Резолютивная часть решения оглашена 05 июля 2023 года.
Решение изготовлено в полном объеме 10 июля 2023 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу Сысоева Константина Владимировича на положение извещения о проведении электронного аукциона на действие аукционной комиссии при подведении итогов аукциона на выполнение работ по содержанию муниципальных автомобильных дорог местного значения Пустошкинского района и искусственных дорожных сооружений на них в 2023 году (2 полугодие) (номер извещения: 0157300008323000019) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
21.06.2023 Заказчиком объявлен электронный на выполнение работ по содержанию муниципальных автомобильных дорог местного значения Пустошкинского района и искусственных дорожных сооружений на них в 2023 году (2 полугодие) (номер извещения: 0157300008323000019).
Извещение N 0157300008323000019 о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 21.06.2023 17:51.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 496 789,82 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (с учетом внесенных изменений) - 29.06.2023 10:00.
Оператор электронной площадки: АО "Сбербанк-АСТ".
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.06.2023 NИЭА1 на участие в аукционе подана единственная заявка.
28.06.2023 (вх.N 2992-ЭП/23) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 03.07.2023 в 11 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела вх.N 2992-ЭП/23 от 28.06.2023).
1.Заказчик не установил дополнительные требования о наличии опыта выполнения работ по позиции 18 Постановления Правительства N2571.
2.Заказчик установил требования к участникам закупки по п.9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в старой редакции.
3.Заказчик не установил требование к участникам закупки по п.10.1 ч.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика, согласился с доводами Заявителя и сообщил следующее (письменные объяснения, в материалах дела):
В извещение установлены требование о соответствии участника закупки единым требованиям по части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. По техническим причинам была приложена старая редакция инструкции по заполнению требований к участникам закупки.
В результате рассмотрения жалобы установлены следующие нарушения:
1. Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, деловой репутации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок, заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки к наличию опыта выполнения работ установлены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В соответствии с пунктом "а" части 3 Постановления N 2571 положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, требования в соответствии с позицией 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Согласно позиции 18 Постановления N 2571, при проведении конкурентных процедур на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги предъявляется требование о наличии следующего опыта выполнения работ:
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию
Согласно извещению о проведении аукциона Заказчиком размещена закупка на выполнение работ по содержанию муниципальных автомобильных дорог местного значения Пустошкинского района и искусственных дорожных сооружений на них, с начальной (максимальной) ценой контракта 5 496 789,82 рублей.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в извещении о проведении аукциона не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 18 раздела III приложения к Постановлению N 2571.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об аукционе обязательные требования к составу заявки на участие в аукционе, нарушают часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Комиссия, проанализировав реестр контрактов в Единой информационной системе, установила, что у единственного участника закупки ИП Требина Д.В. имеется исполненный контракт от 19.07.2022 года на выполнение работ по содержанию муниципальных автомобильных дорог на сумму 2 102 806,91 рублей (реестровый N 3601900136922000017).
Таким образом, участник закупки имеет опыт и соответствует требованиям позиции 18 раздела III приложения к Постановлению N 2571.
2. Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:
а) физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки;
б) руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки;
в) единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки. Выгодоприобретателем для целей настоящей статьи является физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества.
При этом, Заказчиком в требованиях к участнику закупки (отдельный файл Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе) установлено следующее:
"6) Отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества".
Данное требование сформулировано Заказчиком в соответствии с редакцией Закона о контрактной системе от 28.12.2022, которая на момент размещения извещения не является действующей.
Включение Заказчиком в извещение о проведении закупки требования в соответствии с недействующей редакцией Закона является нарушением п.9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, довод жалобы признан обоснованным.
Данное правонарушение содержит признаки административного правонарушения согласно части 1.4. статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Согласно п. 10.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе, что участник закупки не является иностранным агентом.
При этом, Заказчиком в требованиях к участнику закупки (отдельный файл Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе) и в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкции по ее заполнению (раздел 1) не установлено требование к участнику закупки согласно пункту 10.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Псковское УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком требований п. 10.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, что выражается в не установлении требований к участникам аукциона в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, данное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Решая вопрос о необходимости выдачи Заказчику предписания об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, Комиссия Псковского УФАС России приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписания, поскольку выявленные в ходе рассмотрения жалобы нарушения не повлекли иных результатов торгов, поскольку декларация участника закупки соответствует требованиям Закона о контрактной системе и единственный участник закупки имеет соответствующий опыт выполнения работ.
В результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Псковского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Сысоева К.В. обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушения части 4 статьи 31, пункта 9 и пункта 10.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что допущенные нарушения не повлияли на определения поставщика (подрядчика) обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений не выдавать.
4. Материалы дела передать уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России для проведения административного расследования в отношении виновного должностного лица Заказчика, разместившего извещение о проведении электронного аукциона с нарушениями законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 10 июля 2023 г. N 060/06/48-183/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2023