Резолютивная часть решения оглашена 07.07.2023
В полном объеме решение изготовлено 12.07.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О.
Сулеймановой О.В. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
- |
рассмотрев обращение Областного бюджетного учреждения дополнительного образования "Спортивная школа олимпийского резерва по конному спорту и современному пятиборью Рифей имени П.М. Латышева" (далее - ОБУ ДО "Спортивная школа олимпийского резерва по конному спорту и современному пятиборью Рифей имени П.М. Латышева", заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об индивидуальном предпринимателе Никонове Альфрите Николаевиче (далее - ИП Никонов А.Н., участник закупки) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на поставку овса кормового (извещение N 0869200000223005248) (далее - аукцион, закупка), при участии в дистанционном режиме:
- представителя ОБУ ДО "Спортивная школа олимпийского резерва по конному спорту и современному пятиборью Рифей имени П.М. Латышева" Каменского А.А., действующего на основании доверенности N 18 от 05.07.2023;
- в отсутствии ИП Никонова А.Н.., надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии;
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) 30.06.2023 поступило обращение филиала ОБУ ДО "Спортивная школа олимпийского резерва по конному спорту и современному пятиборью Рифей имени П.М. Латышева" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Никонове А.Н.
Согласно представленным документам 13.06.2023 Государственное казенное учреждение "Центр организации закупок Челябинской области" объявило о проведении аукциона путем опубликования в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) извещения о закупке.
Заказчиком выступило ОБУ ДО "Спортивная школа олимпийского резерва по конному спорту и современному пятиборью Рифей имени П.М. Латышева".
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 805 000,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0869200000223005248 от 21.06.2023 победителем закупки признан ИП Никонов А.Н.
Протоколом от 30.06.2023 N 0869200000223005248 ИП Никонов А.Н. признан заказчиком уклонившимся от заключения контракта и направлены соответствующие сведения в антимонопольный орган.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что в регламентированный законом срок ИП Никонов А.Н. не направил подписанный проект контракта и не представил документ, подтверждающий обеспечение исполнения контракта, что является основанием для признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта, а также для направления сведений о таком участнике в антимонопольный орган.
Вместе с тем, заказчик отмечает, что в настоящее время имеет договорные отношения с участником закупки, в рамках которых ИП Никоновым А.Н. исполняются обязательства надлежащим образом и в полном объеме. Участником закупки поставляется товар, характеристики которого полностью соответствуют потребности заказчика.
Кроме того, заказчик указывает на отсутствие качественного интернет-соединения и телефонной связи в месте нахождения участника закупки, чем обусловлено его уклонение от заключения контракта.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы, Комиссия руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием ЕИС) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Согласно пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении о закупке.
Таким образом, участник закупки на стадии подписания проекта контракта должен разместить на электронной площадке подписанный проект контракта, документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, информацию, предусмотренную статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае, если участником закупки предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта), а также обязан внести денежные средства за заключение контракта (если по результатам определения поставщика в соответствии с Законом о контрактной системе определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта) либо разместить документы, предусмотренные пунктами 2, 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0869200000223005248 от 21.06.2023 победителем закупки признан ИП Никонов А.Н.
Как следует из документов, представленных заказчиком, проект контракта размещен в единой информационной системе 22.06.2023, то есть на первый рабочий день после опубликования протокола, что подтверждается скриншотами с личного кабинета заказчика, таким образом, обязанность по направлению проекта контракта заказчик исполнил в полном объеме.
В регламентированный законом срок 29.06.2023 (до 23:59) участник закупки не подписал контракт и не представил документ, подтверждающий обеспечение исполнения контракта, в связи с чем электронная площадка уведомила заказчика об уклонении участника закупки от заключения контракта.
При этом, факт неподписания проекта контракта зафиксирован заказчиком путем принятия и опубликования в единой информационной системе протокола признания участника электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта от 30.06.2023 N 0869200000223005248.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Как следует из части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
При этом уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем электронного аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Из представленных документов и сведений следует, что ИП Никонов А.Н. не исполнил требования, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не подписал проект контракта и не представил документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, что свидетельствует о наличии в действиях участника закупки признаков уклонения.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено следующее.
Согласно пояснений заказчика в настоящее время между ОБУ ДО "Спортивная школа олимпийского резерва по конному спорту и современному пятиборью Рифей имени П.М. Латышева" и ИП Никоновым А.Н. заключен договор N 79/ЕД/ЗНО от 17.05.2023 на поставку овса. В рамках указанного договора обязательства ИП Никоновым А.Н. исполняются надлежащим образом и в полном объеме. Участником закупки поставляется товар, характеристики которого полностью соответствуют потребности заказчика. ИП Никонов А.Н. зарекомендовал себя как добросовестный и надежный поставщик.
При этом, заказчик указывает на отсутствие качественного интернет-соединения и телефонной связи в месте нахождения участника закупки, чем обусловлено его уклонение от заключения контракта.
Кроме того, заказчик на заседании Комиссии ходатайствовал о невключении ИП Никонова А.Н. в реестр недобросовестных поставщиков.
При указанных обстоятельствах, учитывая позицию заказчика, антимонопольный орган приходит к выводу об отсутствии у ИП Никонова А.Н. намерения уклоняться от заключения контракта.
Из подпункта "б" пункта 13 раздела 3 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) следует, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
В подпункте "б" пункта 14 Правил предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Таким образом, учитывая фактические обстоятельства дела, Комиссия Челябинского УФАС России считает возможным не включать сведения об ИП Никонове А.Н. в реестр недобросовестных поставщиков.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ОБУ ДО "Спортивная школа олимпийского резерва по конному спорту и современному пятиборью Рифей имени П.М. Латышева", в отношении ИП Никонова А.Н. (456738, Челябинская область, Кунашакский р-н, д. Чебакуль, ул. Озерная, д. 6, ИНН 743302308930) не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии И.О. Кокшарова
О.В. Сулейманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 12 июля 2023 г. N 074/10/104-1530/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2023