Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ИП ТОЖИБАЕВА З.П. на действия Заказчиков АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОЯРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, АДМИНИСТРАЦИЯ ШИРОКОКАРАМЫШСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЫСОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, АДМИНИСТРАЦИЯ ТРОСТЯНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАЛАШОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИАДМИНИСТРАЦИИ АЛЕКСАНДРОВОГАЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ и
Уполномоченного учреждения ГКУ Саратовской области "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N 0860200000823005233 "Поставка и установка спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок",
УСТАНОВИЛА:
12.07.2023 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ИП ТОЖИБАЕВА З.П. на действия Заказчиков АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОЯРСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, АДМИНИСТРАЦИЯ ШИРОКОКАРАМЫШСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЫСОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, АДМИНИСТРАЦИЯ ТРОСТЯНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАЛАШОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИАДМИНИСТРАЦИИ АЛЕКСАНДРОВО-ГАЙСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ и Уполномоченного учреждения ГКУ Саратовской области "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N 0860200000823005233 "Поставка и установка спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик в нарушение Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее-Закон о контрактной системе) неправомерно не установил в извещении об осуществлении закупки дополнительные требования и исчерпывающий перечень документов, которые участники закупки должны представить в целях подтверждения соответствия дополнительным требованиям, установленным п. 9 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2571).
Представитель Заявителя не присутствовал на рассмотрении жалобы, извещен надлежащим образом.
Представитель Заказчика не присутствовал на рассмотрении жалобы, извещен надлежащим образом.
Представитель Уполномоченного учреждения, присутствующий при рассмотрении жалобы, с доводами жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
30.06.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение об осуществлении закупки.
Заказчиками по данному совместному Аукциону являются АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОЯРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, АДМИНИСТРАЦИЯ ШИРОКОКАРАМЫШСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЫСОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, АДМИНИСТРАЦИЯ ТРОСТЯНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАЛАШОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИАДМИНИСТРАЦИИ АЛЕКСАНДРОВОГАЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 473 819,88 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно ч.2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Постановлением Правительства N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Пунктом 9 приложения к Постановлению Правительства N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки при выполнении работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, а именно наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ построительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающеговыполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работпо строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы
"Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненныхработ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (заисключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы
"Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства"проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию
или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Согласно пп. "а" п.3 Постановления Правительства N 2571 положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом: позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Согласно пояснениям Уполномоченного учреждения установление дополнительных требований, предусмотренных позицией 9 приложения к Постановлению Правительства РФ N 2571, не требуется, поскольку объект закупки - и установка спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок - не является объектом ни капитального строительства, ни строительства, поскольку обязанностью поставщика является поставка готового спортивно-технологического оборудования, и отсутствуют работы, предусмотренные пунктом 3 Постановления Правительства РФ N 2571 (позиции 613,17 и 18 приложения).
Согласно проекту контракта (приложение к извещению о проведении Аукциона N4):
"1.1. Предметом Контракта является поставка и установка спортивнотехнологического оборудования для создания малых спортивных площадок (далее - Товар).
1.2. Поставщик обязуется поставить, а Заказчик - принять и оплатить Товар, наименование, технические характеристики, количество, цена которого определяются в Спецификации (Приложение N 1) (далее - Спецификация), являющейся неотъемлемой частью Контракта.
1.4. Срок поставки Товара: с даты заключения контракта по 14.08.2023 года.
1.5. Установка товара осуществляется силами и средствами Поставщика непосредственно в месте поставки товара.
4.1. Обязанности и права Поставщика:
Поставщик обязуется:
4.1.1. Поставить Товар, указанный в пункте 1.1. Контракта надлежащего качества в соответствии со Спецификацией к Контракту и не позднее срока поставки, указанного в п.1.4. Контракта.
4.1.7. Произвести установку Товара".
Описанием объекта закупки (приложение N1 к извещению о проведении Аукциона) установлено 26 позиций, необходимых к поставке, в том числе скамьи, информационные стойки, турники, стенки гимнастические, уличные тренажеры и т.д.
В соответствии с Приказом Минстроя России от 18.07.2022 N 577/пр "Об утверждении Методики разработки сметных норм" под монтажом оборудования понимается его закрепление, присоединение к нему различных коммуникаций, а также установка средств контроля и управления.
Согласно Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 78/пр "Методические рекомендации по разработке государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования и пусконаладочные работы", установка представляет собой базирование и закрепление заготовки или изделия. В этой связи, установка товара это процесс сборки и подключения товарного изделия в соответствии с требованиями производителя и законодательства. При этом, установка товара является не работой, а услугой, то есть видом деятельности и результатом непосредственного взаимодействия исполнителя услуги и ее потребителя, направленным на удовлетворение потребностей потребителя, в процессе оказания которой не создается какого-либо вещественно-материальный продукт, но может быть изменено качество уже имеющегося.
Приложением N3 к извещению об осуществлении закупки (Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению) предусмотрено, что предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать, в том числе, характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки, товарный знак (при наличии у товара товарного знака). Требуемые Заказчику характеристики поставляемого товара предусмотрены Описанием объекта закупки.
Из совокупности указанных положений извещения об осуществлении закупки следует, что объектом закупки является поставка товара.
При этом, непосредственно установка, монтаж, наладка товара, осуществляемые в рамках данного контракта, самостоятельного значения не имеют, в результате осуществления указанных видов деятельности не создается индивидуально-определенная вещь, отделимая от предмета контракта - поставки спортивно-технологического оборудования, и данная деятельность в данном случае носит вспомогательный характер относительно поставки товара.
В этой связи, установка, наладка, монтаж оборудования, предусмотренные проектом контракта, являются не объектом закупки, а условием исполнения контракта на поставку спортивно-технологического оборудования.
Доказательства обратного Заявителем ни в составе жалобы, ни на заседании Комиссии не представлены.
Из указанного следует, что объектом закупки является поставка товара, а не выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, в отношении которых пунктом 9 Приложения к Постановлению Правительства N 2571 предусмотрено требование о наличии опыта выполнения соответствующего вида работ.
Следовательно, необходимость установления дополнительных требований в соответствии с пунктом 9 приложения к Постановлению Правительства РФ N 2571, при проведении данной закупки, законодательством о контрактной системе, отсутствует.
При таких обстоятельствах довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ИП ТОЖИБАЕВА З.П. на действия Заказчиков АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОЯРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, АДМИНИСТРАЦИЯ ШИРОКОКАРАМЫШСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЫСОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, АДМИНИСТРАЦИЯ ТРОСТЯНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАЛАШОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИАДМИНИСТРАЦИИ АЛЕКСАНДРОВОГАЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ и
Уполномоченного учреждения ГКУ Саратовской области "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N 0860200000823005233 "Поставка и установка спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 18 июля 2023 г. N 064/06/31-970/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2023