На основании приказа Пензенского УФАС России от 03.07.2023 N 101/23 Инспекцией в составе:
Руководителя Инспекции: _ - руководителя Управления,
Заместителя руководителя Инспекции: _ - начальника отдела контроля закупок,
Члена Инспекции: _ - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении заказчиком - ФГБУК "Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" - электронного аукциона "Поставка смывающих и обезвреживающих средств" (извещение от 28.02.2023 N 0355100005623000002 размещено на сайте https://zakupki.gov.ru).
Проверка начата 03.07.2023 и закончена 07.07.2023.
Юридический адрес проверяемой организации: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" (442280, Пензенская область, Белинский район, с. Лермонтово, ул. Бугор, д. 1\1; mustarhany@mail.ru).
Внеплановой проверкой установлено:
Основанием для проведения внеплановой проверки послужило обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении заказчиком - ФГБУК "Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" - электронного аукциона "Поставка смывающих и обезвреживающих средств" (извещение от 28.02.2023 N 0355100005623000002 размещено на сайте https://zakupki.gov.ru).
Внеплановая проверка осуществлена в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" в связи с поступлением обращения АСО "Общественный контроль".
Согласно поступившему обращению АСО "Общественный контроль", заказчиком нарушены законодательно установленные требования к надлежащему описанию объекта закупки, а именно, в техническое задание без обоснования включены требования, не предусмотренные каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - КТРУ). Так, указанная заказчиком товарная позиция с кодом ОКПД 2 20.41.31.110 "Мыло туалетное твердое" содержится в КТРУ - позиция 20.41.31.110-00000001 с датой включения в Каталог - 15.11.2018 и датой начала обязательного применения - 24.12.2018.
Из полученных Инспекцией Управления в ходе настоящей внеплановой проверки документов и информации установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
28.02.2023 на официальном сайте https://zakupki.gov.ru заказчиком - ФГБУК "Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" размещено извещение N 0355100005623000002 о проведении электронного аукциона "Поставка смывающих и обезвреживающих средств".
Начальная (максимальная) цена контракта 123 431,10 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок 10.03.2023 09:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги 10.03.2023.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 13.03.2023.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе, формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ и Правила использования КТРУ установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
В соответствии с подпунктами "а", "б", "г", "ж" пункта 10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается следующая информация:
- код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;
- наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
- информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
- дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога.
Из подпункта "б" пункта 2 Правил использования КТРУ следует, что каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Пунктом 4 Правил использования КТРУ установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил использования КТРУ предусмотрено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением установленных в настоящем пункте случаев.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6 Правил использования КТРУ).
В соответствии с пунктом 7 Правил использования КТРУ, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В извещении N 0355100005623000002 размещена следующая информация об объекте закупки:
|
КОД ПОЗИЦИИ |
НАИМЕНОВАНИЕ ТОВАРА, РАБОТЫ, УСЛУГИ ПО ОКПД2, КТРУ |
ЕД. ИЗМЕРЕНИЯ |
КОЛИЧЕСТВО (ОБЪЕМ РАБОТЫ, УСЛУГИ) |
ЦЕНА ЗА ЕД., |
СТОИМОСТЬ, |
|
20.42.15.141 |
Кремы для рук |
Штука |
920,00 |
78,33 |
72 063,60 |
|
20.42.15.150 |
Средства защитные для кожи (включая солнцезащитные и для загара), не включенные в другие группировки |
Штука |
50,00 |
218,00 |
10 900,00 |
|
20.42.15.150 |
Средства защитные для кожи (включая солнцезащитные и для загара), не включенные в другие группировки |
Штука |
30,00 |
78,33 |
2 349,90 |
|
20.41.44.190 |
Средства чистящие прочие |
Штука |
70,00 |
105,33 |
7 373,10 |
|
20.41.31.110 |
Мыло туалетное твердое |
Штука |
850,00 |
36,17 |
30 744,50 |
Итого (5 записей): 123 431,10 |
Для объекта закупки "Мыло туалетное твердое" извещение содержит указание на код объекта закупки по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) - 20.41.31.110 "Мыло туалетное твердое". Информация о связи объекта закупки с какой-либо позицией КТРУ в извещении отсутствует.
В составе извещения N 0355100005623000002 размещен файл "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на поставку смывающих и обезвреживающих средств" (далее - Описание объекта закупки), которое для товара "Мыло туалетное твердое" предусматривает следующий набор характеристик:
N |
Наименование |
Технические характеристики |
Количество, (шт., упаковок) |
1. |
Мыло туалетное твердое, 100 гр. |
1. Мыло туалетное твердое в индивидуальной упаковке, вес одной упаковки мыла - 100 гр. 2. На поверхности мыла не должно быть трещин, полос, сколов. В разрезе однородная масса, однородного постоянного цвета, без неприятного запаха. 3. Консистенция твердая на ощупь, при воздействии воды форма продукта должна сохраняться. 4. Мыло должно хорошо мылиться, обладать хорошими моющими свойствами. Соответствие ТР ТС 009/2011, |
850 |
Из анализа КТРУ следует, что в него включено 4 позиции по коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) 20.41.31.110, все из которых имеют наименование "Мыло туалетное твердое": 20.41.31.110-00000005, 20.41.31.110-00000004, 20.41.31.110-00000003, 20.41.31.110-00000002. Все позиции имеют дату обязательного применения "24.12.2018 - Бессрочно". Позиции различаются между собой по характеристике "Марка мыла" (является обязательной для применения):
- Нейтральное (Н),
- Экстра (Э),
- Ординарное (О),
- Детское (Д).
Также в необязательном порядке позиции каталога позволяют выбирать следующие характеристики:
Наименование характеристики |
Вид характеристики |
Значение характеристики |
Наличие ароматической отдушки |
Изменяемая заказчиком (выбор одного) |
Да |
Нет | ||
Наличие антибактериального компонента |
Изменяемая заказчиком (выбор одного) |
Да |
Нет |
Иные характеристики, кроме трех указанных, позиции КТРУ не содержат.
Таким образом, в КТРУ имеются позиции, которые образуют предмет закупки, с включенным в них описанием товара, работы, услуги. Включенный и описываемый в КТРУ товар не является иным, чем закупает заказчик. КТРУ предусматривает для данного вида закупаемого товара приведенный набор характеристик (1 - обязательная для применения, 2 - не являются обязательными).
При этом, заказчиком не применена какая-либо позиция КТРУ (не указан в информации об объекте закупки в ЕИС код позиции КТРУ (а не код ОКПД2), не использована обязательная для применения характеристика позиции КТРУ ("Марка мыла"). Более того, заказчиком в Описании объекта закупки применена дополнительная информация, включены дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, которые не предусмотрены в позиции каталога: "На поверхности мыла не должно быть трещин, полос, сколов", "в разрезе однородная масса, однородного постоянного цвета, без неприятного запаха", "Консистенция твердая на ощупь", "при воздействии воды форма продукта должна сохраняться", "Мыло должно хорошо мылиться, обладать хорошими моющими свойствами".
Включение дополнительной информации в нарушение пункта 6 Правил использования КТРУ заказчиком никак не обосновано.
Согласно письменным пояснениям заказчика от 22.06.2023, в Описании объекта закупки установлены требования в соответствии с ГОСТ, что является обоснованием требуемых параметров и значений товара.
Вместе с тем, Инспекция обращает внимание на то, что "Соответствие ТР ТС 009/2011, ГОСТ 28546-2002" указано в Описании объекта закупки в качестве технической характеристики закупаемого товара, то есть требования к нему, а не в качестве обоснования установления той или иной характеристики. В Описании объекта закупки не приведены какие-либо пункты ГОСТа, которые включают в себя установленные заказчиком требования к товару, тем самым обосновывают установление дополнительных, не предусмотренных позициями КТРУ характеристик.
С учетом изложенного заказчик признается нарушившим требования пунктов 4, 6 Правил использования КТРУ (утв. постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145), пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
В связи с заключением контракта по результатам осуществления закупки принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
Учитывая изложенное, Инспекция Управления, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений",
решила:
1. Признать заказчика - ФГБУК "Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" нарушившим требования пунктов 4, 6 Правил использования КТРУ (утв. постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145), пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Управления для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 7 июля 2023 г. N 058/06/99-385/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2023