На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе) Комиссией Краснодарского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Комиссия) в присутствии представителя военной прокуратуры Армавирского гарнизона, в присутствии представителей АО "81 бронетанковый ремонтный завод" проведена внеплановая проверка в отношении заказчика - АО "81 бронетанковый ремонтный завод" при проведении электронных аукционов NN 0418100002122000010, 0418100002122000006, 0418100002122000015, 0418100002122000042 в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Краснодарское УФАС России поступило обращение военной прокуратуры Армавирского гарнизона от 29.06.2023 N1742, согласно которому заказчиком при проведении закупок допущены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе).
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - АО "81 бронетанковый ремонтный завод" на основании ч.5 ст.15 Закона о контрактной системе проведены электронные аукционы в рамках федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2011-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства РФ от 05.03.2012 N187-4:
N 0418100002122000010 "Выполнение работ на объекте незавершенного строительства: "Реконструкция здания котельной на территории АО "81 БТРЗ". Извещение размещено в ЕИС 25.05.2022. Начальная (максимальная) цена контракта 16 282 563,77 рублей. Аванс 20,25%. Все расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению. По результатам проведения закупки заключен контракт N000000001879556180053\25 от 20.06.2022. Цена контракта 12 336 850,78 рублей. В п.4.13 проекта контракта - окончательный расчет производится в срок не более 10 рабочих дней с момента подписания акта приемки законченного строительством объекта_
N 0418100002122000006 "Выполнение работ на объекте незавершенного строительства: "Реконструкция склада материала готовой продукции, ЦКУ". Извещение размещено в ЕИС 28.03.2022. Начальная (максимальная) цена контракта 72 650 253,60 рублей. Аванс 5.09%. Все расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению. По результатам проведения закупки заключен контракт N00000000020956200043\22 от 26.05.2022. Цена контракта 76 349 247.99 рублей. В п.4.13 проекта контракта - окончательный расчет производится в срок не более 15 рабочих дней с момента подписания акта приемки законченного строительством объекта_
N 0418100002122000015 "Выполнение работ на объекте незавершенного строительства: "Реконструкция склада-хранилища N1". Извещение размещено в ЕИС 12.07.2022. Начальная (максимальная) цена контракта 59 983 903,20 рублей. Аванс не предусмотрен. Казначейское сопровождение не требуется. По результатам проведения закупки заключен контракт N30 от 02.08.2022. Цена контракта 63 266 045,59 рублей. В п.4.13 контракта указано, что окончательный расчет производится в срок не более 7 рабочих дней с момента подписания акта приемки законченного строительством объекта_
N0418100002122000042 "Выполнение работ на объекте незавершенного строительства: "Реконструкция здания участка РТИ и пластмасс под участок изготовления корпусных деталей и башен БТР на территории ОАО "81 БТРЗ" в г. Армавире". Извещение размещено в ЕИС 30.11.2022. Начальная (максимальная) цена контракта 70 812 030, 70 рублей. Аванс 22,90%. Все расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению. По результатам проведения закупки заключен контракт N 00000000187956180053\58 от 23.12.2022. Цена контракта 70 812 030.70 рублей. В п.4.13 контракта указано, что окончательный расчет производится в срок не более 7 рабочих дней с момента подписания акта приемки законченного строительством объекта_
В соответствии с ч.13.1 ст.34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если:
1) иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации;
2) оформление документа о приемке осуществляется без использования единой информационной системы, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, а в случае, если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, не более двадцати рабочих дней;
3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона;
4) Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
При изучении документов установлено, что сроки оплаты, указанные в проектах контрактов закупок, не выходят за рамки сроков, указанных в ч.13.1 ст.34 Закона о контрактной системе. В обращении прокуратуры не указано конкретно по какому контракту допущено нарушение сроков оплаты, номера п\п, подписанные акты. Согласно информации, предоставленной АО "81 БТРЗ", оплата исчисляется с момента поступления пакета документов для оплаты, платежных документов, направляемых в ОФК через "Электронный бюджет" в сроки, предусмотренные контрактом.
Источником финансирования по данным контрактам являются бюджетные инвестиции - бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества. Главный распорядитель бюджетных средств Министерство обороны РФ. В соответствии с ч.1 ст.79 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи. Ст.80 БК РФ регулирует предоставление инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями. Бюджетные инвестиции из федерального бюджета, планируемые к предоставлению юридическим лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете в качестве отдельного приложения к данному федеральному закону с указанием юридического лица. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.03.2022 N505 в 2022 году главные распорядителя средств федерального бюджета как получатели средств федерального бюджета и подведомственные им получатели средств федерального бюджета (далее - получатели средств федерального бюджета) предусматривают в заключаемых ими договорах (государственных контрактах) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), средств на финансовое обеспечение которых: подлежат в случаях, установленных в соответствии с бюджетным законодательством РФ, казначейскому сопровождению, - авансовые платежи в размере от 50 до 90 процентов суммы договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей средств федерального бюджета на указанные цели на соответствующий финансовый год; не подлежат казначейскому сопровождению, - авансовые платежи в размере до 50% суммы договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей средств федерального бюджета на указанные цели на соответствующий финансовый год. В силу ст.6 БК РФ получателем средств из бюджета является юридическое лицо (не являющее участником бюджетного процесса, бюджетным и автономным учреждением), получающее средства из бюджета на основании договора о предоставлении бюджетных инвестиций.
Закупка N 0418100002122000006 "Выполнение работ на объекте незавершенного строительства: "Реконструкция склада материала готовой продукции, ЦКУ" размещена в ЕИС 28.03.2022, до вступления в силу Постановления N 505 от 29.03.2022.
Согласно разъяснениям Минфина России по Постановлению N505 минимальный размер авансового платежа для государственных контрактов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), не подлежащих казначейскому сопровождению, не предусмотрен, в этой связи получатели средств федерального бюджета могут не предусматривать авансовые платежи в таких контрактах. В извещении N 0418100002122000015 "Выполнение работ на объекте незавершенного строительства: "Реконструкция склада-хранилища N1" аванс не предусмотрен, казначейское сопровождение не требуется.
В закупках N 0418100002122000010 "Выполнение работ на объекте незавершенного строительства: "Реконструкция здания котельной на территории АО "81 БТРЗ" (извещение от 25.05.2022); N0418100002122000042 "Выполнение работ на объекте незавершенного строительства: "Реконструкция здания участка РТИ и пластмасс под участок изготовления корпусных деталей и башен БТР на территории ОАО "81 БТРЗ" в г. Армавире" (извещение от 30.11.2022) размер аванса, указанный в извещениях закупок, не соответствует Постановлению N505.
В соответствии с ч.3 ст.103 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. В порядке, установленном в соответствии с частью 6 настоящей статьи, в указанный орган направляется информация, указанная в пунктах 10 и 11 части 2 настоящей статьи, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, а информация, предусмотренная пунктом 13 части 2 настоящей статьи, не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем подписания документа о приемке. При этом, если в соответствии с настоящим Федеральным законом контракт, документ о приемке, соглашение об изменении контракта, соглашение о расторжении контракта, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписаны с использованием единой информационной системы, такие документы, а также информация, содержащаяся в них и подлежащая включению в реестр контрактов, направляется с использованием единой информационной системы для включения в реестр контрактов в порядке, установленном в соответствии с частью 6 настоящей статьи, не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем подписания таких контракта, соглашений, вступления в силу решения, в день подписания документа о приемке.
При исполнении контракта по закупке N 0418100002122000010 "Выполнение работ на объекте незавершенного строительства: "Реконструкция здания котельной на территории АО "81 БТРЗ" (контракт N000000001879556180053\25 от 20.06.2022) допущено нарушение ч.3 ст.103 Закона о контрактной системе при направлении информации в ЕИС: п\п N1336 от 07.07.2022; п\п N1551 от 28.07.2022 направлены и размещены в ЕИС 17.04.2023, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.31 КоАП (сроки давности привлечения к административной ответственности - 14.07.2023; 04.08.2023). П\п N1795 от 23.12.2022 направлено и размещено в ЕИС 26.12.2022 в установленные Законом о контрактной системе сроки. Вместе с тем, в связи с неразмещением п\п N1336 и п\п N1551 информация по п\п N1795 отобразилась в действующей редакции сведений об исполнении в ЕИС 17.04.2023.
При исполнении контракта по закупке N 0418100002122000015 "Выполнение работ на объекте незавершенного строительства: "Реконструкция склада-хранилища N1" (контракт N30 от 02.08.2022) информация об исполнении: п\п N286 от 24.04.2023 размещено в ЕИС 02.06.2023. Установлено, что п\п N286 от 24.04.2023 направлено и размещено в ЕИС 26.04.2023 в установленные ч.3 ст.103 Закона о контрактной системе сроки. Вместе с тем, в связи с корректировкой генподрядчиком актов выполненных работ по которым произведена завершающая оплата (КС-2, КС-3, КС-11, КС-14) информация об оплате (п\п N286) отобразилось в действующей редакции сведений об исполнении в ЕИС 02.06.2023.
Согласно извещению по закупке N 0418100002122000006 "Выполнение работ на объекте незавершенного строительства: "Реконструкция склада материала готовой продукции, ЦКУ" срок исполнения контракта 30.11.2022. Работы выполняются с момента подписания контракта до окончания строительства - 12 месяцев, но не позднее 30.11.2022.
24.11.2022 на основании п.9) ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе заключено дополнительное соглашение N 6 к контракту, согласно которому окончание всего объема работ не позднее 25.12.2022.
23.12.2022 на основании п.9) ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе заключено дополнительное соглашение N 7, согласно которому окончание всего объема работ не позднее 20.05.2023.
19.05.2023 на основании п.9) ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе заключено дополнительное соглашение N 8, согласно которому окончание всего объема работ не позднее 29.05.2023.
Вместе с тем, исходя из нормы п.9) ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении.
Таким образом, дополнительные соглашения от 24.11.2022, 23.12.2022, 19.05.2023 заключены с нарушением требований п.9) ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.32 КоАП.
Согласно извещению по закупке N 0418100002122000015 "Выполнение работ на объекте незавершенного строительства: "Реконструкция склада-хранилища N1" (контракт N30 от 02.08.2022) дата окончания срока исполнения контракта 31.12.2022.Окончание всего объема работ не позднее 30.11.2022.
20.12.2022 заключено дополнительное соглашение N3 к контракту на основании п.9) ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе, согласно которому окончание всего объема работ не позднее 22.02.2023.
17.02.2023 заключено дополнительное соглашение N4 к контракту на основании п.9) ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе, согласно которому окончание всего объема работ не позднее 20.03.2023.
20.03.2023 заключено дополнительное соглашение N5 к контракту на основании п.9) ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе, согласно которому окончание всего объема работ не позднее 27.03.2023.
Вместе с тем, исходя из нормы п.9) ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении.
Таким образом, дополнительные соглашения от 20.12.2022, 17.02.2023, 20.03.2023 заключены с нарушением требований п.9) ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.32 КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. В указанных действиях заказчика - АО "81 БТРЗ" установлено нарушение ч.3 ст.103, п.9) ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе.
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч.2 ст.7.31, ч.4 ст.7.32 КоАП.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 5 июля 2023 г. N 023/06/99-3457/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2023