рассмотрев жалобу ИП Кузнецовой Л.Л. (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО Армавирский государственный педагогический университет" при проведении запроса котировок в электронной форме: "Оказание услуг по разработке и изготовлению планов эвакуации людей при пожаре" (извещение N 0318100010023000033) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что Заказчик неправомерно установил требования к участникам закупки о предоставлении лицензии.
Заказчиком представлены письменные пояснения по существу жалобы, в которых с доводами жалобы не согласился, положения извещения соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
30.06.2023 г. Заказчиком - ФГБОУ ВО Армавирский государственный педагогический университет" размещено извещение на проведение запроса котировок в электронной форме: "Оказание услуг по разработке и изготовлению планов эвакуации людей при пожаре" (извещение N 0318100010023000033).
Начальная (максимальная) цена контракта - 390 600,00 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 2 статьей 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 15) ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
Согласно п. 12) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В Извещении установлены требования к участникам, а именно:
Преимущества |
Учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы (в соответствии со статьей 28 Федерального закона N 44-ФЗ) - 15.0% |
Требования к участникам |
1 Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ 2 Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ 3 Требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, включенной в такой реестр в связи отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера |
Ограничения |
Не установлены |
В соответствии с п. 3) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В файле "Требования к содержанию, составу заявки и инструкция по ее заполнению" Заказчиком установлено:
2 |
Заявка на участие в закупке должна содержать: 1) решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключение контракта на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой; 2) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ (копии этих документов): не установлено 3) документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ: не установлено;_. |
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Извещение содержит файл "Тех задание", где Заказчиком установлено:
Наименование объекта закупки |
Оказание услуг по разработке и изготовлению планов эвакуации людей при пожаре |
Требования к наличию лицензии |
Исполнитель должен предоставить выписку из реестра лицензий или копию действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с правом осуществления следующих видов услуг: - монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов. Выписка из реестра лицензий предоставляется по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343. Основание: Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановление Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений". |
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно извещения объектом закупки является:
Код позиции |
Наименование товара, работы, услуги |
18.12.19.190 |
Оказание услуг по разработке и изготовлению планов эвакуации людей при пожаре |
Исчерпывающий перечень работ и услуг, составляющих лицензируемую деятельность, предусмотрен приложением к Положению о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
Так, пунктом 5 Перечня работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установлен вид деятельности как требуемый наличия лицензии: "Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов".
В соответствии с абзацем 5 ст. 24.1. Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" наряду со сведениями, предусмотренными Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в соответствующую запись в реестре лицензий включаются адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности и сведения о видах работ (услуг), которые имеет право выполнять (оказывать) лицензиат, по каждому из указанных адресов.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 15) ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат следующие виды деятельности: деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Извещение содержит файл "Тех задание", где Заказчиком установлено:
Наименование объекта закупки |
Оказание услуг по разработке и изготовлению планов эвакуации людей при пожаре |
ОКПД2 |
18.12.19.190 |
Цели оказываемой услуги |
Обеспечение исполнения "Правил противопожарного режима" Постановление Правительства РФ N 1479 от 16.09.2020 г. |
Требования к функциональным, техническим характеристикам объекта закупки |
Разработка и изготовление поэтажных планов - 18 шт. Разработка и изготовление комнатных фотолюминесцентных планов - 216 шт.
В том числе: 1. Разработка и изготовление поэтажных планов в количестве 10 шт., и 151 планов эвакуации для размещения в комнатах общежития в здании ФГБОУ ВО "АГПУ" по адресу г. Армавир ул. Чернышевского 3., а так же 2. Разработка и изготовление поэтажных планов в количестве 8 шт., и 65 планов эвакуации для размещения в комнатах общежития в здании ФГБОУ ВО "АГПУ" по адресу г. Армавир ул. К. Маркса 49.
Текстовая часть на планах эвакуации должна дублироваться на английском языке в соответствии с п.9.3.9.15 ГОСТ 34428-2018 "Системы эвакуационные фотолюминесцентные. Общие технические условия". Материал плана эвакуации должен соответствовать ГОСТ 34428-2018 "Системы эвакуационные фотолюминесцентные. Общие технические условия". |
Требования к выполнению услуги |
Выезд на объект и детальное обследование путей эвакуации здания. Сбор данных по объемно-планировочным и конструктивным решениям здания объекта. Разработка вариантов эвакуации людей при пожаре для включения в планы эвакуации. Анализ правильности подобранных вариантов эвакуации людей при пожаре. Предоставление Заказчику на согласование планов эвакуации людей при пожаре. Изготовление планов эвакуации выполняется только после согласования макетов с Заказчиком и утверждения планов эвакуации руководителем Заказчика на бумажном носителе. Монтаж и установка планов эвакуации на этажах и в комнатах общежитий осуществляется силами Исполнителя в присутствии Заказчика в сроки указанные в контракте, своими инструментами и приспособлениями необходимыми для установки. |
Таким образом, согласно положений извещения участнику необходимо выполнить следующие виды работ: разработка и изготовление поэтажных планов, разработка и изготовление комнатных фотолюминесцентных планов.
В соответствии с письмом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 11 марта 2014 г. N 19-1-13-969 для разработки и изготовления планов эвакуации каких-либо разрешительных документов МЧС России не требуется, в том числе их согласование с территориальными органами Федерального государственного пожарного надзора.
Таким образом, установленное требование противоречит ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно протоколу N0318100010023000033 подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.07.2023 г. на участие подано 7 заявок, все признаны соответствующими требованиям извещения.
Согласно информации, размещенной в Единой Информационной Системе в разделе "Результат определения поставщика (подрядчика исполнителя)" 13.07.2023 г. Заказчиком заключен контракт с победителем.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Кузнецовой Л.Л. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ФГБОУ ВО Армавирский государственный педагогический университет" нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанные нарушения на результат определения поставщика (подрядчика) не повлияли, предписание не выдавать.
4. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318100010023000033).
5. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 1.4 ст. 7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 11 июля 2023 г. N 758/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.07.2023