части 1 статьи 19 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон о специальной оценке условий труда), в которой, по его мнению, содержится исчерпывающий перечень требований к организациям, оказывающим специальную оценку условий труда, а именно:
Организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:
1) указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;
2) наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования;
3) наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 - 11 и 15 - 23 части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона, с учетом требований, установленных частью 4 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Исходя из изложенного, Заявитель делает вывод, что, указав подобное требование, Заказчик нарушил положения Закона, а также Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции).
Представитель Заказчика не согласился с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в письменных и устных возражениях на рассматриваемую жалобу.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения субъектами контроля требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о Закупке со всеми электронными документами (приложениями) 27.06.2023 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).
В извещение о Закупке изменения не вносились.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 836 107,54 рублей.
Контракт по итогам Закупки Заказчиком не заключен.
Комиссия считает необходимым отметить, что доводы Общества о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Законом о защите конкуренции, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом порядке. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции Общество имеет право обратиться в Тульское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.
При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.
В отношении иных доводов жалобы Комиссией установлено следующее.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона (пункты 1, 2 части 1 статьи 1 Закона).
Частью 2 статьи 42 Закона установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пункт 8.2 Описания объекта закупки содержит следующее требование к качеству и безопасности услуг:
"наличие Уведомления о включении в Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда".
Объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Законом о специальной оценке условий труда.
На основании части 1 статьи 19 Закона о специальной оценке условий труда организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:
1) указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;
2) наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования;
3) наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 - 11 и 15 - 23 части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона, с учетом требований, установленных частью 4 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также порядок формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда, установлен Постановлением Правительства РФ от 16.12.2021 N 2332 "О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда" (далее - Постановление N 2332).
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 2332 организация считается допущенной к деятельности по проведению специальной оценки условий труда с даты принятия Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации решения о ее регистрации в реестре или о возобновлении деятельности организации в случае, если эта деятельность ранее приостанавливалась.
Согласно пункту 11 Постановления N 2332 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации информирует организацию о принятом по результатам рассмотрения заявления о регистрации решении в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения посредством направления соответствующего уведомления на электронную почту заявителя, адрес которой указан в заявлении о регистрации, или в день принятия решения - с использованием информационно-телекоммуникационных технологий в случае направления указанного заявления и прилагаемых к нему документов в виде электронного документа.
В силу пункта 12 Постановления N 2332 регистрация организации в реестре осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в день принятия соответствующего решения.
Подтверждением допуска к осуществлению деятельности по проведению специальной оценки условий труда является запись в реестре.
Пунктом 28 Постановления N 2332 предусмотрено, что Министерством труда и социальной защиты РФ обеспечивается возможность формирования в автоматическом режиме выписки, содержащей указанные в реестре сведения (далее - выписка) на момент ее формирования, всем заинтересованным лицам без взимания платы.
С 01.01.2023 на выписку должен быть нанесен двухмерный штриховой код, содержащий сведения об организации, проводящей специальной оценки условий труда, обеспечивающий отображение записей в отношении организации, сведения о которой содержатся в реестре, а также может быть реализовано подтверждение актуальности представленной в выписке информации.
Согласно пункту 29 Постановления N 2332 сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными для ознакомления с ними физических и юридических лиц на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, из указанных норм следует, что подтверждением допуска к осуществлению деятельности по проведению специальной оценки условий труда является запись в соответствующем реестре, при этом уведомление, в том числе о регистрации в реестре направляется в адрес организации в сроки и способом, предусмотренными пунктом 11 Постановления N 2332.
В разделе "Преимущества и требования к участникам" извещения о Закупке установлено следующее:
"Наличие регистрации в Реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда (ст. 19, ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", Постановление Правительства РФ от 16.12.2021 N2332 "О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда")".
Учитывая вышеприведенные нормы Закона о специальной оценке условий труда, Постановления N 2332, Комиссия не усматривает нарушений в действиях Заказчика при установлении подобных требований к участникам Закупки.
Вместе с тем, электронный документ "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению" извещения о Закупке не содержит требований о предоставлении каких-либо сведений, документов или информации в качестве подтверждающих правомочность участников Закупки осуществлять оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда.
Согласно части 4 статьи 106 Закона участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, при рассмотрении жалобы в антимонопольном органе бремя доказывания Законом возлагается на лицо, подавшее жалобу.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона при проведении конкурентных способов участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Ввиду того, что подача жалобы Заявителем на положения извещения об осуществлении закупки предполагает, что положениями указанного извещения ущемляются права и законные интересы конкретного участника закупки, положение части 4 статьи 106 указывает на то, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и вместе с тем, нарушены права и законные интересы заявителя.
Механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Закона, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения вышеуказанных публичных интересов (пункт 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 10.06.2020).
Как было отражено выше, Заявитель, как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, вправе вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушения Закона, помимо субъективной оценки Заявителем таких действий, не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, Комиссией установлено, что сведения об Обществе содержатся в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, размещенном на сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу https://akot.rosmintrud.ru/sout/organizations, а информация "Уведомление о внесении в реестр аккредитованных организаций по СОУТ N 317 от 16 июня 2016 г." содержится непосредственно на бланке организации в файле поданной в электронном виде жалобы.
Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеперечисленные положения и условия извещения о Закупке и электронных документов к нему не противоречат Закону, не нарушают прав и законных интересов потенциальных участников данной закупки, в том числе Заявителя, не влекут ограничение числа участников закупки.
Заявитель явку своих представителей на заседание Комиссии по рассмотрению его жалобы не обеспечил; объективных доказательств того, что сформулированные Заказчиком требования создают непреодолимое препятствие Заявителю для участия в данной закупке, Общество не предоставило.
Таким образом, в результате рассмотрения жалобы Общества по существу, Комиссия приходит к выводу, что доводы Заявителя не нашли своего подтверждения, что дает основание признать жалобу необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Правилами, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не рассматривать доводы Заявителя о нарушении Заказчиком положений Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку рассмотрение указанного вопроса не входит в полномочия Комиссии.
2. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭКОСТАНДАРТ "ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ"" (вх. N 5603/23 от 05.07.2023) на действия государственного учреждения здравоохранения "Алексинская районная больница N1 имени профессора В.Ф.Снегирева" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда (закупка N 0366300046623000010) необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 11 июля 2023 г. N 071/06/106-782/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.07.2023