Резолютивная часть решения объявлена 11 июля 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 12 июля 2023 года г. Ярославль
Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок (далее также - Инспекция) в составе: руководитель Инспекции - заместитель руководителя Управления Охинцева С. Н., члены Инспекции: заместитель начальника отдела контроля закупок Семенычева Е. К., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Ерофеева И. С.,
с участием:
индивидуальный предприниматель Чуб Александр Алексеевич (далее также - ИП Чуб А. А., индивидуальный предприниматель, исполнитель) - участие в заседании Инспекции не обеспечил, о времени, дате и месте проведения заседания уведомлен надлежащим образом;
заказчик - федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ярославской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее также - ФКУ "ГБ МСЭ по Ярославской области" Минтруда России, заказчик) - о времени, дате и месте проведения заседания Инспекции уведомлен надлежащим образом, направил ходатайство о проведении проверки в отсутствие представителя;
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные ФКУ "ГБ МСЭ по Ярославской области" Минтруда России в отношении ИП Чуба А. А., и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) проверку соблюдения заказчиком порядка расторжения контракта N 43/23 от 05.12.2022 на оказание услуг по уборке зданий (извещение N 0371100000522000043) в связи с нарушением исполнителем существенных условий контракта, проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном исполнителе для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 06.07.2023 N 195/23,
установила:
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик направил в Ярославское УФАС России сведения об ИП Чубе А. А., нарушившем, по мнению заказчика, существенные условия контракта N 43/23 от 05.12.2022 на оказание услуг по уборке зданий (извещение N 0371100000522000043), для включения таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Изучив представленные документы и материалы, Инспекция приходит к следующим выводам.
Заказчиком в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 10.11.2022 размещено извещение N 0371100000522000043 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 106 913,70 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.11.2022 NИЭА1 победителем закупки признан участник с идентификационным номером 129 (ИП Чуб А. А.).
05.12.2022 между ФКУ "ГБ МСЭ по Ярославской области" Минтруда России и ИП Чубом А. А. заключен контракт N 43/23 на оказание услуг по уборке зданий (далее также - контракт N 43/23 от 05.12.2022, контракт).
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 контракта Исполнитель принимает на себя обязательства оказать услуги по уборке зданий (далее - Услуги), а Заказчик обязуется принять результат Услуг и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом. Объем оказываемых Услуг, перечень мероприятий, порядок и условия оказания Услуг в соответствии с описанием объекта закупки и техническим заданием, приложение N 1 к Контракту
Пунктом 2.1 контракта определен график оказания услуг: с 09 января 2023 года по 29 декабря 2023 года.
В период с января по апрель 2023 г. услуги по контракту исполнителем оказывались и были приняты заказчиком (акт оказанных услуг N 46 от 31.01.2023, акт оказанных услуг N 141 от 28.02.2023, акт оказанных услуг N 229 от 31.03.2023, акт оказанных услуг N 306 от 30.04.2023).
При этом в марте 2023 г. заказчиком было выявлено допущенное исполнителем нарушение условий заключенного контракта, о чем свидетельствуют составленные ФКУ "ГБ МСЭ по Ярославской области" Минтруда России уведомление от 20.03.2023 N 747.ГБ.76/2023, а также акт от 21.03.2023 N 1 (в акте зафиксировано следующее: "20.03.2023 не была выполнена ежедневная основная уборка помещений в объеме комплекса мероприятий, указанном в разделах 2, 3, 4 Описания объекта закупки, которое является Приложением N 1 к Контракту").
Впоследствии исполнителем также допускались нарушения условий заключенного контракта.
Так, в июне 2023 г. заказчиком в связи с нарушением исполнителем принятых на себя обязательств по контракту по уборке помещений были составлены и доведены до сведения исполнителя посредством размещения в единой информационной системе (карточка контракта N 1760605211222000047, раздел "электронное актирование") следующие документы:
- уведомление от 14.06.2023 N 1489.ГБ.76/2023;
- уведомление от 15.06.2023 N 1500.ГБ.76/2023;
- уведомление от 16.06.2023 N 1516.ГБ.76/2023;
- уведомление от 19.06.2023 N 1534.ГБ.76/2023;
- уведомление от 19.06.2023 N 1531.ГБ.76/2023;
- уведомление от 20.06.2023 N 1540.ГБ.76/2023.
Каждый из указанных документов фиксирует нарушение, допущенное исполнителем в соответствующую дату (дату составления документа), заключающееся в том, что "помещения не убраны, ежедневная основная уборка не произведена", а также содержит сведения о намерении заказчика расторгнуть контракт с исполнителем в одностороннем порядке.
В связи с тем, что нарушения условий контракта исполнителем своевременно не устранялись и при этом им допускались новые нарушения, заказчиком была инициирована процедура расторжения контракта в одностороннем порядке.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 12.2 контракта расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Пунктом 12.3 контракта определены основания для одностороннего отказа Заказчиком от исполнения Контракта:
а) систематическое ненадлежащее исполнение условий Контракта Исполнителем в соответствии с пунктом 5.1.5 Контракта.
б) неисполнение Исполнителем обязательства, предусмотренного пунктом 1.1 Контракта - оказание услуг по уборке здания в период оказания услуг суммарно три дня без учета обстоятельств, предусмотренных разделом 10 Контракта.
в) иные обстоятельства, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.
В рамках осуществления контроля за исполнением обязательств по настоящему контракту заказчиком зафиксированы случаи нарушения условий указанного контракта, допущенные исполнителем суммарно на протяжении не менее чем 3 дней.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
20.06.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В этот же день (20.06.2023) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено заказчиком в единой информационной системе, соответственно, в силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ датой надлежащего уведомления исполнителя о принятом заказчиком решении является 20.06.2023.
В течение десятидневного срока, установленного частью 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, нарушение условий контракта исполнителем не устранено.
Следовательно, с учетом части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу, а указанный контракт расторгнут 01.07.2023.
Согласно части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Заказчиком во исполнение указанных требований в Ярославское УФАС России посредством функционала единой информационной системы направлено обращение о включении сведений об ИП Чубе А. А. в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе подготовки к заседанию Инспекции Ярославское УФАС России направило в адрес Чуба А. А. запрос с просьбой представить письменные пояснения с указанием причин нарушения условий контракта N 43/23 от 05.12.2022 на оказание услуг по уборке зданий (извещение N 0371100000522000043), повлекших за собой односторонний отказ заказчика от исполнения данного контракта, и обеспечить явку индивидуального предпринимателя на заседание Инспекции Ярославского УФАС России по рассмотрению вопроса о включении/невключении сведений об ИП Чубе А. А. в реестр недобросовестных поставщиков.
На заседание Инспекции ИП Чуб А. А. явку не обеспечил, письменные пояснения не представил.
Таким образом, доказательств, свидетельствующих о невозможности оказания необходимых заказчику услуг, соответствующих условиям контракта, индивидуальный предприниматель не представил, при этом, как считает Инспекция (и это согласуется непосредственно с целью закупки), ИП Чуб А. А., подавая заявку на участие в рассматриваемом электронном аукционе, должен был определить (оценить), имеется ли у него возможность оказать услуги, соответствующие требованиям заказчика.
Инспекцией также установлено, что снижение начальной (максимальной) цены контракта участником закупки ИП Чубом А. А. составило 55% (с 106 913,70 руб. до 48 125,80 руб.), что указывает на возможную нерентабельность исполнения обязательств по контракту по предложенной данным участником закупки цене.
Соответственно, индивидуальный предприниматель не проявил той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательств.
Вместе с тем, следует учитывать, что лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в случае совершения им действий/бездействия в противоречие требованиям этого закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения надлежащим образом контракта лицом, признанным победителем закупки. При этом такими действиями/бездействием не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
В рамках рассмотрения обращения заказчика о рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Чубе А. А., обратившись к реестру недобросовестных поставщиков в единой информационной системе, Инспекция Ярославского УФАС России установила факт многократного включения сведений о данном участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчиков от исполнения заключенных с ним контрактов (по состоянию на 11.07.2023 в указанном реестре в отношении данного участника закупки имелось 34 записи), что, в свою очередь, свидетельствует о систематическом нарушении ИП Чубом А. А. условий заключаемых им контрактов.
Согласно частям 1-2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ сведения об участниках закупки, с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включаются уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок федеральным органом исполнительной власти в реестр недобросовестных поставщиков.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с пунктом 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона "_";
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Инспекцией установлено, что ИП Чуб А. А. в рамках контракта N 43/23 от 05.12.2022 на оказание услуг по уборке зданий (извещение N 0371100000522000043) не оказал услуги в соответствии с его условиями, при этом доказательств принятия им мер для надлежащего исполнения условий контракта либо доказательств наличия объективных причин (не зависящих от индивидуального предпринимателя), повлекших за собой невозможность оказания требуемых заказчику услуг, индивидуальный предприниматель Инспекции не представил, соответственно, указанные в решении фактические обстоятельства дела, безусловно, свидетельствуют о недобросовестном и виновном поведении индивидуального предпринимателя при исполнении контракта, отсутствии стремления исполнить последний в полном соответствии с его условиями, что в данном случае привело к неблагоприятным последствиям для заказчика, выразившимся в расторжении контракта.
Основанием для отказа во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр является закрытый перечень случаев, установленный пунктом 15 Правил. В данном случае Инспекцией не выявлено нарушений со стороны заказчика установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его исполнителю и размещения в единой информационной системе; заказчиком подтверждён факт существенного нарушения условий контракта; исполнителем не представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, а также подтверждающие то обстоятельство, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Характер допущенного исполнителем нарушения существенных условий контракта, наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в реестр недобросовестных поставщиков), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении ИП Чуба А. А. Применение в указанном случае данной санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
Осуществив проверку соблюдения заказчиком порядка расторжения контракта N 43/23 от 05.12.2022 на оказание услуг по уборке зданий (извещение N 0371100000522000043), заключенного с ИП Чубом А. А., в связи с нарушением исполнителем существенных условий контракта, проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном исполнителе для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция нарушений в действиях заказчика не выявила.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок,
решила:
1. Сведения, представленные федеральным казенным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ярославской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ИНН 7606052112) в отношении индивидуального предпринимателя Чуба Александра Алексеевича (ИНН 262409797390), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Датой включения сведений в индивидуального предпринимателя Чуба Александра Алексеевича в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru).
2. По результатам проверки соблюдения заказчиком порядка расторжения контракта N 43/23 от 05.12.2022 на оказание услуг по уборке зданий (извещение N 0371100000522000043), заключенного с ИП Чубом А. А., в связи с нарушением исполнителем существенных условий контракта нарушений в действиях заказчика не выявлено.
3. По результатам проверки соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об ИП Чубе А. А. для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков нарушений в действиях заказчика не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции: С. Н. Охинцева
Члены Инспекции: Е. К. Семенычева
И. С. Ерофеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 12 июля 2023 г. N 05-03/152П-23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2023