Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):,
ГБОУ гимназия N 272 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):,
в отсутствие представителей ИП Якуниной Натальи Юрьевны (далее - Заявитель) уведомленных о заседании Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 17115-ЭП/23 от 06.07.2023) на действия комиссии Заказчика по осуществлению закупок при определении исполнителя путем проведения электронного аукциона на поставку мобильны классов (извещение N 0172200003623000078) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 26.06.2023 в единой информационной системе, номер извещения 0172200003623000078. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 003 000, 00 рублей.
В жалобе ИП Якунина Н.Ю. указывает на неправомерные Заказчика, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки содержится в электронном документе "Описание объекта закупки.doc".
Требования к товарам содержатся в Приложении N1 к извещению об электронном аукционе.
Заявитель утверждает, что описание товаров сформировано Заказчиком таким образом, который не позволяет определить потребность в определенных характеристиках товара, а также вводит потенциальных участников закупки в заблуждение.
Так, например, Приложение N 1 к извещению об осуществлении закупки содержит требования, в том числе, к товару "Мобильный класс c общеобразовательным программным обеспечением для обучения верстке и начальной издательской деятельности".
В силу ч. 4 ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются. При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял:
1) при проведении электронных конкурсов - не менее десяти дней;
2) при проведении электронных аукционов - не менее семи дней;
3) при проведении электронных аукционов, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, - не менее трех дней;
4) при проведении электронных запросов котировок - не менее трех дней.
Анализ извещения об осуществлении закупки показал, что Заказчиком внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона от 30.06.2023 NИИ1.
В связи с чем довод жалобы не нашёл своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
2. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявки. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в извещении о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт извещения о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в извещении о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкция по заполнению заявки содержится в электронном документе "Требование к содержанию, составу заявки на участие в закупке.docx".
В отношении товарной позиции "Мобильный класс c общеобразовательным программным обеспечением для обучения верстке и начальной издательской деятельности" установлены требования:
Поля, выпуск под обрез, направляющие, настраиваемое прилипание к сетке и направляющим: наличие.
Поддержка CMYK, включая предпросмотр изображений с включенным управлением цветом и встраиванием ICC-профилей в PDF для аккуратного сохранения исходного цвета: наличие.
Плашечные цвета создание цветоделений CMYK и RGB в PostScript: наличие.
Поддержка большого количества возможностей PDF, включая интерактивные заполняемые формы: наличие.
Поддерживаются почти все поля PDF и сценарии на JavaScript: наличие.
Возможность создавать файлы для печати на типографском оборудовании: наличие.
Импорт Encapsulated PostScript с предпросмотром на холсте и экспорт в EPS: наличие.
Полная поддержка вывода в PostScript Level 2, большинства возможностей Level 3: наличие.
Полная совместимость с PDF/X-3 - стандартом ISO на PDF для печатной публикации: наличие.
Встраивание шрифтов и исключение неиспользуемых символов при экспорте в PostScript и PDF: наличие.
Возможность преобразовывать все используемые шрифты в контуры PostScript, сохраняя возможность изменять текст: наличие.
Электронная справочная система с постоянно обновляемой документацией на нескольких языках и файлами примеров: наличие.
Удобные инструменты и палитры для измерений, вращения и правки прочих свойств объектов;
поддержка TrueType, Type 1 PostScript и OpenType шрифтов: наличие.
Настраиваемые пользователем "горячие клавиши": наличие.
удобные инструменты рисования фигур: линия от руки, прямая, кривая Безье, эллипсы, многоугольники: наличие.
Ввод формул при помощи LaTeX или MathML: наличие.
Проверка орфографии: наличие.
Собственный открытый формат файлов, основанный на XML: наличие.
Импорт и экспорт документов SVG 1.0, включая текст по контуру, изображения и текст: наличие.
Импорт текстов в большом количестве различных кодировок, включая Unicode и "национальные" русские кодировки Windows-1251 и KOI8-R: наличие.
Импорт растровых графических изображений ORA (Open Raster), XCF (GIMP), PGF (открытая альтернатива JPEG 2000): наличие.
Поддержка модулей и API для модулей импорта и экспорта: наличие.
мощный модуль сценариев на Python для расширения функций и автоматизации: наличие.
Учебно-образовательное ПО для управления мобильным классом: Наличие, должно быть в комплекте поставки.
В соответствии с представленными возражениями Заказчика, во всех вышеуказанных случаях значением показателя является: наличие, а следовательно, порядок указания значений однозначен.
Комиссия УФАС отмечает, что Приложение N 3 к извещению об осуществлении закупки содержит инструкцию по заполнению заявки, которая содержит подробный перечень положений, регламентирующих порядок предоставления сведений.
В жалобе отсутствуют какие-либо конкретные примеры противоречий положений Инструкции и требований к товарам.
На заседании Комиссии УФАС установлено, что извещение содержит инструкцию по заполнению заявки, которая в свою очередь содержит порядок в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, которые не могут изменяться, и для которых установлены выборочные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках.
Заявителем в материалы дела доказательств обратного не представлено, в связи с чем довод жалобы признан необоснованным.
К аналогичным выводам Комиссия УФАС пришла в отношении довода 3 жалобы.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Якуниной Натальи Юрьевны необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 июля 2023 г. N 44-2803/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2023