Резолютивная часть решения оглашена 11 июля 2023 года.
Полный текст решения изготовлен 12 июля 2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_",
члены Комиссии: "_";
в отсутствие представителей Администрации Качугского городского поселения (далее - Заказчик);
при участии представителя Общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Энергомаш" (далее - ООО ТД "РЭМ", Общество, Подрядчик) - "_" (доверенность N1 от 09 января 2023 г.);
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 04 июля 2023 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО ТД "РЭМ" в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО ТД "РЭМ" допущены существенные нарушения условий по государственному контракту от 17 ноября 2022 года N 0134300008222000026 на приобретение котельно-вспомогательного оборудования для котельной СОШ N1 (комплектующие для транспортеров углеподачи и шлакозолоудаления), в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации о Подрядчике в Реестр.
ООО ТД "РЭМ" представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении N 038/877/23 от 04 июля 2023 года.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля осуществляет позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в Реестр.
В ходе проведения проверки в рамках рассматриваемого обращения Комиссией установлено, что 21 октября 2022 года в Единой информационной системе (далее - ЕИС) размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 21.10.2022 N0134300008222000026".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 297 153 руб. 71 коп.
01 ноября 2022 года Заказчиком в ЕИС размещен протокол подведения итогов электронного аукциона 01.11.2022 NИЭА1, согласно которому на участие в данной закупке поступило 4 заявки, признанные соответствующими требованиям документации об электронном аукционе.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 01.11.2022 NИЭА1 заявка ООО ТД "РЭМ" признана победителем электронного аукциона.
17 ноября 2022 г. между заказчиком и Обществом заключен Контракт.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта: "По настоящему Контракту Поставщик обязуется поставить котельно-вспомогательное оборудование для котельной СОШ N1 (комплектующие для транспортеров углеподачи и шлакозолоудаления) (далее - товар), в количестве, согласно характеристикам, указанным в Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить товар за счет средств регионального и местного бюджетов в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.".
Согласно пункту 4.2 Контракта: "Срок поставки товара: в течение 30 (тридцати) дней с момента заключения муниципального контракта.".
Таким образом, сроком поставки товара является 16 декабря 2022 г. включительно.
Из пояснений Заказчика установлено, что 08 февраля 2023 г. Обществом поставлена цепь тяговая разборная Р2-80-290(м) - 80 м, скребок транспортера ТС-2-30 с комплектом 98 шт.
На электронный адрес ООО ТД "РЭМ" Заказчиком были направлены документы:
1. Уведомление о нарушении обязательств и взыскании штрафных санкций от 21 декабря 2022 г. N1426;
2. Претензия о нарушении обязательств и взыскании штрафных санкций от 03 февраля 2023 г. N132;
3. Претензия о нарушении обязательств и взыскании штрафных санкций от 03 марта 2023 г. N604;
4. Информационное письмо от 31 мая 2023 г. N631.
В своих пояснениях Заказчик указывает, что на 21 июня 2023 г. не поставлено:
1. Приводная секция ТС-2-30 в комплекте с редуктором, приводной вал со звездочками и электродвигателем, основание - 1 (комп.);
2. Натяжная секция в комплекте с валом и звездочками - 1 (комп.);
3. Шкаф управления и контроля транспортером ТС-2-30 - 2(шт.);
4. Скребок транспортера ТС-2-30 с комплектом крепления - 2 (шт.).
Пунктом 4.5 Контракта предусмотрено: "Контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон; в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта; по решению суда.".
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено заказчиком в Единой информационной системе 21 июня 2023 года.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
С учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 03 июля 2023 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в ч. 4 - 6 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
В силу Постановления Правительства РФ N 1078 федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
Из пояснений ООО ТД "РЭМ" установлено, для исполнения обязательств по Контракту Обществом был заключен договор с Производителем - НАО "Челябинский завод котельного оборудования" 18 ноября 2022 года.
ООО ТД "РЭМ" была произведена предоплата 50%, данный факт подтверждается платежным поручением 147 от 18 ноября 2022 года.
02 декабря 2022 года Обществом был направлен запрос (исх. 257 от 02 декабря 2022 г.) в адрес Производителя о разъяснении срока поставки товара.
05 декабря 2022 года Обществом был получен ответ на запрос (исх. 216 от 05 декабря 2022 г.), где Производитель указал, что поставка товара задерживается по причине задержки в изготовлении и поступлении комплектующих в связи с неустойчивой общей экономической ситуации в РФ и введением санкции против Российской Федерации иностранными государствами, иностранными компаниями и производителями и приложил письмо от Производителя комплектующих, датированное от 30 ноября 2022 года, где указано, что возникли проблемы с логистикой контейнеров в Россию.
16 декабря 2022 года Обществом был направлен еще один запрос (исх. 278 от 16 декабря 2022) в адрес Производителя о разъяснении срока изготовления товара.
Установлено, что 19 декабря 2022 года Обществом был получен ответ на запрос (исх. 237 от 19 декабря 2022), где Производитель указал, что производство восстановлено.
22 декабря 2022 года (исх. 398 от 22 декабря 2022) в адрес Заказчика направлено письмо об отгрузке товара. В связи с новогодними праздниками и общероссийскими выходными, отгруженное оборудование согласно исх. 398 от 22 декабря 2022 было сдано в Транспортную компанию ПЭК и находилось в г. Иркутск, о чем Заказчика уведомили согласно исх. 5 от 10 января 2023 года.
08 февраля 2023 года часть товара принята Заказчиком.
Представитель ООО ТД "РЭМ" в ходе рассмотрения обращения указал, что 09 июня 2023 года в адрес Заказчика была произведена отгрузка всего оставшегося товара по контракту через Транспортную компанию КИТ (Номер экспедиторской расписки ТК КИТ ЧЛБИРК0112054299).
29 июня 2023 года согласно исх. 242 в адрес Заказчика было направлено письмо уведомление об отгрузке всего оставшегося товара и пояснения о невозможности выставления документов приемки в ЕИС.
Таким образом, в рамках рассматриваемого дела Комиссия Иркутского УФАС России не смогла устранить все сомнения в виновности участника.
Комиссия Иркутского УФАС России не может однозначно прийти к выводу о виновности участника.
Комиссией Иркутского УФАС России в ходе рассмотрения обращения исследован вопрос о добросовестности ООО ТД "РЭМ", как лица, участвующего в закупках, в том числе изучено 41 исполненных контрактов, по которым ООО ТД "РЭМ", являясь стороной контрактов, должным образом исполнил свои обязательства. Указанные контракты свидетельствуют о добросовестности ООО ТД "РЭМ", как лица, исполняющего обязательства по контрактам.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков невозможно объективно установить факт недобросовестного поведения ООО ТД "РЭМ", при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность ООО ТД "РЭМ", объективно оценить достоверность доводов заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к неисполнению контракта невозможно в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Энергомаш" ("_"), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать
2. Сведения об учредителе Общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Энергомаш" ("_"), о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Энергомаш" ("_") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: "_"
Члены комиссии: "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 12 июля 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2023