Инспекция Ленинградского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
в присутствии представителей по доверенности от Заказчика -
в отсутствие представителей от Заявителя, извещенного о времени и месте заседания Инспекции надлежащим образом,
По информации, поступившей в Ленинградское УФАС России, на основании приказа руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области N 463 от 26.11.2021 (далее - Приказ) и в соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним Уведомление о проведении внеплановой камеральной проверки решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление Правительства РФ N 1576) в целях контроля соблюдения требований Закона о контрактной системе провела внеплановую камеральную проверку действий (бездействия) Заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме "Оказание услуг по сопровождению автоматизированной информационной системы сбора оперативных данных Ленинградской области".
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекция
УСТАНОВИЛА:
28.06.2023 на официальном сайте ЕИС размещено извещение о проведении закупки N 0145300008623000024.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Заявитель указывает, что в извещении содержится ненадлежащая инструкция по заполнению заявки.
Так, Инспекцией установлено, что инструкция по заполнению заявки содержит следующее положение:
"Товары, поставляемые Заказчику должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о нормах и стандартах, в том числе: Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности оборудования для детских игровых площадок" (ТР ЕАЭС 042/2017); ГОСТ 535-2005 "Прокат сортовой и фасонный из стали углеродистой обыкновенного качества. Общие технические условия" введен в действие с 01 июля 2008 года (далее ГОСТ 535-2005); ГОСТ 3916.1-2018 "Фанера общего назначения с наружными слоями из шпона лиственных пород. Технические условия" введен в действие с 01 апреля 2019 года (далее ГОСТ 3916.1-2018); ГОСТ 5582-75 "Прокат тонколистовой коррозионно-стойкий, жаростойкий и жаропрочный. Технические условия" введен в действие с 01 января 1977 года (далее ГОСТ 5582-75); ГОСТ 8509-93 "Уголки стальные горячекатаные равнополочные. Сортамент" введен в действие с 01 января 1997 года (далее ГОСТ 8509-93); ГОСТ 8639-82 "Трубы стальные квадратные. Сортамент" введен в действие с 01 января 1983 года (далее ГОСТ 8639-82); ГОСТ 8645-68 "Трубы стальные прямоугольные. Сортамент" введен в действие с 01 января 1969 года (далее ГОСТ 8645-68); ГОСТ 10704-91 "Трубы стальные электросварные прямошовные. Сортамент" введен в действие с 01 января 1993 года (далее ГОСТ 10704-91); ГОСТ 10705- 80 "Трубы стальные электросварные. Технические условия" введен в действие с 01 января 1982 года (далее ГОСТ 10705-80); ГОСТ 13663-86 "Трубы стальные профильные. Технические требования" введен в действие с 01 января 1988 года (далее ГОСТ 13663-86); ГОСТ 30055-93 "Канаты из полимерных материалов и комбинированные. Технические условия" введен в действие с 01 января 1995 года (далее ГОСТ 30055-93); ГОСТ 30188-97 "Цепи грузоподъемные калиброванные высокопрочные. Технические условия" введен в действие с 01 января 2002 года (далее ГОСТ 30188-97); ГОСТ Р 53920-2010 "Фанера облицованная. Технические условия" введен в действие с 01 ноября 2011 года (далее ГОСТ Р 53920-2010); ГОСТ Р 55677- 2013 "Оборудование детских спортивных площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования" введен в действие с 01 января 2015 года (ГОСТ Р 55677-2013); ГОСТ 7338-90 "Пластины резиновые и резинотканевые. Технические условия" введен в действие 01 июля 1991 года (далее ГОСТ 7338- 90); ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия" введен в действие с 01 января 1977 года (далее ГОСТ 3262-75)".
Как видно из инструкции, требования о соответствии товаров нормативным документам описаны Заказчиком сплошным текстом, без логического разделения, с частыми повторениями.
Сами по себе показатели идут в виде таблицы из 44 страниц без нумерации страниц и без нумерации показателей, с хаотичными требованиями к показателям товаров.
При этом, зачастую в Инструкции имеются противоречивые пункты при использовании и трактовки знаков препинания, слов и математических символов:
"При указании Заказчиком в Таблице 2 Приложения N 2 к Описанию объекта закупки требования к значению показателя в виде слов ("от") или словосочетаний ("не менее", "не меньше", "не ниже") или символов ("") Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, которое равно или более указанного в Таблице 2 Приложения N 2 к Описанию объекта закупки минимального значения показателя.
При указании Заказчиком в Таблице 2 Приложения N 2 к Описанию объекта закупки требования к значению показателя в виде слов ("более", "св.") или символов (">") Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, которое более значения показателя, установленного в Таблице 2 Приложения N 2 к Описанию объекта закупки, и не является при этом равным значению показателя, установленному в Таблице 2 Приложения N 2 к Описанию объекта закупки.
При указании Заказчиком в Таблице 2 Приложения N 2 к Описанию объекта закупки требования к значению показателя в виде слов ("менее") или символов ("<") Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, которое менее значения показателя, установленного в Таблице 2 Приложения N 2 к Описанию объекта закупки, и не является при этом равным значению показателя, установленному в Таблице 2 Приложения N 2 к Описанию объекта закупки.
При указании Заказчиком в Таблице 2 Приложения N 2 к Описанию объекта закупки требования к значению показателя в виде слов ("до") или словосочетаний ("не более", "не больше") или символов ("") Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, которое равно или менее указанного в Таблице 2 Приложения N 2 к Описанию объекта закупки максимального значения показателя.
При указании Заказчиком в Таблице 2 Приложения N 2 к Описанию объекта закупки требования к значению показателя в виде двух числовых значений, с использованием слов, символов, перечисленных в п. 5.1.2 и п. 5.1.4 настоящей инструкции по предоставлению характеристик товаров, предлагаемых участником закупки, разделенных союзом "и" или знаком ",", Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в соответствии с требованиями настоящего пункта".
Инспекция считает, что установление инструкции по заполнению заявок в подобном формате может приводить к ошибкам при заполнении, а, следовательно, к отклонению таких заявок.
Вышеуказанное подтверждается многочисленными исключениями из пунктов, нелогичностью описания требований того как заполнить заявку, не совершив техническую ошибку.
В соответствии с письмом ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16:
"В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям".
При описании объекта закупки Заказчик должен прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Вышеуказанная трактовка законодательства о недопущении требований, влекущих ограничения количества участников раскрыта, например, в Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.04.2018 по делу N А56-38732/2017, Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.01.2021 по делу А56-77041/2019, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.01.2021 по делу NА56-77041/2019, Определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.05.2020 N 305-ЭС20-5758, решении Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 N АКПИ16-1287 и письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке".
Из чего можно сделать вывод, что требования в отношении товара, требуемого Заказчику сформулированы таким образом, что участникам необходимо выискивать требуемые значения одного наименования товара при неоднозначности трактовки союзов, предлогов, знаков препинания и символов, заполнять сведения по компонентам и характеристики химического состава, что свидетельствует не о стремлении довести необходимые требований в предельно ясной и доступной форме, а, напротив, "запутать" участника закупки, спровоцировав ошибки при заполнении заявки.
На основании вышеизложенного, Инспекция приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего неправомерные положения в извещении о проведении закупки, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
2. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в извещение;
3. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 7 июля 2023 г. N 047/06/99-1776/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2023