Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Строительно Отделочная Фирма "БаРо" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Родильный дом города Краснодара" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка изделий медицинского назначения (шприцы)" (извещение N 0318300498823000108) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что "Описание объекта закупки" составлено с нарушениями, а именно: Заказчиком по поз.4 и 7, 11 "Описания объекта закупки" установлены характеристики, которые не позволяют поставить товары отечественного производства, что является нарушением ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе.
Представителем Заказчика представлены письменные пояснения. С доводами жалобы не согласен. "Описание объекта закупки" составлено в соответствии ст.33 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "Родильный дом города Краснодара" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Поставка изделий медицинского назначения (шприцы)" (извещение N 0318300498823000108).
Начальная (максимальная) цена контракта - 600 000,00 руб.
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе ее допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно "Описанию объекта закупки" Заказчику по поз.4, 7 и 11 требуется к поставке следующие товары:
N пп |
Наименование товара, входящего в объект закупки |
Код позиции КТРУ |
Ед.изм. |
Требования, установленные в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие) |
||
Наименование показателя, ед. изм. Показателя |
Описание, значение |
Обоснование необходимости использования дополнительных характеристик (пункт 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") |
||||
4 |
Шприц для вакцинации с механизмом предотвращения повторного использования/игла |
32.50.13.110-00056 |
шт |
Внешний диаметр иглы |
|
В соответствии с требованиями КТРУ |
Длина иглы |
|
В соответствии с требованиями КТРУ |
||||
Объем |
> 3 и |
В соответствии с требованиями КТРУ |
||||
Дополнительные характеристики | ||||||
Тип шприца - 3-х компонентный |
Соответствие |
Наличие манжеты на поршне обеспечивает плавность ввода лекарственных средств без рывков |
||||
Цилиндр абсолютно прозрачен |
Соответствие |
Для контроля отсутствия воздушных пузырьков (исключения эмболии мелких сосудов) при введении лекарства и оценки надлежащего вида лекарственного средства |
||||
Шприц должен иметь индивидуальную стерильную упаковку |
Соответствие |
Упаковка гарантирует: стерильность, невозможность повторного запечатывания вскрытой упаковки, минимальный риск загрязнения, надежную защиту содержимого |
||||
7 |
Шприц общего назначения |
32.50.13.110-00004563 |
шт |
Градуированный объем шприца |
10 миллилитров |
В соответствии с требованиями КТРУ |
Игла в комплекте |
Две и более |
В соответствии с требованиями КТРУ |
||||
Коннектор |
Луер Лок |
В соответствии с требованиями КТРУ |
||||
Дополнительные характеристики | ||||||
Тип шприца - 3-х компонентный |
Соответствие |
Наличие манжеты на поршне обеспечивает плавность ввода лекарственных средств без рывков |
||||
Номинальный наружный диаметр трубки иглы |
Более 0,8 мм |
Облегчает и увеличивает скорость набора раствора |
||||
Номинальная длина трубки иглы |
Более 40 мм |
|||||
Шприц должен быть укомплектован двумя иглами в единой стерильной упаковке |
Наличие |
Наличие двух игл позволяет медицинскому персоналу соблюдать правила асептики |
||||
Номинальный наружный диаметр трубки второй иглы |
Менее 0,7 мм |
обеспечивает более медленное вливание, что будет способствовать равномерному распределению лекарства в мышце во избежание уплотнений и абсцесса |
||||
Номинальная длина трубки второй иглы |
Более 40 мм |
|||||
Шприц должен иметь индивидуальную стерильную упаковку |
Соответствие |
Упаковка гарантирует: стерильность, невозможность повторного запечатывания вскрытой упаковки, минимальный риск загрязнения, надежную защиту содержимого |
||||
11 |
Шприц для вакцинации с механизмом предотвращения повторного использования/игла |
32.50.13.110-00056 |
шт |
Внешний диаметр иглы |
|
В соответствии с требованиями КТРУ |
Длина иглы |
|
В соответствии с требованиями КТРУ |
||||
Объем |
> 3 и |
В соответствии с требованиями КТРУ |
||||
Дополнительные характеристики | ||||||
Тип шприца - 3-х компонентный |
Соответствие |
Наличие манжеты на поршне обеспечивает плавность ввода лекарственных средств без рывков |
||||
Цилиндр абсолютно прозрачен |
Соответствие |
Для контроля отсутствия воздушных пузырьков (исключения эмболии мелких сосудов) при введении лекарства и оценки надлежащего вида лекарственного средства |
||||
Защитное устройство представляет собой пластиковый чехол с павильоном, полностью закрывающий иглу после использования для предотвращения контакта персонала с иглой |
Соответствие |
Для предотвращения заражения мед персонала. Для устранения необходимости прикосновения пальца к игле |
||||
Пластиковый чехол блокирует дальнейшее использование иглы, с помощью интегрированных в него специальных пластиковых зажимов |
Соответствие |
Для предотвращения контакта персонала с иглой |
||||
Отсутствие латекса в составе изделия, что подтверждается информацией на упаковке |
Соответствие |
Что будет исключать наличие аллергенов и идентификация продукции не имеющей в своем составе латекс |
||||
Шприц должен иметь индивидуальную стерильную упаковку |
Соответствие |
Упаковка гарантирует: стерильность, невозможность повторного запечатывания вскрытой упаковки, минимальный риск загрязнения, надежную защиту содержимого |
Из содержания извещения, в том числе с учётом установленных Заказчиком кодов позиций закупаемого товара по КТРУ, следует, что в рамках закупки требуется к поставке товар с кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014: 32.50.13.110.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства илигруппы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 15) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В Извещении установлены требования к участникам и ограничения:
Ограничения | ||||||
1 Запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона N 44-ФЗ | ||||||
Дополнительная информация к ограничению отсутствует | ||||||
|
Таким образом, Заказчиком установлены ограничения, предусмотренные ПП РФ N102 и Приказа N126н.
Заявитель в жалобе указывает, что "Описание объекта закупки" составлено с нарушениями, а именно: Заказчиком по поз.11 "Описания объекта закупки" установлена характеристика "Защитное устройство представляет собой пластиковый чехол с павильоном, полностью закрывающий иглу после использования для предотвращения контакта персонала с иглой", что по указанным характеристикам подходит товар иностранного производителя - Фогт Медикал Фертриб гмбХ, германия, NРЗН 2016/3938 от 16.02.2017 г.
Заявитель в жалобе указывает, что по поз. 4 и 7 "Описания объекта закупки" установлены характеристики, которые не позволяют поставить товары отечественного производства, а также производства Республики Армения, Республики Белоруссия и Республики Казахстан.
Из смысла указанных норм ст.33 Закона о контрактной системе следует, что, если указанные требования к объекту закупки не нарушают прямых запретов, установленных в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, и направлены на определение потребностей заказчика, такие требования не могут быть признаны нарушающими требования законодательства.
При описании объекта закупки заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а указаны только необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара.
Заказчик является медицинским учреждением, целью которого является охрана здоровья населения на основании Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Заказчик на Комиссии пояснил, что установление дополнительных характеристик обусловлено спецификой профиля работы Учреждения, а также реализаций положений Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
ГБУЗ "Роддом г. Краснодара" М3 КК формируя требования к техническим характеристикам товара, опирался не только на функциональные характеристики товара, но и на безопасность их использования медицинском персоналом в процессе выполнения медицинских манипуляций пациента. Учреждение оценивает профессиональные риски, связанные с возможным причинением вреда здоровью работника в процессе его трудовой деятельности. Предпринимаются максимальные меры защиты медперсонала и пациентов от травмирования и инфицирования опасными гемоконтактными инфекциями (в т.ч. гепатиты В и С, ВИЧ, сифилис, необследованными пациентами) вовремя и после процедуры. Ручные манипуляции с инъекционным инструментарием после инъекций признаны основным фактором риска.
Особенно актуально наличие безопасного механизма у изделий, которые используются у пациентов с признаками заболеваний передающихся через кровь, подтвержденным диагнозом специфических заболеваний, всех пациентов с инфекционными заболеваниями.
Закупаемый Заказчиком товар не является уникальным, на Российском рынке медицинских товаров имеет свободное обращение, зарегистрирован в установленном порядке, например, безопасные шприцы производства "СФ Медикал Продактс ГмбХ" РУ N ФСЗ 2009/05672 от 29.07.2021 одно из мест производства или изготовления медицинского изделия заявлено Россия, 391200, Рязанская область, г. Кораблино, ул. Зубковой, д. 58.
Представителем Заказчика также представлена сравнительная таблица с характеристиками.
Согласно данной таблицы, по позициям "Шприц для вакцинации с механизмом предотвращения повторного использования/игла" указанным в "Описании объекта закупки" и характеристикам подходят следующие производители:
1) ООО "Парамед Консалтинг", Россия, РУ от 08 сентября 2022 года РЗД 2022/18223;
2) ФСЗ 2009/05672 РУ выдано "СФ Медикал Продукте ГмбХ", Германия, SF Medical Products GmbH, Forckenbeckstrape. 9-13, 14199 Berlin, Germany(Место производства РоссийскаяФедерация);
3) ФЗН 2016/3938 ''Фогт МедикалФертриб ГмбХ", Германия, Vogt Medical Yertrieb GmbH, Riippurrer Str. lA, Haus B, 76137 Karlsruhe, -Germany.
Таким образом, описание объекта закупки сформулировано с учетом необходимости конечного результата - обеспечения лечебного учреждения необходимыми изделиями и безопасностью пациентов и медицинского персонала.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного Суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), в соответствии с которым является допустимым указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара (работ, услуг).
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации в определении от 10.04.2019 N301-ЭС19-4478 по делу NА398-2827/2018 следует, что заказчик, устанавливая требования к характеристикам товара, определяет потребность с учетом специфики своей деятельности и имеющейся необходимости закупки конкретных медицинских изделий для нужд учреждения, в связи с чем требования заказчика к объекту закупки носят объективный характер и не повлекут ограничение количества участников проводимой аукционной процедуры.
Поскольку приоритетной целью государственных закупок является удовлетворение потребностей закупок, а не экономических интересов хозяйствующих субъектов, невозможность участия в торгах в данном случае заявителя связана с отсутствием у него товара, необходимого заказчику, что не свидетельствует о нарушении его прав и ограничении конкуренции в сфере закупок заказчиком. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона N 323-ФЗ одним из основных принципов охраны здоровья является, в том числе, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Следовательно, Заказчик вправе устанавливать такие характеристики товара, которые наиболее полно отвечают потребностям медицинской организации и обеспечивают максимальную безопасность пациента, а также позволяют оказывать квалифицированную медицинскую помощь.
Выбор контрагентов, у которых участник закупки может приобретать товар, характеристики которого соответствуют требованиям заказчика, документацией, регламентирующей порядок проведения торгов не ограничен. Отсутствие у потенциального участника закупки товара с требуемыми характеристиками не свидетельствует о том, что заказчик ограничил число участников закупки. Аналогичная правовая позиция содержится в Определении Верховного Суда РФ от 06.03.2019 N 305-ЭС19-631.
Объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьютеры, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям описания объекта закупки и удовлетворяющий потребности заказчика.
Согласно ч.2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указано, что "..включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе. Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения антимонопольного органа, которым его жалоба признана необоснованной. По мнению общества, заказчик незаконно включил в документацию о проведении электронного аукциона на поставку медикаментов требования к товару, которым соответствует лекарственный препарат конкретного производителя. Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на то, что заказчик вправе был установить требования к закупаемому лекарственному средству, определяющие форму таблетки, способ ее деления, фасовку. Арбитражный суд округа судебные акты отменил, заявленные требования удовлетворил исходя из того, что заказчик включил в аукционную документацию требования к закупаемому товару (лекарственная форма, дозировка, форма выпуска), которые не относятся к фармакологическим свойствам лекарственного препарата, никак не связаны с терапевтической эффективностью и не обусловлены спецификой назначения и применения закупаемого препарата, но прямо свидетельствовали о единственном производителе данного лекарственного средства. Кроме того, документально не подтверждено, что любой из участников аукциона имел возможность приобретать лекарственные средства этого производителя в целях поставки их для нужд заказчика. Вследствие чего суд пришел к выводу о злоупотреблении заказчиком правил размещения заказа, которое привело к созданию необоснованных препятствий для участников спорной закупки, повлекших сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции. С учетом указанного суд признал решение антимонопольного органа незаконным".
В составе жалобы Заявителем не представлено документов, подтверждающих обоснованность данных доводов, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. Кроме того, Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в "Описании объекта закупки" требования необоснованно создали одним участникам размещения закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников размещения закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников размещения закупки. Заявитель не представил информацию, подтверждающую, что он лишен права приобрести товар, соответствующий потребностям заказчика.
Заказчик не имеет возможности устанавливать требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, в свою очередь, положения Закона о контрактной системе не обязывают ответчика при определении характеристик поставляемого товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
На участие в закупке подано 3 заявки.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строительно Отделочная Фирма "БаРо" необоснованной.
2.Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300498823000108).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 13 июля 2023 г. N 762/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.07.2023