Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова" Министерства Здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик):
в отсутствие представителя ИП Иванова Кирилла Вячеславовича (далее - Участник, ИП Иванов К.В.): представил письменные пояснения,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 17221-ЭП/23 от 06.07.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку планшетных компьютеров для Института медицинского образования (извещение N 0372100049623000098),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 22.02.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку планшетных компьютеров для Института медицинского образования (извещение N 0372100049623000098) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 945 664,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.03.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Иванов К.В.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Ивановым К.В. заключен государственный контракт N 03721000496230000980001 от 14.03.2023 на сумму 623 326,87 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 23.06.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Ивановым К.В.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку планшетных компьютеров для Института медицинского образования (далее - Товар) в течение 30-ти (тридцати) календарных дней с даты заключения Контракта (п. 3.1 Контракта).
05.04.2023 Участником была осуществлена поставка Товара.
17.04.2023 Заказчиком отказано Участнику в приемке поставленного им Товара по причине несоответствия поставленного Товара требованиям Контракта.
По состоянию на 23.06.2023 указанные к поставленному Товару замечания не были устранены Участником, Товар надлежащего качества не поставлен.
В связи с ненадлежащим выполнением Участником своих контрактных обязательств Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 24.06.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Ивановым К.В. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 06.07.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседание Комиссии УФАС Участник представил письменные пояснения, в которых указал следующее:
Планшетные компьютеры были поставлены Участником в полном объеме, в определенные Контрактом сроки.
17.04.2023 в ходе приемки и проверки соответствия Контракту поставленного Товара Заказчиком были выявлены следующие недостатки:
В соответствии со Спецификацией Контракта вес Товара должен составлять 0.5 кг (по ТЗ - менее и равен 0.5 кг, фактический вес поставленного составляет 0,512 кг (точность изменения 5 грамм).
17.04.2023 Заказчик разместил в ЕИС заявление об отказе от приемки. В заявлении об отказе Заказчик потребовал от Участника:
- безвозмездного устранения недостатков Товара в установленный Заказчиком срок;
- замены Товара ненадлежащего качества Товаром, соответствующим условиям настоящего Контракта, в установленный Заказчиком срок.
В связи с тем, что уменьшить массу планшетного компьютера или заменить Товара на другой Товар, соответствующий условиям Контракта, не представлялось возможным по причине отсутствия у производителей моделей планшетных компьютеров, абсолютно точно соответствующих спецификации к Контракту, Участником было предложено Заказчику принять поставленные Планшетные компьютеры Teclast T50 в количестве 32 шт. по соразмерно сниженной цене 18 500,00 рублей за штуку (цена Контракта с учетом снижения 592 000,00 копеек, в том числе НДС 20% 98 666,76 рублей) или согласовать поставку Планшетных компьютеров Teclast T50 + чехол книжка с функцией подставки в комплекте, с общей массой до 0.76 кг. включительно. Не получив ответа от Заказчика на предложения, Участник обратился в экспертную организацию. После получения заключения эксперта, Участник сформировал документ о приемке в ЕИС повторно, приложив заключением эксперта. Однако Заказчик не отменил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Иванова К.В. в реестр недобросовестных поставщиков поскольку со стороны ИП Иванова К.В. были приняты надлежащие меры для исполнения принятых на себя обязательств.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Заказчика и изучив письменные пояснения Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ИП Иванова К.В. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Иванова Кирилла Вячеславовича, (ИНН: 770803647134), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 июля 2023 г. N РНП-78-947/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2023