Резолютивная часть решения объявлена 07 июля 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 11 июля 2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ///;
Члены Комиссии: ///;
в отсутствие представителей Сысоева Константина Владимировича (далее - Сысоев К.В., заявитель), Федерального казенного учреждения "Колония-поселения N 20 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области (далее - заказчик) - ходатайство от 05.07.2023 г. о рассмотрении жалобы без участия представителя,
рассмотрев жалобу заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона для закупки N 0334100019123000004 "Услуги по замене дымовой трубы в котельной учреждения", в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) поступила жалоба Сысоева К.В. на положения извещения об осуществлении электронного аукциона.
Заявитель указывает, что заказчиком не установлено конкретное требование согласно пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ и при этом требуются какие-то подтверждающие документы, не предоставление которых приведет к отклонению заявки; нарушение в части неправомерного установления требований согласно части 2.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ; заказчик установил незаконное требование к содержанию заявки участника, что нарушает часть 1 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ и может привести к отклонению заявки участника.
Заказчиком представлены возражения по доводам жалобы.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что заказчиком 20.06.2023 года в Единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0334100019123000004 "Услуги по замене дымовой трубы в котельной учреждения".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 725 705 рублей 50 копеек.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика, приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы на основании следующего.
1. В извещении о проведении электронного аукциона заказчиком в разделе "Требования к участникам" установлено следующее:
"1 Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
2 Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
3 Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ".
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Требования к извещению о проведении закупки установлены в статье 42 Федерального закона N 44-ФЗ, пунктом 12 части 1 которой предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Требования к участникам закупки определены в статье 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, одним из единых требований к участникам закупки является требование о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, электронный документ, содержащий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Однако в нарушение пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ заказчиком не конкретизировано предусмотренное пунктом 1 частью 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ требование к участникам закупки, а также не установлен исчерпывающий перечень документов, которые участник должен предоставить в качестве подтверждения своего соответствия установленному требованию.
2. В электронном документе "Приложение N 2 (требование)", размещенным с извещением о проведении электронного аукциона и содержащим требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, в пункте 1 заказчиком установлено следующее:
"н) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом: требуется:
Исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, предъявляемым к участникам закупки в соответствии с частью 2.1. статьи 31 Закона 44-ФЗ:
информация и документы, предусмотренные хотя бы одним из следующих подпунктов:
1. номер реестровой записи в предусмотренном Законом 44-ФЗ реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");
2. выписка из предусмотренного Законом 44-ФЗ реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр);
3. исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом 44-ФЗ, или договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг".
При этом в извещении о проведении электронного аукциона предусмотренное частью 2.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ дополнительное требование к участникам закупки не установлено.
Как указывалось выше, извещение о проведении закупки должно содержать требования к участникам закупки, предъявляемые в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ).
В силу части 3 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что в оспариваемой закупке начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 725 705 рублей 50 копеек, что меньше двадцати миллионов рублей, следовательно, заказчиком неправомерно установлено дополнительное требование в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение части 3 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ.
3. Требованиями к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе извещения о проведении закупки установлено, что заявка на участие в закупке должна содержать в том числе следующее:
"3) предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей части);
4) предложение участника закупки о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ)".
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать, электронный документ, содержащий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Общие требования к содержанию состава заявок для участия в конкурентном способе определения поставщика установлены статьей 43 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, пунктом 3 части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки о цене контракта.
Вместе с тем согласно части 1 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Из совокупности положений статей 43, 49 Федерального закона N 44-ФЗ следует, что заявка на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) информацию и документы об участнике закупки:
м) решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключение контракта на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
н) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
о) декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
п) реквизиты счета участника закупки, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется перечисление денежных средств в качестве оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такой счет открывается после заключения контракта;
2) предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
5) информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что требование о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе предложения участника закупки о цене контракта, о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ) является незаконным и нарушающим положения части 1 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ.
В ходе проведения внеплановой проверки в действиях заказчика при проведении электронного аукциона выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В силу пункта 20 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Пунктом 5 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать проект контракта.
В структурированной форме извещения о проведении электронного аукциона указано: "Предусмотрена возможность одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со ст. 95 Закона N 44-ФЗ - Нет".
Вместе с тем, в пункте 10 проекта контракта указано, что контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон; по решению суда по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации; в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, статьей 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Контрактом.
Таким образом, имеются противоречия между извещением о проведении электронного аукциона и проектом контракта.
Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика, установившего в проекте контракта, являющегося приложением к извещению, положение о возможности одностороннего расторжения контракта и не установившего такой возможности в извещении о проведении закупки, свидетельствует о нарушении пункта 20 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Извещение о проведении закупки должно содержать требования к участникам закупки, в том числе единое требование, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Указом Президента Российской Федерации от 03.05.2022 N 252 "О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций" (далее - Указ N 252) приняты специальные экономические меры в отношении отдельных юридических лиц, физических лиц и находящихся под их контролем организаций, в частности:
а) запрет федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации:
- совершать сделки (в том числе заключать внешнеторговые контракты) с юридическими лицами, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применяются специальные экономические меры (далее - лица, находящиеся под санкциями);
- исполнять перед лицами, находящимися под санкциями, обязательства по совершенным сделкам (в том числе по заключенным внешнеторговым контрактам), если такие обязательства не исполнены или исполнены не в полном объеме;
- осуществлять финансовые операции, выгодоприобретателями по которым являются лица, находящиеся под санкциями.
Следовательно, при формировании извещения/документации о проведении закупки заказчикам необходимо учитывать положения Указа N 252.
Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что в сформированном в Единой информационной системе извещении о проведении электронного аукциона не закреплены положения Указа N 252, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, Указа N 252.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Сысоева К.В. обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим пункт 12 части 1 статьи 42; часть 3 статьи 43; часть 1 статьи 49; пункт 20 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ; пункт 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, Указ N 252.
3. Выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений путем внесения изменений в извещение о проведении электронного аукциона.
4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения заказчиком выданного предписания.
5. Направить копии решения и предписания сторонам по жалобе.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 11 июля 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2023