Резолютивная часть решения объявлена 10 июля 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 12 июля 2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_";
При участии представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Иркутская ордена "Знак почета" Областная клиническая больница (далее - Заказчик) - "_";
При участии представителя Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - Уполномоченный орган) - "_" (доверенность от 10 мая 2023 г.);
При участии представителя Общества с ограниченной ответственностью "Торгово-производственная компания Профит" (далее - ООО "ТПК Профит", Заявитель) - "_" (доверенность N7/2023 от 04 июля 2023 г.),
рассмотрев жалобу заявителя на действия комиссии по рассмотрению заявок при проведении аукциона в электронной форме на поставку Наборов для переливания крови, извещение N 0134200000123002862 (далее - электронный аукцион) в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России 04 июля 2023 года поступила жалоба заявителя на действия комиссии по рассмотрению заявок при проведении аукциона в электронной форме на поставку Наборов для переливания крови, извещение N 0134200000123002862.
По мнению Заявителя:
1. Заказчиком в опубликованном проекте контракта отсутствует наименование товара согласно регистрационному удостоверению и отсылка на регистрационное удостоверение поставляемого медицинского изделия, что нарушает часть 1 статьи 34 Федерального закона N44-ФЗ;
2. комиссия при рассмотрении заявок неправомерно признала заявку N114483288 победителем электронного аукциона, в нарушение положений Постановления Правительства от 05 февраля 2015 г. N102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заказчиком, Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу Заявителя, в которых считают доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком 16 июня 2023 г. в Единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 16.06.2023 N0134200000123002862".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 030 000 рублей 00 копеек.
Датой окончания срока подачи заявок является 28 июня 2023 года.
Согласно протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.06.2023 NИЭА1 на участие в электронном аукционе подано 7 заявок (NN114520360, 114519848, 114483288, 114525142, 114526293, 114522303, 114519911), из которых 3 заявки (114483288 (победитель ООО "Медресурс-М"), 114526293, 114522303) признаны соответствующими требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно протокола подачи ценовых предложений от 28.06.2023 NИЭА1 от заявки 114483288 (ООО "Медресурс-М") поступило минимальное ценовое предложение о цене контракта в размере 1 820 000 руб. 00 коп, что составило снижение начальной (максимальной) цены контракта на 11 %.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 28.06.2023 NИЭА1 заявка 114483288 (ООО "Медресурс-М") признана победителем электронного аукциона.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Заказчика, Уполномоченного органа, приходит к выводу о необоснованности жалобы на основании следующего.
1. Частью 2 статьи 52 Федерального закона N44-ФЗ установлено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать:
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная настоящим подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" настоящего пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии).
Таким образом, Федеральным законом N44-ФЗ не установлены требования о включении в проект контракта сведений о регистрационном удостоверении.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 34 Федерального закона N44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона N44-ФЗ Заказчиком размещен доработанный проект контракта N2862-ЭА23-01РМ-1, согласно пункта 3.4 которого "Поставщик одновременно с передачей Товара представляет Заказчику следующие документы: регистрационное удостоверение, сертификат соответствия (декларацию о соответствии, иной документ, подтверждающий соответствие качества Товаров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации) если для данного вида Товара предусмотрено их наличие, технический паспорт, инструкцию по эксплуатации, документы (информацию), подлежащие предоставлению при применении национального режима согласно нормативным правовым актам, принятым в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе), предоставление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, производителем Товара и настоящим Контрактом в целях осуществления приемки поставленного Товара и совершения операций с ним, в том числе подтверждающие соответствие Товара требованиям действующего законодательства Российской Федерации, если для данного вида Товара предусмотрено их наличие.".
Пункт 2 части 13 статьи 94 Федерального закона N44-ФЗ устанавливает, что к документу о приемке, предусмотренному пунктом 1 настоящей части, могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью. При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет предусмотренная пунктом 1 настоящей части информация, содержащаяся в документе о приемке.
Таким образом, регистрационное удостоверение подлежит предоставлению при поставке товара.
Кроме того, Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что в доработанном проекте контракта N2862-ЭА23-01РМ-1 Заказчиком указан производитель товара, страна товара, страна производства, ссылка на название товара, указанное в регистрационном удостоверении с указанием номера регистрационного удостоверения.
Довод жалобы признается необоснованным.
2. В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Постановлением Правительства N102 утвержден перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
Объект закупки "Набор для переливания крови" (код ОКПД 2 - 32.50.13.190) включен в перечень.
Комиссией установлено, что в "Общие требования к содержанию, составу заявки и инструкция (ПОСТАВКА 102 п2, 126) (1)" аукционной документации установлено ограничение в соответствии с Постановлением Правительства N 102.
Согласно подпункта "б" пункта 2 Постановления Правительства N102 для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1 или перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, соответствующих требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке), которые одновременно для заявок, содержащих предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, включенных в перечень N 2:
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок;
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в показателе локализации собственного производства медицинских изделий;
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".
Частью 3 Постановления Правительства N102 установлено, что подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень N 1 и перечень N 2, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами.
Подтверждением процентной доли стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции является выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации акт экспертизы, содержащий информацию о доле стоимости иностранных материалов (сырья), используемых для производства одной единицы медицинского изделия, рассчитанной в соответствии с подпунктом "в" пункта 2.4 Правил, или аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза.
В заявке 114483288 (победитель ООО "Медресурс-М") были приложены документы, предусмотренные Постановлением Правительства N102, а именно: сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N2606290; акт экспертизы, подтверждающие процентную долю стоимости иностранных материалов (сырья) N037-02-01503 от 01.09.2022 г.; сертификат, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 (регистрационный NРОСС RU.ИСМ001.КО2546); регистрационное удостоверение от 03.07.2019 NРЗН 2019/8556.
Таким образом, заявкой 114483288 (победитель ООО "Медресурс-М") исполнены требования Постановления Правительства N 102.
В заявках 114526293, 114522303 были приложены документы: сертификат о происхождении товара по форме СТ-1; акт экспертизы, подтверждающие процентную долю стоимости иностранных материалов (сырья); сертификат, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017; регистрационное удостоверение.
Комиссией установлено, что в заявках участников закупки с идентификационными номерами 114520360, 114519848, 114525142, 114519911 не представлены документы, предусмотренные Постановлением Правительства N 102.
С учетом положений Постановления Правительства N 102 заявки NN 114520360, 114519848, 114525142, 114519911 подлежат отклонению.
Порядок рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе предусмотрен статьей 49 Федерального закона N 44-ФЗ.
В силу пункта "а" части 5 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ члены комиссии по осуществлению закупок не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Пунктами 1-8 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Таким образом, руководствуясь требованиями пункта 4 части 12 статьи 48, пунктом 2 Постановления Правительства N 102 комиссия по осуществлению закупок правомерно приняла решение о соответствии заявок NN 114483288, 114526293, 114522303 требованиям извещения.
Исходя из норм Федерального закона N 44-ФЗ, комиссия по осуществлению закупок при рассмотрении заявок на участие в закупке должна проверить заявки на формальное соответствие требованиям извещения о проведении закупки, при этом комиссия не вправе толковать заявки участников по своему усмотрению. В случае несоответствия информации, указанной в заявке участника закупки требованиям извещения о проведении закупки, такая заявка подлежит отклонению.
По мнению ФАС России, изложенному в письме от 20 августа 2021 г. N ПИ/69938/21, для отстранения участника закупки на основании положений Федерального закона N 44-ФЗ недостоверность соответствующей информации должна быть подтверждена надлежащим образом. При этом положениями Федерального закона N 44-ФЗ не предусмотрена обязанность комиссии по осуществлению закупок осуществлять действия по проверке, содержащейся в заявках участников закупки информации.
Представленные в составе заявки с идентификационным номером 114483288 документы, предусмотренные Постановлением Правительства N102 формально соответствуют требованиям извещения о проведении электронного аукциона.
На основании вышеизложенного, Комиссия Иркутского УФАС России считает, что с учетом имеющихся в распоряжении комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа документов и информации, правовых оснований для признания заявки победителя электронного аукциона не соответствующей требованиям извещения о проведении закупки не имелось, поскольку формально заявка победителя соответствует требованиям извещения о проведении закупки.
Кроме того, на данном этапе возможность проверить достоверные данные в отношении поставляемого товара имеется лишь у Заказчика при исполнении контракта на стадии приемки товара.
Из положений Федерального закона N 44-ФЗ следует, что основания для отказа заказчика от заключения контракта установлены исключительно в части 9 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которой отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Иных законных оснований для отказа заказчика от заключения контракта на этапе его подписания законодательством не предусмотрено, и как было указано выше, возможность проверить достоверные данные в отношении поставляемого товара имеется у заказчика только при исполнении контракта на стадии приемки товара.
Таким образом, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что в действиях комиссии по рассмотрению заявок отсутствует нарушение Федерального закона N 44-ФЗ, следовательно, довод жалобы не находит своего подтверждения и является необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТПК Профит" необоснованной.
2. Направить копии решения сторонам по жалобе.
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: "_"
Члены комиссии: "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 12 июля 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2023