Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленных о месте и времени заседания Комиссии УФАС (исх. N 78/16907/23 от 10.07.2023):
СПБ ГКУ "Городская аварийно-восстановительная служба жилищного фонда Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик);
ООО "АЛЬЯНС ТЕКСТИЛЬ" (далее - Участник, Поставщик),
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 17226-ЭП/23 от 06.07.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку хозяйственных товаров в 2023 году (извещение N 0372200047123000046),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 30.03.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на хозяйственных товаров в 2023 году (извещение N 0372200047123000046) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 22 673,66 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.04.2023 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "АЛЬЯНС ТЕКСТИЛЬ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "АЛЬЯНС ТЕКСТИЛЬ" заключен государственный контракт N 0372200047123000046_144225 от 24.04.2023 на сумму 22 670,03 рублей (далее - Контракт), по условиям которого Участник принял на себя обязательство поставить хозяйственные товары (далее - Товар).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, пр.и условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 4.3.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 23.06.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "АЛЬЯНС ТЕКСТИЛЬ".
К заседанию Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
12.05.2023 Участник поставил Товар на указанный в Контракте адрес.
15.05.2023 Заказчиком проведена экспертиза поставленного Товара.
По результатам проведенной экспертизы Товара Заказчик составил заключение о наличии нарушений условий Контракта, а именно часть Товара не соответствовала характеристикам, указанных в Приложении N 1 к Контракту.
Товар был поставлен частично на сумму 17 528,77 рублей, остальная часть не соответствовала описанию объекта закупки.
18.05.2023 в Единой Информационной Системе Заказчиком было размещено уведомление о замене Товара согласно условиям Контракта.
15.06.2023 Заказчик направил претензию о нарушении Контракт и оплате штрафа за невыполнение Поставщиком обязательств.
По состоянию на 23.06.2023 Товар в полном объеме не поставлен, выявленные недостатки не устранены.
В связи с существенным нарушением Участником условий Контракта, в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 23.06.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "АЛЬЯНС ТЕКСТИЛЬ" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 04.07.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
ООО "АЛЬЯНС ТЕКСТИЛЬ" не направило своих представителей на заседание Комиссии УФАС, однако представил письменные пояснения, в которых указал следующее:
Поставка товара была произведена ООО "АЛЬЯНС ТЕКСТИЛЬ" 12.05.2023 года (Документ о приемке А-223 от 12.05.2023).
12.05.2023 года Заказчик в ЕИС подписал документ о приемке с частичной приемкой, приложив экспертное заключение, в котором указал на несоответствие Приложению N 1 Контракта, а именно - "Перчатки трикотажные для защиты от внешних воздействий".
Участник признал доводы заказчика и согласился с частичной приемкой Товара, создав 18.05.2023 на Официальном сайте корректировочный документ, в котором отразил фактическое количество товара, принятое заказчиком. Заказчик без объяснения причин отклонил корректировочный документ о приемке, в связи с тем, что Заказчику нужны перчатки утепленные, зимние, а рынок спецодежды имеет сезонный характер.
Участником была осуществлена поставка перчаток только 30.06.2023, (документ о приемке А-312 от 30.06.2023).
04.07.2023 Заказчик повторно отказал в приемке товара, мотивировав это тем, что нет вкладыша в перчатках, приложив акт, в котором указал, что вкладыша нет. Участник поставили перчатки со следующим описанием: "Хлопчатобумажные перчатки с двойным покрытием латексом, обливные, предназначены для защиты рук от химических, механических, а также термических воздействий. Они не пропускают через себя влагу и такие жидкие вещества, как масла, кислоты (не высокой концентрации), бензин.
Такие перчатки смогут обеспечить грязеотталкивающее покрытие рукам, не допустят попадания на кожу ржавчины. Двойное покрытие позволяет защитить кожу рук от травмирования - порезов.
Основа перчаток из 100% хлопка покрыта двумя слоями прочного латекса. Это покрытие делает перчатки очень износостойкими, не подвергаемыми быстрому истиранию. Имеют 10 класс защиты. Верх перчаток имеет 13 класс вязки, подкладка 10 класс вязки. Вкладыш из 50%-ной шерсти позволяет рукам быть в тепле при низких температурах на холоде. Предметы, удерживаемые в таких перчатках, не выскальзывают из рук. Резинка хорошо фиксирует перчатки на руках, обеспечивая плотное прилегание"
Участник сообщил Заказчику, что в данных перчатках слово "Вкладыш" имеет не буквальный смысл, перчатки сшиты таким образом, что вкладыш туда не вставляется и не является съемным, а имеет цельную с перчаткой структуру.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "АЛЬЯНС ТЕКСТИЛЬ" в реестр недобросовестных поставщиков.
На заседании Комиссией УФАС установлено, что ООО "АЛЬЯНС ТЕКСТИЛЬ" неоднократно являлось исполнителем по государственным контрактам, которые были подписаны и исполнялись без нареканий со стороны заказчиков, в реестре недобросовестных поставщиков отсутствуют сведения об ООО "АЛЬЯНС ТЕКСТИЛЬ", что подтверждает добросовестность Участника в качестве исполнителя государственных и муниципальных контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, учитывая тот факт, что Участником совершались активные действия, направленные на исполнение Контракта, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "АЛЬЯНС ТЕКСТИЛЬ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "АЛЬЯНС ТЕКСТИЛЬ", (ИНН: 7811169794), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 июля 2023 г. N РНП-78-952/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2023