На основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
Инспекция Саратовского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
провела внеплановую проверку на предмет соблюдения Заказчиком ФКУ УПРДОР "НИЖНЕ-ВОЛЖСКОЕ" законодательства Российской Федерации и иных нормативно правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при проведении конкурса в электронной форме N 0860400000323000061 "Проведение работ в целях установления придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, обозначения их на местности и внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости по объекту: Автомобильная дорога Р-229 "Самара-Пугачев-ЭнгельсВолгоград" (в пределах Саратовской области) с км 111+150- км 509+760 в Саратовской области" (далее - Конкурс).
Срок проведения проверки: с 11.07.2023 по 17.07.2023 включительно.
Цель проверки: соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при проведении закупки.
Внеплановая проверка проведена по сведениям и материалам, размещенным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, а также представленными ФКУ УПРДОР "НИЖНЕ-ВОЛЖСКОЕ".
Рассмотрев имеющиеся материалы и сведения, Инспекция
УСТАНОВИЛА:
31.05.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Конкурса.
Заказчиком Аукциона является ФКУ УПРДОР "НИЖНЕ-ВОЛЖСКОЕ" (далее
- Заказчик).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 96 702 904,00 рублей.
Изучив имеющиеся сведения и документы, Инспекция провела внеплановую проверку и пришла к следующим выводам:
06.07.2023 в Саратовское УФАС России поступило обращение ООО "Геоцентр" (далее-Заявитель) о нарушении ФКУ УПРДОР "НИЖНЕ-ВОЛЖСКОЕ" законодательства Российской Федерации и иных нормативно правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при проведении Конкурса.
17.07.2023 ООО "Геоцентр" направило в Саратовское УФАС России ходатайство об отзыве обращения.
Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" не предусмотрено прекращение проведение внеплановой проверки в связи с отзывом Заявителем обращения.
Согласно поступившему в Саратовское УФАС России обращению ООО "Геоцентр" Единая комиссия ФКУ УПРДОР "НИЖНЕ-ВОЛЖСКОЕ" незаконно и необоснованно отклонила заявку ООО "Геоцентр".
Согласно ч.1 ст.48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно ч.2 ст.48 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "г" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно пп. "н" п.1 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.2.1 ст.31 Закона о контрактной системе если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 16 Извещения о проведении Конкурса установлено требование, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ: "при осуществлении настоящей закупки устанавливается дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов НМЦК".
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.06.2023 NИЭОК1 заявка с идентификационным номером 2 отклонена с обоснованием:
"несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона 44-ФЗ.
Частью 2.1. ст. 31 Федерального закона 44-ФЗ установлено, что если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 16 Извещения данное требование установлено к участникам закупки. Участник закупки представил в составе заявки информацию о контракте (реестровый номер контракта 1583601069918000311), однако, согласно сведениям, содержащимся в реестре контрактов ЕИС, по данному контракту Исполнителю выставлено требование об уплате неустойки (штрафов, пени) в размере 184 руб. 45 коп., что подтверждается Претензией Nюр-282/19 от 29.05.2019. При этом в реестре контрактов ЕИС информация об исполнении участником закупки требования об уплате неустойки (штрафа, пени) на сумму 184 руб. 45 коп. отсутствует, в составе заявки сведения об оплате претензии также отсутствуют.
Таким образом, представленный государственный контракт не соответствует требованиям ч. 2.1. ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ, а участник закупки не соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Федерального закона 44-ФЗ".
Комиссией Саратовского УФАС России установлено, что в качестве подтверждения соответствия участника - ООО "Геоцентр" представлен государственный контракт N 11/1-18 от 15.10.2018 (реестровый номер 1583601069918000311). Цена контракта составляет 180 000 000 руб.
В Единой информационной системе в сфере закупок (далее-ЕИС) по указанному контракту Заказчиком было выставлено требование об оплате неустойки в сумме 184 руб. 45 коп., что подтверждается Претензией Nюр-282/19 от 29.05.2019. При этом в реестре контрактов ЕИС информация об исполнении участником закупки требования об уплате неустойки (штрафа, пени) на сумму 184 руб. 45 коп. отсутствует, в составе заявки сведения об оплате претензии также отсутствуют.
Согласно положениям ч. 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе сведения об опыте контракта являются соответствующими при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора.
Поскольку в реестре контрактов ЕИС, дополнительных сведениях об участнике, представленных оператором электронной площадки, в составе заявки отсутствовали какие-либо доказательства исполнения требований об оплате претензии, Единой Комиссией правомерно принято решение об отклонении заявки участника, с идентификационным номером 2 ввиду несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод обращения признан необоснованным.
Согласно доводу обращения, в техническом задании Заказчиком указаны противоречивые сведения о выполняемых видах работ.
Согласно п.1 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 8.3 Технического задания установлено:
"Комплекс работ по выявлению реестровых и технических ошибок в сведениях о земельных участках в полосе отвода автомобильных дорог и постановка на кадастровый учет земельных участков полос отвода автомобильных дорог, не поставленных на кадастровый учет.
- В случае обнаружения реестровых или технических ошибок в сведениях оместоположении границ земельных участков полосы отвода автомобильной дороги федерального значения - обеспечение подготовки пакета необходимых документов для устранения выявленных реестровых или технических ошибок в сведениях о местоположении границ земельных участков полосы отвода автомобильной дороги федерального значения, либо в части смежной границы земельного участка, препятствующего проведению кадастровых работ в отношении полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения. При необходимости подготовка Акта обследования по согласованию с Заказчиком.
- подготовка пакета документов с графическим описанием местоположенияграниц публичных сервитутов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, формирование ХМL-файлов с целью принятия решений органа исполнительной власти об установлении публичного сервитута и сопровождение в Роскадастре".
Согласно доводу Заявителя, акт обследования подготавливается в результате осмотра объекта капитального строения, предметом же закупки является полоса отвода автомобильной дороги. Также Заявитель считает, что отсутствие в календарном графике работ таких работ как "сопровождение в Роскадастре" является нарушением со стороны Заказчика п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, составление акта обследования при проведении кадастровых работ в отношении придорожных полос автомобильных дорог ни коим образом не влечет ограничение участников закупки, установлено при необходимости и по согласованию с Заказчиком и не является обязательным требованием, а является потребностью заказчика для более полного и качественного выполнения работ.
Исполнение государственного контракта осуществляется в соответствии с требованиями Технического задания и графиком проведения работ.
В частности пункт 1.1 контракта устанавливает, что Подрядчик принимает на себя обязательства по проведению работ в целях установления придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, обозначения их на местности и внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости по объекту: Автомобильная дорога Р-229 "Самара-Пугачев-Энгельс-Волгоград" (в пределах Саратовской области), с км 111+150- км 509+760 в Саратовской области, протяжённостью 381,923 км, в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1) и Графиком проведения работ (Приложение N 2), являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Данные приложения являются составной частью государственного контракта и каждый в отдельности выполняют самостоятельную функцию, а именно техническое задание устанавливает порядок и требования к выполнению работ; график проведения работ устанавливает конкретные сроки и этапы проведения работ, описанных в техническом задании.
Отсутствие в графике слов по сопровождению не исключает обязанности Подрядчика исполнять данные мероприятия поскольку они установлены в полной мере Техническим заданием, а основной целью Графика является установление сроков, в которые Подрядчик должен выполнить, предусмотренные Техническим заданием работы.
Следовательно, отсутствие слов "сопровождение в Роскадастре" в графике проведения работ (при наличии такого требования в Техническом задании) не может служить основанием неисполнения требований Технического задания и привести, как указывает податель жалобы, к удешевлению работ.
Таким образом, довод обращения признан необоснованным.
Согласно доводу обращения, Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе.
Частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждено постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2021 г. N 2604 (далее - Положение об оценке).
Пунктом 3 Положения об оценке установлено, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Из подпунктов "а", "в", "д" пункта 5 Положения об оценке следует, что при проведении конкурсов:
- с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки,одним из которых должен являться критерий оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги";
- значимость критерия оценки определяется с учетом настоящего Положения ипредельных величин значимости критериев оценки согласно приложению N 2;
- сумма величин значимости критериев оценки составляет 100 процентов.
Согласно предельным величинам значимости критериев оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (приложение N 2 к Положению об оценке), при закупке работ, услуг, за исключением работ, услуг, предусмотренных позициями 3 - 20 настоящего приложения:
- Минимальная значимость критерия оценки "цена контракта, сумма ценединиц товара, работы, услуги" - 60;
- Максимальная значимость критерия оценки "расходы на эксплуатацию иремонт товаров, использование результатов работ" - 10;
- Максимальная сумма величин значимости критерия оценки "качественные,функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - 40.
Согласно Порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, заказчиком установлены 2 критерия оценки в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки заявок:
N п/п |
Критерий оценки |
Значим ость критери я оценки, процент ов |
Показатель оценки |
Значимость показателя оценки, процентов |
Показатель оценки, детализирую щий показатель оценки |
Значимость показателя, детализиру ющего показатель оценки, процентов |
1 |
Цена |
60 |
- |
- |
- |
- |
|
контракта |
|
|
|
|
|
2 |
Качественные, функциональн ые и экологические характеристик ах объекта закупки |
40 |
Качественн ые характерист ики объекта закупки |
100 |
Качество работ |
100 |
Установление заказчиком указанных критериев оценки, их количество, а также значимость не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, Положения об оценке.
Утверждение Заявителя о том, что заказчиком при проведении закупки не установлены критерии по опыту выполнения работ в сфере, касающейся объекта закупки, что является нарушением Закона о контрактной системе, не имеет под собой правовых оснований.
Положение об оценке в разделе VI "Особенности оценки заявок при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг" содержит обязательные требования к наличию тех или иных критериев оценки, показателей оценки при закупке отдельных конкретных видов товаров, работ, услуг.
Таким образом, довод обращения признан необоснованным.
Согласно доводу обращения, при проведении Конкурса усматривается искусственное занижение цены до 78%.
Согласно с. 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод.
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта произведено Заказчиком путем применения метода сопоставимых рыночных (анализа рынка).
Данная цена была сформирована на основании поступивших предложений.
За значительное снижение цены, предлагаемой участниками закупок, заказчик не может нести ответственности, в связи с чем данный довод признан необоснованным.
Согласно доводу обращения, в составе заявки победителя Конкурса содержатся недостоверные данные, а именно не совпадает адрес юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее-ЕГРЮЛ) и адрес из реестра действующих лицензий на осуществление геодезической и картографической деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1126 "О лицензировании геодезической и картографической деятельности" утверждено Положение о лицензировании геодезической и картографической деятельности.
Согласно п. 8 указанного Положения в случае необходимости изменения места осуществления геодезических и картографических работ, указанных в пункте 2 приложения к настоящему Положению, лицензиат направляет в лицензирующий орган заявление о внесении изменений в реестр лицензий, в котором указывается новый адрес (адреса) места осуществления деятельности, по которому будут осуществляться указанные работы.
Выполнение геодезических и картографических работ, указанных в пунктах 1, 3 - 8 приложения к настоящему Положению, не по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности, предусмотренному реестром лицензий, не требует внесения изменений в реестр лицензий.
Пунктом 8 приложения к Положению предусмотрен вид деятельности "Установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории".
Именно данный вид требуется для выполнения работ по настоящей закупке.
Таким образом, на основании изложенного, осуществление лицензируемого вида деятельности, предусмотренного реестром лицензий, не требует внесения изменений в реестр лицензий, следовательно, не может расцениваться как предоставление недостоверных сведений.
Таким образом, довод обращения признан необоснованным.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Инспекция Саратовского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок,
Р Е Ш И Л А:
В действиях ФКУ УПРДОР "НИЖНЕ-ВОЛЖСКОЕ" при проведении конкурса в электронной форме N 0860400000323000061 "Проведение работ в целях установления придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, обозначения их на местности и внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости по объекту: Автомобильная дорога Р-229 "Самара-Пугачев-ЭнгельсВолгоград" (в пределах Саратовской области) с км 111+150- км 509+760 в Саратовской области" нарушений не установлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 17 июля 2023 г. N 064/06/48-954/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2023