Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
- <_> - председателя Комиссии, руководителя Управления,
- <_> - заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок,
- <_> - члена Комиссии, специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
при участии
представителя заказчика - ГБУ Пензенской области "Бековская районная станция по борьбе с болезнями животных" - <_> (главного врача),
представителя уполномоченного органа - МЭРП Пензенской области: <_> (представителя по доверенности),
представителя заявителя - ООО "Техносфера" - <_> (директора),
рассмотрев жалобу ООО "Техносфера" на положения извещения при проведении
уполномоченным органом - МЭРП Пензенской области для нужд заказчика ГБУ ПО "Бековская районная станция по борьбе с болезнями животных" электронного аукциона "Оказание услуг по разработке проекта санитарно-защитной зоны скотомогильника" (извещение N 0155200000923000372 от 28.06.2023 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Пензенское УФАС России поступила жалоба ООО "Техносфера" на положения извещения при проведении уполномоченным органом - МЭРП Пензенской области для нужд заказчика ГБУ ПО "Бековская районная станция по борьбе с болезнями животных" электронного аукциона "Оказание услуг по разработке проекта санитарно-защитной зоны скотомогильника" (извещение N 0155200000923000372 от 28.06.2023 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).
Лицам, участвующим в рассмотрении жалобы, направлены уведомления о дате рассмотрения. Приостановлено заключение контракта до рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба принята и назначена к рассмотрению на 10.07.2023 в 11 часов 00 минут.
Согласно доводам жалобы, заказчиком некорректно составлено описание объекта закупки, так:
1. на I этапе выполнения работ предусмотрена обязанность подготовки документов (материалов) обоснования санитарно-защитной зоны скотомогильника на возможность сокращения СЗЗ. При этом обоснование на возможность сокращения СЗЗ, по мнению подателя жалобы, возможно подготовить только после проведения исследований, которые будут выполняться только на II этапе.
2. Также на I этапе выполнения работ предусмотрена обязанность заключения контракта с ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" на определение биологического риска сибиреязвенного захоронения, определен перечень работ, которые подлежат выполнению привлеченным центром гигиены. По мнению заявителя, обязательное привлечение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" нормативно ничем не предусмотрено, при этом часть работ может быть выполнена ООО "Техносфера" самостоятельно, другую часть можно выполнить с привлечением иных организаций, имеющих необходимую квалификацию, но на выбор участника закупки. Податель жалобы полагает, что данным условием заказчик навязывает исполнителю невыгодные условия, тем самым нарушая требования Федерального закона от 26.07.2006 N 135 ФЗ "О защите конкуренции".
3. Кроме того, на I этапе выполнения работ определена необходимость получения экспертного заключения ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" на определение биологического риска сибиреязвенного захоронения, хотя такая экспертиза может быть проведена в любом аккредитованном учреждении.
4. Заявителем указано на неправильное указание в описании объекта закупки исследования почвы с пробоподготовкой на БГКП, так согласно действующему СанПиН 1.2.3685-21 необходимо исследование почвы с пробоподготовкой на обобщенные колиформные бактерии (ОКБ).
5. Также в жалобе указано, что описанием объекта закупки предусмотрено проведение санитарно-эпидемиологической разведки с участием ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии", тогда как нормативно предусмотрено только участие в межведомственной рабочей группе представителей органов власти Роспотребнадзора, Россельхознадзора, профильных научно-исследовательских организаций и т.д.
В рамках рассмотрения жалобы представитель подателя жалобы поддержала доводы жалобы в полном объеме.
Представитель уполномоченного учреждения поддержала доводы, изложенные в отзыве на жалобу, просила признать жалобу необоснованной.
Представитель заказчика пояснил, что ранее опыта организации таких работ и проведения подобной закупки у учреждения не имелось, в связи с чем для описания объекта закупки использовались примеры по иным проведенным закупкам других организаций.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.
28.06.2023 уполномоченным учреждением для нужд заказчика на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0155200000923000372 о проведении электронного аукциона "Оказание услуг по разработке проекта санитарно-защитной зоны скотомогильника".
Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) - 4 000 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок 10.07.2023 09:00 (МСК)
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги 10.07.2023
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 12.07.2023
Идентификационный код закупки: 232580800374958080100100020017112244.
Следует отметить, что в жалобе указано на возможное нарушение требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135 ФЗ "О защите конкуренции".
Между тем, так как жалоба заявителя подана в Пензенское УФАС России в порядке главы 6 Закона о контрактной системе, она рассматривается Комиссией Пензенского УФАС России в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. В рамках рассмотрения данной жалобы Комиссия не вправе давать оценку действиям заказчика в части наличия либо отсутствия нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", так как дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются в соответствии с Законом о защите конкуренции по процедуре, предусмотренной Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339. Тем самым, в рамках рассмотрения настоящей жалобы Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок не обладает полномочиями по рассмотрению жалоб и обращений в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В рассматриваемом случае объектом закупки является оказание услуг по разработке проекта санитарно-защитной зоны скотомогильника.
Описание объекта закупки содержит указание на место расположения объекта:
- Скотомогильник N 3 - Пензенская область, р-н Бековский, примерно в 340 метрах юго-западнее здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Пензенская область, Бековский район, п. Сахзавод, ул. 2-ое Отделение, д.15 (кадастровый номер участка 58:03:4703001:18);
- Скотомогильник N 5 Пензенская область, р-н Бековский, с Мошки, примерно 500 метрах северо-западнее ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Пензенская область, Бековский район, с. Мошки, ул. Мошковская, д.8 (кадастровый номер участка 58:03:4201004:165)
А также на сроки и этапы оказания услуг. При этом оба этапа содержат пояснения относительно видов работ, пояснений и пр.
Относительно доводов жалобы Комиссия Управления отмечает, что 2, 3 и 5 доводы взаимосвязаны между собой и могут быть рассмотрены одновременно.
Относительно первого довода жалобы:
Податель жалобы указывает, что на I этапе выполнения работ предусмотрена обязанность подготовки документов (материалов) обоснования санитарно-защитной зоны скотомогильника на возможность сокращения СЗЗ. При этом обоснование на возможность сокращения СЗЗ, по мнению подателя жалобы, возможно подготовить только после проведения исследований, которые будут выполняться только на II этапе.
Как установлено Комиссией Управления I этап выполнения работ предусматривает в числе прочего подготовку документов (материалов) обоснования санитарно-защитной зоны скотомогильника, на возможность сокращения СЗЗ. А также подготовку графических материалов (ситуационный план, генеральный план) с нанесением уточненных границ скотомогильника, границ СЗЗ, определенных требованиями санитарных правил и устанавливаемых (предлагаемых к установлению) размеров СЗЗ скотомогильника.
Заявитель пояснил, что на данном этапе возможно только представление подготовительных данных, пояснительной записки, предварительных расчетов и схем, однако сделать обоснование на возможность сокращения СЗЗ и нанести на карту возможно только после проведения исследований, которые будут выполняться только на II этапе.
При рассмотрении жалобы представитель заказчика указал, что в принципе именно это и устроило бы заказчика, что указанное обоснование может быть подготовлено в виде предварительной пояснительной записки, которая впоследствии могла быть уточнена с учетом полученных результатов исследований.
Между тем Комиссия Управления отмечает, что из текста описания объекта закупки однозначно не следует подобный вывод, таким образом в данной части описание объекта закупки сформировано некорректно.
Относительно второго, третьего и пятого доводов жалобы:
Заявитель указал, что на I этапе выполнения работ предусмотрена обязанность заключения контракта с ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" на определение биологического риска сибиреязвенного захоронения, определен перечень работ, которые подлежат выполнению привлеченным центром гигиены. По мнению заявителя, обязательное привлечение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" нормативно ничем не предусмотрено, при этом часть работ может быть выполнена ООО "Техносфера" самостоятельно, другую часть можно выполнить с привлечением иных организаций, имеющих необходимую квалификацию, но на выбор участника закупки. Кроме того, на I этапе выполнения работ определена необходимость получения экспертного заключения ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" на определение биологического риска сибиреязвенного захоронения, хотя такая экспертиза может быть проведена в любом аккредитованном учреждении. Также в жалобе указано, что описанием объекта закупки предусмотрено проведение санитарно-эпидемиологической разведки с участием ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии", тогда как нормативно предусмотрено только участие в межведомственной рабочей группе представителей органов власти Роспотребнадзора, Россельхознадзора, профильных научно-исследовательских организаций и т.д.
Комиссией Управления установлено, что в описании объекта закупки предусмотрено заключение контракта с ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" на определение биологического риска сибиреязвенного захоронения и оценку эпидемиологической опасности, прилегающей к нему санитарно-защитной зоны с рекомендациями по установлению.
Работы ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" включают в себя:
а) организацию и проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы, осмотр сибиреязвенного захоронения, выдача рекомендаций по благоустройству (при необходимости), оформление акта осмотра.
б) оценку эпизоотической и эпидемиологической ситуации по сибирской язве на территории населенного пункта, прилегающей к сибиреязвенному захоронению по данным заболеваемости людей и животных.
в) оценку критериев опасности сибиреязвенного захоронения: условия содержания, эксплуатации и контроля за СЯЗ.
г) оценку природных факторов: ландшафтных, гидрогеологических, гидрологических, способствующих сохранению возбудителя в почве.
д) сбор на изучаемой территории необходимой документации для проведения оценки социальных факторов риска. Оценка социальных факторов риска: условия содержания, эксплуатации и контроля СЯЗ, популяции животных в СЗЗ СЯЗ, проживающего в СЗЗ населения.
е) комплексную оценку эколого-эпидемической опасности СЯЗ с обоснованием размеров границ СЗЗ. Изучение и оценка информированности населения о рисках.
ж) организацию и проведение на месте расположения санитарно- эпидемиологическую разведки с целью определения объема исследований и точек отбора проб почвы совместно с руководителями хозяйств, органами исполнительной власти населенного пункта, представителями ветеринарной службы, специалистами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии". Оформление решения комиссии по объему и точкам отбора, экспертного заключения об оценке опасности сибиреязвенного захоронения.
получение технического задания на отбор проб почвы и воды и карты-схемы отбора проб воды и почвы с территории, с целью обоснования достаточности размеров санитарно-защитной зоны скотомогильника;
подготовка графических материалов с нанесением точек отбора проб почвы по периметру захоронения и линейным участкам.
Выполненные документы по первому этапу:
гидрогеологическое заключение по защищенности водоносных горизонтов и почвы территории СЗЗ от возбудителя сибирской язвы;
экспертное заключение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" на определение биологического риска сибиреязвенного захоронения и оценки эпидемиологической опасности, прилегающей к нему санитарно-защитной зоны с рекомендациями по установлению.
Вместе с тем, представитель заказчика пояснил, что обязательное привлечение для выполнения такого рода работ именно ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" законодательством не предусмотрен.
В связи с чем, Комиссия Управления приходит к выводу, что, т.к. нормативно не предусмотрена обязанность исполнителя закупаемого вида работ, услуг заключать контракт/договор и привлекать в качестве соисполнителя конкретную организацию, учреждение, в том числе ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии", условия описания объекта закупки в данной части противоречат положениям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Относительно четвертого довода жалобы:
Заявителем указано на неправильное указание в описании объекта закупки исследования почвы с пробоподготовкой на БГКП, так согласно действующему СанПиН 1.2.3685-21 необходимо исследование почвы с пробоподготовкой на обобщенные колиформные бактерии (ОКБ).
Комиссией Управления установлено, что на II этапе проведения работ предусмотрено исследование почвы с пробоподготовкой на БГКП, энтерококки, патогенные микроорганизмы, в т.ч. сальмонеллы.
В данном случае представитель заказчика согласился с допущенной опечаткой, при этом указал, что данный факт не оказывает значительного влияния на исполнение контракта и может быть устранен при исполнении обязательств.
Таким образом, исходя из пояснений сторон Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы.
Вместе с тем, при рассмотрении вопроса о необходимости и целесообразности выдачи предписания об устранении выявленных нарушений, Комиссия Управления учитывает следующее.
На момент рассмотрения жалобы на участие в закупке подано 8 заявок участников, 6 участников закупки подавали свои ценовые предложения, активно соперничая между собой, причем итоговое снижение НМЦК составило 48,5%. Кроме того, даже заявитель по жалобе подал заявку на участие и свое ценовое предложение. Тем самым большое количество участников даже при названных условиях готовы и согласны на исполнение обязательств перед заказчиком при значительной экономии бюджетных средств.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу об отсутствии целесообразности выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.
Изучив материалы дела, руководствуясь частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Техносфера" на положения извещения при проведении уполномоченным органом - МЭРП Пензенской области для нужд заказчика ГБУ ПО "Бековская районная станция по борьбе с болезнями животных" электронного аукциона "Оказание услуг по разработке проекта санитарно-защитной зоны скотомогильника" (извещение N 0155200000923000372 от 28.06.2023 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), обоснованной.
2. Признать заказчика ГБУ ПО "Бековская районная станция по борьбе с болезнями животных" нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы по жалобе должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 10 июля 2023 г. N 058/06/106-396/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2023