На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка в отношении управления имущественных отношений администрации МО Кавказский район при проведении электронного аукциона: "Приобретение жилого помещения в собственность муниципального образования Кавказский район для обеспечения муниципальным жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (извещение N 0118300004523000009) в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю из прокуратуры Кавказского района поступило обращение о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Администрацией МО Кавказский район представлены пояснения, в которых с доводами не согласилось.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
27.01.2023 г. уполномоченным органом - администрацией МО Кавказский район размещено извещение на проведение электронного аукциона: "Приобретение жилого помещения в собственность муниципального образования Кавказский район для обеспечения муниципальным жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (извещение N 0118300004523000009). Заказчик - управление имущественных отношений администрации МО Кавказский район
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 550 000,00 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Извещение содержит файл "Описание объекта закупки.xlsx", где Заказчиком установлен предмет закупки:
Наименование закупки |
Код по ОКПД 2 |
Показатель, ед. изм. |
Значение, установленное заказчиком |
Кол-во, шт. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Приобретение жилого помещения в собственность муниципального образования Кавказский район для обеспечения муниципальным жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
|
68.10.11.000 |
тип дома, в котором расположено жилое помещение |
многоквартирный жилой дом или дом блокированной застройки, или объект индивидуального жилищного строительства |
|
Общая площадь жилого помещения, кв.м |
не менее 33 |
1 |
||
Жилая площадь жилого помещения, кв.м |
не менее 14 |
|
||
Высота помещения.м |
не менее 2.5 |
|||
Входная дверь, с установленным действующим замочным блоком и ручками |
металлическая или стальная |
|||
Межкомнатная дверь, с установленным действующим замочным блоком и ручками |
наличие |
|||
материал межкомнатных дверей с установленными действующими замочным блоком и ручками |
МДФ или деревянные или пластиковые |
|||
|
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, при: осуществлении закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
Согласно ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В извещении установлено:
Преимущества |
Преимущество в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ |
Требования к участникам |
1 Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ 2 Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ |
Ограничения |
Не установлены |
Исходя из условий извещения и контракта - Жилое помещение должно быть расположено на территории города Кропоткина Краснодарского края, т.е. ограничения в участие участников не было. Требование о том, чтобы жилое помещение, являющиеся предметом аукциона, должно принадлежать продавцу на праве собственности - отсутствует.
Таким образом, закупка проводится на приобретение жилого помещения в собственность муниципального образования Кавказский район для обеспечения муниципальным жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в форме электронного аукциона, установлены преимущества в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контактной системе.
В соответствии с п. 4) ст. 3 Закона о контрактной системе для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пунктом 15 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации (далее - офшорная компания), либо юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
В статье 24.2 Закона о контрактной системе установлены требования о регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок, и их аккредитация на электронных площадках, специализированных электронных площадках.
В части 5 статьи 24.2 Закона о контрактной системе участие участника закупки в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, подписание участником закупки, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с использованием единой информационной системы, электронной площадки, специализированной электронной площадки предусмотренных настоящим Федеральным законом информации и документов допускаются после регистрации в единой информационной системе и аккредитации соответственно на электронной площадке, специализированной электронной площадке в соответствии с настоящей статьей.
В статье 43 Закона о контрактной системе установлено, что должна содержать заявка на участие в закупке.
Согласно ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе открытый конкурентный способ признается несостоявшимся в следующих случаях: по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке.
В соответствии с п. 1) ч. 2 статьи 52 Закона о контрактной системе в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, электронный конкурс, электронный аукцион проводятся в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом следующих особенностей: не позднее одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке оператор электронной площадки в соответствии с пунктом 9 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона направляет заказчику заявку (все части заявки) на участие в закупке, а также информацию и документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу N 0118300004523000009 подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.02.2023 г. на участие подана 1 заявка, которая признана соответствующей. На основании направленной оператором электронной площадки единственной заявки участника закупки, информации и документов, предусмотренных п. 2) ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе, членами Комиссии была рассмотрена единственная заявка, поданная на участие в закупке, а также информация и документы, предусмотренные п. 2) ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе, и принято решение, что заявка ИП Фабрицкой С.Д. - соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки и требованиям Закона о контрактной системе. По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт заключается с участником закупки идентификационный N 113434195 (ИП Фабрицкой С.Д.).
Прокуратура Кавказского района в обращении указывает, что заявка подана не субъектом малого предпринимательства, а физическим лицом, являющейся представителем участника закупки Виниченко В.В. собственника жилого помещения.
С указанным доводом представители уполномоченного органа не согласились, в пояснениях указали, что ИП Фабрицкая С.Д. находится в реестре СМП, кроме того в соответствии с подпунктом к) пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе не позднее одного часа с момента получения заявки на участие в закупке оператор электронной площадки, осуществляют возврат заявки подавшему ее участнику закупки в случаях:
"к) подачи заявки участником закупки, не являющимся субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организацией, в случае установления в извещении об осуществлении закупки преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона N 44-ФЗ".
Таким образом, если бы заявка была бы подана участником закупки, не являющимся субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организацией, в случае установления в извещении об осуществлении закупки преимущества, предусмотренного ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе, то сама площадка осуществила бы возврат заявки.
Согласно совокупности требований Закона о контрактной системе, чтобы продать свою квартиру муниципалитету, собственнику нужно приобрести электронную подпись, зарегистрироваться в ЕИС, получить аккредитацию на электронной площадке, открыть счет, предоставить обеспечение заявки, подать заявку, принять участие в аукционе, в случае победы в нем - предоставить обеспечение исполнения контракта и т. д. Обычному гражданину РФ все это не под силу, поэтому собственникам квартир чаще всего помогают участвовать в закупках посредники, действующие на основании доверенности.
Согласно ч. 3 ст. 27 Закона о контрактной системе участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.
При этом из ч. 5 ст. 24.2 Закона о контрактной системе следует, что принимать участие в электронных процедурах вправе лишь участник закупки, зарегистрированный в ЕИС и аккредитованный на электронной площадке
Согласно Постановлению пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2020 по делу А32-35484/2019 представитель вправе подать заявку от имени собственника, не зарегистрированного в ЕИС и не аккредитованного на электронной площадке, при наличии надлежащей доверенности.
Исходя из позиции суда: представитель собственника объекта недвижимого имущества по доверенности, получивший аккредитацию на электронной площадке, имеет право участвовать от имени собственника в электронном аукционе и использовать свою электронную цифровую подпись при подписании контракта.
В силу статьи 209 ГК РФ собственник вправе передать правомочия по распоряжению правами на недвижимое имущество иному лицу, при этом оставаясь собственником и сохраняя права владения, пользования и распоряжения. Закон N 44-ФЗ также не содержит норм, которые бы устанавливали требования к наличию у участника помещения на праве собственности, поскольку участником закупки может быть и доверитель.
Действуя по доверенности, поверенный имеет право распоряжения в пределах установленных полномочий вне зависимости от третьих лиц и вне зависимости от рынка, на котором действует поверенный. Продажа квартиры муниципальному заказчику по доверенности возможна в той же степени, что и частному лицу.
Согласно статьи 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 7 апреля 2021 г. N 01АП-1706/21 по делу N А43-30714/2020 также сделан вывод:
"Исходя из совокупности вышеприведенных правовых норм, на основании выданной собственником имущества (жилого помещения) доверенности, в которой право на отчуждение (продажу) имущества (жилого помещения) собственником передано представителю, последний вправе заключить сделку купли-продажи имущества (жилого помещения), принадлежащего собственнику. Право распоряжения имуществом может иметь не только сам собственник, но и лицо, которому собственник такое право передал. Тот факт, что представитель, заключая договор купли-продажи жилого помещения, выступает не от собственного имени, а от имени собственника жилого помещения, не свидетельствует о том, что представитель собственника не может являться участником закупки. Подписание договора купли-продажи жилого помещения, заключенного в электронной форме, электронно-цифровой подписью представителя, как участника закупки (также, как и подписание представителем договора на бумажном носителе) создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого (собственника)".
Таким образом, представитель, не являющийся собственником жилого помещения, признается участником закупки, соответствующим требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе. Т.е., заявку на участие в аукционе может подать ИП, имеющий соответствующую аккредитацию, и действующий на основании выданной ему собственником квартиры нотариально удостоверенной доверенности, которой он уполномочил ИП продать принадлежащую ему на праве собственности квартиру путем участия в открытых аукционах в электронной форме.
Прокуратура Кавказского района в доводах обращения ссылаясь на письмо ФАС России от 07.08.2019 NАК/68293/19, постановление арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.08.2020 года по делу NА32-35484/2019 подтверждает, что подача заявки осуществляется поверенным самостоятельно, в рамках доверенности, после самостоятельной регистрации на электронной торговой площадке.
В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.05.2017 N Д28и-2027 указано, что доверенное лицо может выступать от имени поставщика на основании доверенности. Представитель собственника объекта недвижимого имущества по доверенности, получивший аккредитацию на электронной площадке, имеет право участвовать от имени собственника в электронном аукционе и использовать свою электронную цифровую подпись при подписании контракта.
Собственником предложенной квартиры при проведении аукциона в электронной форме N 0118300004523000009 являлся Виниченко Виктор Викторович (право собственности N23:44:0505001:4126-23/246/2022-2 от 28.10.2022 г.), который участвовал в аукционе через своего представителя ИП Фабрицкую Светлану Дмитриевну, действующую на основании доверенности, зарегистрированной в реестре N23/206-н/23-2023-2-37 от 16.01.23г., приложенной при подаче заявки N113434195.
Согласно доверенности, собственник помещения уполномочивает ИП Фабрицкую С.Д. продавать квартиру, участвовать в электронном аукционе, подписывать контракт на продажу квартиры, совершать любые действия, связанные с продажей квартиры, и расписываться за собственника. Следовательно, ИП Фабрицкая С.Д. имела право подавать заявку и подписывать контракт с использованием собственной электронной подписи в интересах доверителя.
В соответствии с письмом Федерального казначейства Российской Федерации от 30.11.2020 N 14-00-05/24558 функционал ЕИС реализован в соответствии с нормами действующего законодательства, возможность регистрации в едином реестре участников закупки (далее - ЕРУЗ) представителя участника, являющимся физическим лицом (не являющимся индивидуальным предпринимателем) не предусмотрена.
Согласно письму ФАС России от 20.02.2021 N ПИ/12688/21 в случае участия в закупке собственника через своего представителя, заявка на участие в закупке подается представителем от имени и в интересах Собственника, при этом непосредственное участие собственника в закупке осуществляется через представителя.
Рассмотрев представленные материалы Комиссией Краснодарского УФАС России установлено: участником аукциона N0118300004523000009 является - заявка ИП Фабрицкой С.Д.; ИП Фабрицкая С.Д. - является субъектом малого предпринимательства; заявка - подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и требованиям извещения об осуществлении закупки; комиссия уполномоченного органа правомерно признала ИП Фабрицкую С.Д. соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, в действиях Заказчика - управления имущественных отношений администрации МО Кавказский район нарушения Закона о контрактной системе не установлены.
Комиссия, руководствуясь ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки в указанных действиях уполномоченного органа - администрации МО Кавказский район (комиссии), Заказчика - управления имущественных отношений администрации МО Кавказский район нарушения положений Закона о контрактной системе не подтверждены.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 10 июля 2023 г. N 023/06/99-3538/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2023