Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России)
рассмотрев обращение МКУ "Администрации города Ишима" о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ИП Левицкого В.В. в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 22.11.2022 на оказание услуг по подписке на газеты, журналы и другие периодические издания на первое полугодие 2023 года,
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России в соответствии с частью 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о контрактной системе) поступило обращение МКУ "Администрации города Ишима" о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ИП Левицкова В.В.
Тюменским УФАС России, заблаговременно были приняты меры по извещению о дате и времени рассмотрения дела, которое было назначено на 26.06.2023 г. Информация по факту проведения антимонопольным органом внеплановой проверки в связи с принятием решения об одностороннем отказе МКУ "Администрации города Ишима" от исполнения контракта от 22.11.2022 размещена в ЕИС в сфере закупок.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей администрации, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела МКУ "Администрации города Ишима" (далее также-Заказчик) по результатам электронного аукциона (реестровый номер закупки 0167300008322000229 ) на оказание услуг по подписке на газеты, журналы и другие периодические издания на первое полугодие 2023 года с победителем указанной закупки - ИП Левицким В.В.заключен муниципальный контракт от 22.11.2022 на сумму 59 180,09 рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта- 77 521,57 рублей.
Согласно п. 1.1 контракта Исполнитель обязался оказать услуги по подписке на газеты, журналы и другие периодические издания на первое полугодие 2023 года (далее - услуги) в соответствии с условиями муниципального контракта и Спецификацией (Приложение N1 к настоящему Муниципальному контракту), а Заказчик принимать издания и оплатить цену подписки экземпляров (экземпляра) изданий в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Приложением N 1 к муниципальному контракту (Спецификация) определены периодические издания подлежащие доставке, их количество за подписной период:
-газета "Тюменские известия", 110 шт;
-газета "Тюмеская область сегодня", 115 шт;
-газета "Ишимская правда", 416 шт;
-журнал Бюжжетный учет,6 шт;
-журнал Справочник кадровика,6 шт;
-журнал Госзакупки.ру+Административная практика ФАС,8 шт;
-журнал Финансы,6шт.
Пунктом 2.9 контракта определен срок оказания услуг - первое полугодие 2023 года (с 01 января 2023 г. по 30 июня 2023 г).
Услуги оказываются Исполнителем по адресу: 627750 Тюменская обл., г. Ишим, ул. Гагарина, 67 (п. 2.10 контракта).
Согласно п. 2.11 контракта доставка изданий, выпуск которых осуществляется на территории города Ишима, осуществляется Исполнителем в день их выхода из печати.
Доставка изданий, выпуск которых осуществляется на территории иных населенных пунктов, осуществляется не позднее 1 недели со дня выхода их из печати.
Доставка изданий осуществляется в рабочие дни. Издания, выходящие в выходные дни или день выхода (доставки) которых приходится на праздничный день, доставляются в первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем.
Доставка изданий и разгрузочные работы в месте поставки изданий производятся Исполнителем за свой счет, собственными силами и транспортом.
В соответствии с п. 5.8 контракта датой приемки поставленного товара, оказанной услуги считается дата размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного заказчиком.
Как пояснили представители администрации Исполнитель оказывал услуги по доставке периодических печатных изданий в течение четырех месяцев (январь, февраль, март, апрель). За оказанные услуги заказчиком фактически оплачено 10 922,02 рублей. В дальнейшем поставка периодических изданий со стороны Исполнителя прекращена, на связь Исполнитель перестал выходить, на письма не отвечал. Заказчиком 12.05.2023 в адрес индивидуального предпринимателя направлено требование об уплате штрафа (пьсьио N 4299), 08.06.2023 требование об уплате неустойки (письмо N 5322), которые оставлены Исполнителем без ответа.
08.06.2023 МКУ "Администрации города Ишима" принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на оказание услуг по подписке на газеты, журналы и другие периодические издания на первое полугодие 2023 года, которое вступило в силу 19.06.2023.
Комиссия отмечает, что на основании статьи 783 Гражданского кодекса общие положения о подряде (статьи 702-729) и положения о бытовом подряде (статьи 730-739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779-782 Гражданского кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить ее (ч. 1 ст. 702 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункта 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещение убытков.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы (оказании услуг) является существенным для договора подряда.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 450 ГК РФ установлено, что в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Согласно части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч.9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В пункте 11.4 контракта содержится условие о праве заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе было направлено заказчиком в адрес Исполнителя с использованием средств Единой информационной системы в сфере закупок 08 июня 2023 года и получено им в этот же день.
Таким образом, датой надлежащего уведомления является 08 июня 2023 года.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой вступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в законную силу является 19 июня 2023 года.
Так, с 19 июня 2023 контракт на оказание услуг по подписке на газеты, журналы и другие периодические издания на первое полугодие 2023 года расторгнут.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
При этом основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту являются документально подтвержденные основания и дата (вступление в силу) решения о расторжения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица. С учетом изложенного, общим критерием при определении вины лиц является принятие лицом всех зависящих от него мер по соблюдению обязательных требований и проявление такой степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.
Исполнитель принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного или муниципального контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Материалами дела установлено, что доставка изданий осуществлена Исполнителем не надлежащим образом; с мая 2023 Исполнитель перестал оказывать услуги по доставке периодических изданий, что свидетельствует о существенном нарушении условий контракта со стороны индивидуального предпринимателя.
В материалах дела отсутствуют какие-либо документы, указывающие на обстоятельства приепятствующие надлежащему исполнению взятых на себя обязательств по контракту ИП Левицким В.В., равно как и самим индивидуальным предпринимателем таких доказательств в антимонопольный орган не предоставлено.
Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что неисполнение договорных обязательств по контракту свидетельствует о гражданско-правовой недобросовестности, халатности и ведет к неэффективному расходованию бюджетных средств, поскольку заказчик не получает того, что он обоснованно рассчитывал получить в случае добросовестного поведения контрагента, что нарушает права заказчика как стороны в гражданско-правовом договоре (контракте), а также нарушает публично-правовой порядок.
Учитывая изложенное, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что данные обстоятельства однозначно свидетельствуют о недобросовестном поведении индивидуального предпинимателя в рамках исполнения контракта на оказание услуг по подписке на газеты, журналы и другие периодические издания на первое полугодие 2023 года. При этом, достоверных и документально подтвержденных доказательств, свидетельствующих о невозможности выполнения работ, предусмотренных контрактом в материалы дела не предоставлено.
Комиссией в ходе внеплановой проверки установлено, что заказчик выполнил все мероприятия о надлежащем уведомлении Исполнителя о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в действиях индивидуального предпринимателя установлена недобросовестность при исполнении муниципального контракта.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе, и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062, Комиссия Тюменского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Сведения, представленные МКУ "Администрации города Ишима" о внесении в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ИП Левицкова Виктора Вадимовича, ИНН 561409312676 включить в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 26 июня 2023 г. N РНП-72-88/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2023