рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ГБУ города Москвы "АТК" (далее - Заявитель) на действия АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении Девятым арбитражным апелляционным судом (далее - Заказчик), комиссией по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссия по осущетсвлению закупок), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по автотранспортному обслуживанию (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0373100040823000021) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Законо контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, не обеспечившего надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых при проведении Аукциона, в связи с чем Заявитель не смог подать очередное предложение о цене контракта во время проведения Аукциона.
Представитель Оператора электронной площадки в письменных пояснениях не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при проведении Аукциона:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 28.06.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 294 666,68 руб.;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 06.07.2023;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
6) дата подачи ценовых предложений - 06.07.2023;
7) в период проведения Аукциона ценовые предложения подавали 2 участника закупки;
8) по результатам рассмотрения заявок принято решение о признании 2 заявок участников Аукциона соответствующими требованиям извещения об Аукционе и Закона о контрактной системе;
9) победителем Аукциона признан участник с идентификационным номером заявки "184" с минимальным предложением о цене контракта в размере 4 226 816,04 руб.
Согласно доводу жалобы Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, не обеспечившего надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых при проведении Аукциона, в связи с чем Заявитель не смог подать очередное предложение о цене контракта во время проведения Аукциона.
В соответствии с частью 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки обязаны обеспечить непрерывность проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для их проведения, равный доступ участников закупок к участию в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, неизменность подписанных усиленной электронной подписью документов.
Согласно пункту 5 части 3 статьи 49 закона о контрактной системе подача ценовых предложений проводится в следующем порядке время приема ценовых предложений составляет четыре минуты с момента начала процедуры подачи ценовых предложений. В случае поступления в такое время ценового предложения в соответствии с пунктами 1 и 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе время приема ценовых предложений на электронной площадке автоматически увеличивается на четыре минуты с момента поступления такого предложения. При этом общая продолжительность приема ценовых предложений не должна превышать пять часов с момента начала процедуры подачи ценовых предложений.
Пунктам 1 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что подача ценовых предложений осуществляется путем снижения текущего минимального ценового предложения на величину, составляющую от 0,5 процента до 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе) (далее - "шаг аукциона").
Согласно пункту 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе не допускается подача участником закупки ценового предложения:
а) равного нулю;
б) равного ранее поданному таким участником ценовому предложению или превышающего его;
в) которое ниже, чем текущее минимальное ценовое предложение, сниженное в пределах "шага аукциона";
г) которое ниже, чем текущее минимальное ценовое предложение, если оно подано таким участником закупки.
Представитель Заявителя пояснил на заседании Комиссии, что при попытке Заявителя 30.06.2023 подать очередное предложение о цене контракта в личном кабинете на сайте Оператора электронной площадки произошел технический сбой, в связи с чем у Заявителя отсутствовала возможность подать предложение о цене контракта во время проведения Аукциона.
На заседании Комиссии установлено, что дата и время подачи ценовых предложений - 06.07.2023 в период с 12:00 до 12:09 (МСК).
При этом представитель Оператора электронной площадки в письменных пояснениях сообщил, что Заявителем подано ценовое предложение 06.07.2023 в 12:09 в размере 4 226 816,04 руб., которое равно ценовому предложению участника с идентификационным номером заявки "184", которое подано ранее 06.07.2023 в 12:05, что не противоречит Закону о контрактной системе. Кроме того,программно-аппаратный комплекс Оператора электронной площадки работал в штатном режиме, без сбоев.
Кроме того, согласно сведениям государственной информационной системы "Независимый регистратор", предназначенной для фиксации действий участников закупок в процессе проведения торгов на электронных площадках и в ЕИС, 06.07.2023 в период подачи ценовых предложений сбоев на сайте Оператора электронной площадки не зафиксировано.
Представители Заявителя на заседании Комиссии не представили доказательств, подтверждающих, что Оператором электронной площадки не обеспечена надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых при проведении Аукциона, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
1. Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В пункте 28 технического задания (приложение к Извещению) установлено, что дополнительно по предварительной заявке и требованию Заказчика исполнителю необходимо предоставить автобус с водителем со следующими характеристиками: вместимость (количество посадочных мест) - не менее 17.
Вместе с тем в пункте 1.2 проекта государственного контракта (приложение к Извещению) (далее - Проект контракта) установлено, что услуги по управлению, хранению, содержанию автомобилей оказываются на автотранспортных средствах (легковые автомобили), находящихся на балансе государственного заказчика.
Кроме того, согласно приложению N 3 к Проекту контракта исполнителю необходимо предоставить автобус в соответствии с требованиями заказчика (автомобиль исполнителя).
Учитывая изложенное Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлены противоречивые сведения в отношении объема оказываемых услуг и порядка исполнения обязательств по контракту.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что при формировании Проекта контракта допущена техническая ошибка.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 часть 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Пунктом 7.3 Проекта контракта установлено, что требования к гарантийному сроку и/или объему предоставления гарантий качества при оказании услуг, содержатся в техническом задании (Приложение N 1 к Контракту).
Вместе с тем согласно Извещению обеспечение гарантийных обязательств не требуется.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что при формировании Проекта контракта допущена техническая ошибка и гарантийные обязательства не требуются.
Кроме того, пункт 5.1 Проекта контракта содержит следующее условие: "Автотранспорт передается Исполнителю в начале сентября 2023 г.", вместе с тем оказание услуг, согласно Извещению, начинается с 01.09.2023.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, указавшего противоречивую информацию, нарушают часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке). При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
Согласно пункту 4.2 Проекта контракта "цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта. Цена Контракта включает в себя: стоимость Услуг, НДС (если Исполнитель не является плательщиком НДС, то "НДС" не включается)".
Вместе с тем согласно пункту 6 информационной карты (приложение к Извещению) в случае заключения государственного контракта позже срока начала его исполнения цена контракта будет после заключения контракта пересмотрена в сторону ее уменьшения пропорционально сроку.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего требования в Извещении, противоречащие Проекту контракта, нарушают часть 2 статьи 34 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Пунктом 3.2.20 Проекта контракта установлено, что исполнитель обязан по требованию Заказчика производить замену водителя в течение 6 часов.
Кроме того, согласно пункту 21 технического задания (приложение к Извещению) исполнителю необходимо по требованию Заказчика, безусловно, производить замену водителей в течение 6 часов.
При этом на заседании Комиссии установлено, что в Извещении и Проекте контракта не установлены требования к водителям и перечень оснований, за нарушение которых Заказчик обяжет исполнителя осуществить замену водителя.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, установившего неправомерное требование о безусловной замене водителя, зависящие от волеизъявления Заказчика, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ГБУ города Москвы "АТК" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, частей 1, 2 статьи 34, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 июля 2023 г. N 28/06/105-175/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2023