На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 12.04.2023 N 213/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФГБУН Библиотека по естественным наукам Российской академии наук (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "РТС-тендер" электронного аукциона на право заключения государственного контракта на предоставление права пользования произведениями науки - электронными копиями изданий по кибернетике, информатике, автоматике, радиотехнике, синергетике, с предоставлением простой (неисключительной) лицензии с целью включения произведений по кибернетике, информатике, автоматике, радиотехнике, синергетике в электронную библиотеку БЕН РАН и Национальную электронную библиотеку (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0373100094121000017) (далее соответственно - Извещение, Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99
Закона о контрактной системе.
Согласно поступившей информации Заказчиком неправомерно выбран конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) посредством осуществления электронного аукциона вместо осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 04.07.2023 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 12.07.2023.
В соответствии с Извещением, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 19.11.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 75 235 440 руб.;
4) источник финансирования - средства бюджетных учреждений;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 29.11.2021;
6) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент проведения Аукциона) Аукцион признан несостоявшимся, поскольку на участие в Аукционе подана единственная заявка, признанная соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
7) Заказчиком с АНО ДПО "ОБРАЗОВАНИЕ - РУССКОЕ СЛОВО" заключен государственный контракт от 14.12.2021 N ЭА-41/12-21-44 по цене 75 235 440 руб.
Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Пунктом 13 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусмотрено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения фильмов в целях проката), прав на произведения литературы и искусства определенных авторов, исполнений конкретных исполнителей, прав на исполнения конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков, прав на фонограммы конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы.
В соответствии со статьей 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе.
Объектом Аукциона является предоставление права пользования произведениями науки - электронными копиями изданий по кибернетике, информатике, автоматике, радиотехнике, синергетике, с предоставлением простой (неисключительной) лицензии с целью включения произведений по кибернетике, информатике, автоматике, радиотехнике, синергетике в электронную библиотеку БЕН РАН и Национальную электронную библиотеку с кодом ОКПД2 58.19.29.000 "Публикации электронные прочие, не включенные в другие группировки".
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р коды класса 58 ОКПД 2 (кроме кодов 58.19.12, 58.19.15) входят в аукционный перечень.
В соответствии с положениями статей 6 и 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается в том числе на принципе обеспечения конкуренции, согласно которому контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Комиссия обращает внимание, что выбор конкурентных способов определения поставщика является приоритетным и соотносится с целями реализации принципа обеспечения конкуренции контрактной системы в сфере закупок, при этом осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, является правом заказчика.
Кроме того, запрос о предоставлении ценовой информации
N 0373100094121000004 по Аукциону размещен в ЕИС 24.10.2021 в открытом доступе, по результатам которого информацию о цене представили ООО "Открытые образовательные технологии", ООО "Р2Р Технологии", ООО "ТАНДЕМ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ", что свидетельствует о возможности ознакомления всех заинтересованных лиц с планируемой закупкой и дальнейшим участием в Аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что проведение Заказчиком закупки конкурентным способом в рассматриваемом случае не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
По результатам проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с пунктом 8 части статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения,на финансирование проката или показа национального фильма.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в пункте 26 информационной карты документации об Аукционе установлены требования к участникам закупки, при этом требование, предусмотренное пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, не установлено.
При этом Комиссией установлено, что согласно подпункту 2 пункта 34 информационной карты документации об Аукционе в требованиях к составу второй части заявки на участие в Аукционе предусмотрено, в том числе предоставление декларации о соответствии участника Аукциона требованиям, установленным подпунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно пояснениям представителя Заказчика верным является содержание пункта 26 информационной карты документации об Аукционе, где отсутствует требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, так как объектом закупки является предоставление простой (неисключительной) лицензии. При этом в подпункте 2 пункта 34 информационной карты документации об Аукционе допущена техническая ошибка.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требование о наличии в составе второй части заявки на участие в Аукционе декларации о соответствии участника Аукциона требованию, установленному подпунктом 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
При этом согласно положениям статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за вышеуказанное нарушение истек.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. В связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности материалы от 12.07.2023 по делу N П-196/23 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа
ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 июля 2023 г. N П-196/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2023