Резолютивная часть объявлена 10.07.2023
Изготовлено в полном объеме 13.07.2023 г. Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Петухова Ю.А. - Эксперт Управления;
- Мацола А.А. - Старший специалист 1 разряда отдела Управления,
От Победителя закупки - посредством видеоконверенц - связи Турбенев Д.С. по доверенности Nб/н от 05.07.2023;
От Заказчика - посредством видеоконверенц - связи заведующая Крутякова Т.И., личность подтверждена паспортом РФ,
рассмотрев информацию и документы, поступившие от Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 43 "Лесная сказка" (вх. N 6645/23 от 04.07.2023) в отношении ИП Джиджава Даниил Тамазиевич (141282, Московская обл, г. Ивантеевка, ул. Толмачева д. 10 кв. 20, ОГРН: 315503800010036, ИНН: 503819575995) для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр),
Установила:
В Управление 03.07.2023 г. поступило обращение от Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 43 "Лесная сказка" (вх. N 6645/23 от 04.07.2023) в отношении ИП Джиджава Даниил Тамазиевич (141282, Московская обл, г. Ивантеевка, ул. Толмачева д. 10 кв. 20, ОГРН: 315503800010036, ИНН: 503819575995) для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Предоставленная информация соответствует требованиям, установленным в Порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) (далее - Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков) и статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Номер извещения: 0187300006523000424;
Номер реестровой записи контракта: 3860225478323000019, номер контракта - 43-424;
Предмет контракта: Поставка товара для игровой деятельности;
Контракт заключен: 15.05.2023 г.;
Цена контракта: 3 926 377,00 руб.;
Срок действия Контракта:
Договор считается заключенным в день размещения договора, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе и действует по 31 декабря 2023 года. С 01 января 2024 года обязательства Сторон по Договору прекращаются, за исключением обязательств по оплате товара, обязательств по возмещению убытков и выплате неустойки.
В ходе проведения внеплановой камеральной проверки Комиссией Управления установлено следующее.
15.05.2023 г. между Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад N 43 "Лесная сказка" (далее - Заказчик) и ИП Джиджава Даниил Тамазиевич (далее - Поставщик, Исполнитель) был заключен контракт N 43-424, предметом которого является: Поставка товара для игровой деятельности (далее - Договор /Контракт).
Разделом 1 Контракта установлено следующее:
1.1. Поставщик обязуется осуществить поставку товара для игровой деятельности (далее - товар) по наименованиям, в количестве, ассортименте и с характеристиками, согласно Спецификации на поставку товара (Приложение N 1) (далее - Спецификация), в срок согласно разделу 4 Договора, а Заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
1.2. Поставщик гарантирует качество и безопасность поставляемого товара в соответствии с требованиями Договора, а также в соответствии с техническими регламентами, стандартами, санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативами, являющимися обязательными в отношении данного вида товара в соответствии с законодательными и подзаконными актами, действующими на территории Российской Федерации на дату поставки и приемки товара.
1.3. Место поставки товара: 628415, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Игоря Киртбая 16/1.
Разделом 4 Контракта установлены следующие.
4.1. Поставка товара осуществляется одной партией с момента заключения договора по 31.05.2023 года. Погрузо-разгрузочные работы осуществляются силами Поставщика до складского помещения Заказчика (складским помещением считается помещение для складирования поставляемого товара, расположенное внутри здания образовательного учреждения).
4.2. Поставщик не позднее, чем за 24 часа до момента поставки товара должен уведомить Заказчика о планируемой отгрузке. Сообщение должно содержать ссылку на реквизиты Договора, реквизиты соответствующей отгрузочной разнарядки (при ее наличии), а также дату и планируемое время отгрузки. Сообщение может быть направлено Заказчику путем использования электронных или факсимильных средств связи. Адресом электронной почты для получения сообщений является: ds43@admsurgut.ru. Номером факса для получения сообщений является: (3462) 93-49-49.
4.3. При наступлении даты, указанной в п. 12.1 обязательства сторон прекращаются, за исключением обязательств по оплате товара, обязательств по возмещению убытков и выплате неустойки (штрафа, пени), Стороны после наступления указанной даты не вправе требовать исполнения Договора в части поставки и приемки товара.
Пунктом 10.1. расторжение Контракта допускается по взаимному соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Договора в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе (далее - Решение) - 21.06.2023 г.
Из обоснования решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта следует (выдержка из текста):
"Пунктом 10.1 договора предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения договора.
Согласно 4.1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абз.4 п.2 ст. 450 ГК РФ)
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абз. 4 п. 2 ст. 450 ГК РФ).
Нарушение Поставщиком срока поставки, исходя из длительности неисполнения Поставщиком обязательства, указывает на существенный характер нарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 450, 450.1, 475 Гражданского кодекса РФ, частью 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), пунктом 10.1 договора МБДОУ N 43 "Лесная сказка" решило в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора от 15.05.2023 N43-424.
Настоящее решение размещается в единой информационной системе.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ настоящее решение об одностороннем отказе от исполнения договора от 15.05.2023 N 43-424 вступает в силу и договор считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика о принятом решении."
Подрядчиком на заседание комиссии по рассмотрению сведений представлены письменные пояснения, из которых следует (выдержка из текста):
"30.06.2023 года, ИП Джиджава Даниил Тамазиевич направил в адрес Заказчика письмо в соответствии с требованиями пункта 4.2 Контракта, в котором указал, что поставка товара будет осуществлена 03.07.2023 года, с 15-00 до 16-00.
Для перевозки груза, ИП Джиджава Даниил Тамазиевич обратился к Транспортной компании АО ГК "МАКСИМА".
Однако Заказчик, в ответ на наше письмо досрочно расторг контракт, и 03.07.2023 года опубликовал вступившее в силу решение об одностороннем порядке N ДС43-01-171/3 от 21.06.2023. в 8:49 утра. (Данная информация есть в ЕИС в карточке контракта)
02.07.2023 года, Товар был отправлен из Москвы в Сургут Транспортной компанией.
03.07.2023 года, представитель транспортной компании приехав по адресу: : город Сургут, улица Игоря Киртбая, дом 16/1 однако, при попытке вручения товара сотрудник МБДОУ N 43 "Лесная сказка" в устной форме отказался принять товар без пояснения причин. (Что подтверждается Актом об отказе приемки груза)
В соответствии с пунктом 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не должно было вступить в силу ранее, чем 04.07.2023 года.
Заказчик же опубликовал решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и перевел контракт в стадию исполнение прекращено 03.07.2023 года, тем самым нарушив требования статьи 95 закона о контрактной системе N 44-ФЗ, и не дав возможности ИП Джиджава Даниил Тамазиевичу исполнить свои обязательства по контракту.
В соответствии со ст. 193 ГК РФ, Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Таким образом, контракт не может быть расторгнут ранее, чем 04.07.2023 года."
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение Заказчика было опубликовано в личном кабинете единой информационной системы (далее - ЕИС) 21.06.2023 г.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно информации, размещенной в Единой информационной системе Решение 21.06.2023 г. доставлено в личный кабинет Исполнителя.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается 21.06.2023 г.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 193 ГК РФ если крайний день 10-дневного периода, в рамках которого поставщик имеет возможность исправить допущенные нарушения контракта, выпадает на нерабочий день, то, днем завершения срока будет считаться ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, датой вступления в силу решения признается - 04.07.2023 г.
Частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Согласно журналу событий, Комиссия Управления установила, что переведена на статус "Исполнение прекращено" реестровая запись N 38602254783 23 000019 - 03.07.2023 08:49 (МСК).
Таким образом, Заказчиком нарушены сроки расторжения контракта на один день.
Изучив представленные доказательства, Комиссией Управления установлено следующее.
15.05.2023 г. между Заказчиком и Исполнителем был заключён Контракт, по условиям которого Поставщик принял на себя обязательства осуществить поставку товара для игровой деятельности. Поставка товара осуществляется одной партией с момента заключения договора по 31.05.2023 года.
Однако по истечению срока исполнения контракта товар Исполнителем так и не был поставлен, в связи с чем Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта 21.06.2023 г.
03.07.2023 г. К месту поставки согласно Контракту от Исполнителя прибыл товар, однако данный товар не был принят Заказчиком по причине не полной поставки, о чем составлен акт NДС43-22/2-11 от 03.07.2023 г.
Ханты-Мансийским УФАС России был направлен запрос (РВ/4737/23 от 07.07.2023) в АО ГК "Максима" (организация, в которую обратился Поставщик для перевозки груза). Ответом данная организация сообщила, что 02.07.2023 г. от ИП Джиджава Д.Т. поступил груз в количестве 4 мест, 39 кг, 0.577м3.
Вместе с тем, проанализировав характеристики описания объекта закупки, а также цену контракта 3 926 377,00, можно предположить, что объем поставляемого товара в количестве 4 мест, 39 кг, 0.577м3 не соответствует требованиям Контракта. При этом поставка товара должна быть осуществлена одной партией.
Вместе с тем, 21.06.2023 года Заказчик принял Решение об одностороннем отказе, днем вступлению в силу которого должно было быть не ранее 04.07.2023 года.
Комиссия Управления, исследовав материалы дела, установила что, Заказчиком был сокращен срок для основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
С учетом изложенного, контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, приведенной им в постановлении от 24.06.2009 N11-П, в силу ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила её дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
В качестве необходимого элемента общего понятия состава правонарушения выступает вина, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической ответственности, если иное прямо и недвусмысленное не установлено непосредственно самим законодателем.
Приведенные правовые позиции, исходя из публично-правового характера правоотношений между контролирующими государственными органами и субъектами предпринимательской деятельности, в полной мере применимы и к механизму привлечения к юридической ответственности в виде включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков.
Следовательно, антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о применении к субъекту меры публично - правовой ответственности, не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов, в какой бы форме она ни проявлялась.
Вывод Комиссии:
Проанализировав представленные материалы, Комиссия Управления пришла к выводу, что факт недобросовестного поведения со стороны ИП Лимонникова Дмитрия Александровича не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь пунктом 13 Порядка ведения реестра недобросовестных поставщиков, частями 2 и 7 статьи 104 Закона о контрактной системе,
решила:
1.Сведения, направленные от Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 43 "Лесная сказка" (вх. N 6645/23 от 04.07.2023) в отношении ИП Джиджава Даниил Тамазиевич (141282, Московская обл, г. Ивантеевка, ул. Толмачева д. 10 кв. 20, ОГРН: 315503800010036, ИНН: 503819575995) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Председатель Комиссии Валиуллин Р.Р.
Члены Комиссии: Петухова Ю.А.
Мацола А.А.
Примечание: Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 13 июля 2023 г. N 086/06/104-1140/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2023