Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени Н.Н. Петрова" Здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик) по доверенности;
ИП Черпака Александра Витальевича (далее - Участник, Поставщик) по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 17228-ЭП/23 от 06.07.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0372100048823000543),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 28.04.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса котировок на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0372100048823000543) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 3 088 942,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.05.2023 NИЗК1 победителем Запроса котировок признан ИП Черпак А.В.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Черпак А.В. заключен государственный контракт N 0372100048823000543 от 19.05.2023 на сумму 2 428 313,75 рублей (далее - Контракт), по условиям которого Участник принял на себя обязательство поставить изделия медицинского назначения (далее - Товар).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, пр.и условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 4.2 и 9.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 21.06.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Черпак А.В.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
В соответствии с пунктом 4.1. Контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком партиями. Количество партий не более 10 (десяти). Срок поставки Товара (период поставки) составляет 6 (шесть) рабочих дней, с учётом ограничений, установленных настоящим пунктом Контракта. Срок поставки Товара начинает течь с первого рабочего дня следующего за днем получения Поставщиком соответствующей заявки на поставку Товара, и заканчивается в 15:00 (по московскому времени) последнего рабочего дня, входящего в период поставки. Ассортимент Товара, который должен быть передан Поставщиком во исполнение заявки на поставку Товара, определяется соответствующей заявкой Покупателя. Нарушение Поставщиком условия об ассортименте Товара и (или) срока поставки Товара является существенным нарушением условий Контракта.
Заявка на поставку Товара от 22.05.2023 N 05-07/3372 направлена в адрес Поставщика и получена последним 22.05.2023. Срок исполнения обязательств Поставщика истек 30.05.2023.
Поставщик нарушил условие, содержащееся в пункте 4.1 Контракта, поскольку не предоставил Покупателю Товар в количестве и ассортименте определенных заявкой на поставку в срок до 30.05.2023 (включительно).
Поставщик нарушил условие, содержащееся в пункте 4.1 Контракта, поскольку не предоставил Покупателю Товар в количестве и ассортименте определенных заявками на поставку в вышеуказанные сроки.
Претензией от 15.06.2023 N ИС-05-07/4005 Покупатель уведомил о нарушении срока поставки и потребовал в срок до 19.06.2023 (включительно) выполнить свои обязательства по Контракту.
Вместе с тем Поставщик не исполнил обязательства по поставке Товара в количестве и ассортименте, предусмотренными заявкой на поставку Товара.
В связи с существенным нарушением Участником условий Контракта, в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 21.06.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Черпак А.В. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 05.07.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
22.05.2023 в адрес Поставщика поступила заявка N 05-07/3372 о поставке Товара.
Поставщик представил к поставке Товар и разместил на Официальном сайте документ о приемке в соответствии с ч. 13 ст. 94 Закона о контрактной системе.
13.06.2023 Заказчик разместил заключение об отсутствии оснований для осуществления приемки товаров по контракту, в котором указано, что комиссией по приемке товара выявлены нарушения:
- по п.2 Заявки перчатки медицинские диагностические, нестерильные неопудренные, текстурированные, универсальной формы, нитриловые, в гигиенической компактной упаковке IMPro Nitrile PF - заявлено количество 800 пар (М - 400п., L - 400п.) - не представлены к поставке;
- по п.3 Заявки Перчатки медицинские диагностические, нестерильные, неопудренные, текстурированные, универсальной формы, с удлиненной манжетой, нитриловые IMPro Nitrile Plus PF - заявлено количество 500 пар (М - 250п., L -250п.) - не представлено к поставке;
- по п.4 Заявки Перчатки медицинские диагностические нестерильные, неопудренные, текстурированные, универсальной формы, нитриловые IMPro Nitrile PF - заявлено количество 1000 пар (М - 500п., L -300п., S - 200п.) - не представлено к поставке;
ИП Черпак А.В. представил ответ, в котором пояснил, что Товар по пп. 2,3,4 Заявки Поставщик заказал и оплатил ООО "Медицина Альба", являющимся Официальным дистрибьютором производителя "International Medical Products", USA ("Интернэшнл Медикал Продактс ЛЛС", США) и имеет право реализации перчаток диагностических и хирургических торговой марки IMP, США, на территории Российской Федерации, в соответствии с регистрационными удостоверениями NФСЗ 2010/06178 от 29.09.2021 г. и РУ NФСЗ 2010/06177 от 29.09.2021 г.
ООО "Медицина Альба" представлено письмо Исх N29 от 30.05.2023, в котором сообщается, что перчатки отсутствуют на складе и находятся в пути от места производства на территорию Российской Федерации. Ближайшая поставка запланирована в течение 35-55 дней.
- по п.1 Заявки Перчатки диагностические, нитриловые, нестерильные, неопудренные, Hydrex заявлено количество 500 пар (М - 250п., L -250п.), представлено к поставке 250 пар (р.М).;
- по п. 5 Перчатки медицинские смотровые (диагностические) синтетические, нестерильные, неопудренные (нитрил.) MANUAL RP400 АВСТРИЯ (040) - заявлено количество 500 пар (М - 250п., L -250п.) - не представлено к поставке;
Поставщиком сообщалось, что недопоставленный товар по пп.1,5 в настоящее время отсутствуют на складе уполномоченного представителя производителя на территории Российской Федерации ООО "АТЕКС Групп" и сроки поставки неизвестны.
Кроме этого, Поставщиком сообщалось, что отсутствие Товара и увеличенные сроки поставки связаны с принятыми против Российской Федерации мер со стороны стран Запада, что повлекло за собой прекращение поставок данных Товаров на территорию Российской Федерации из недружественных стран США и Австрии и нарушению логистических цепочек импорта, а Товаров для импортозамещения для прописанных совокупных характеристик указанных в заявке в России не существует.
- по п.7 Заявки (УПД позиции 5,6,7) Заказчиком указано, что по Товару - Перчатки нитриловые, неопудренные, нестерильные, смотровые "Benovy" (вид 185830) - упаковка не соответствует техническим характеристикам Товара: "Упаковка обеспечивает подачу перчаток снизу по одной, манжетой вперед для профилактики контактного пути распространения инфекции за счет исключения контакта рук с другими перчатками и упаковкой" -
Поставщик не согласен с отказом приемки Товара ввиду следующего:
По мнению ИП Черпак А.В., Заказчик ожидал к поставке перчатки в упаковке гигиенический диспенсер, однако данное требование не установлено Контрактом и не содержало требований к упаковке такого плана как диспенсер.
Заказчик вправе был указать в описании объекта закупки требование: Гигиенический диспенсер с предусмотренной подачей перчаток снизу по одной, манжетой вперед для профилактики контактного пути распространения инфекции за счет исключения контакта рук с другими перчатками и упаковкой. Кроме этого, обосновать его необходимость, что не запрещает Закон о контрактной системе.
Медицинские перчатки "Benovy" в представленной упаковке могут использоваться как в виде подачи перчаток снизу по одной, манжетой вперед, так и в виде подачи сверху по одной, манжетой вперед.
Ввиду изложенного Поставщик посчитал, что в данном случае отсутствовали основания для отказа в принятии товара.
15.06.2023 от Заказчика получена претензия с требованием об исполнении контрактных обязательств в срок до 19.06.2023 г., т.е. устранить выявленные нарушения условий поставки и представить к поставке Товар, полностью соответствующий условиям заключенного Контракта и заявке Заказчика N 05-07/3372 от 22.05.2023.
Так, объективно исполнить Заявку по Контракту Поставщику в установленный Заказчиком срок не представилось возможным ввиду отсутствия части товара у официального дистрибьютора и увеличенных сроков поставки, разногласий в отношении упаковки поставленного Товара. При этом частичная приемка поставленного Товара Заказчиком была произведена.
Кроме того, Поставщиком велись переговоры, осуществлялась переписка и информирование Заказчика о причинах, препятствующих поставке товара в соответствии с п. 2.2.2.Контракта "Незамедлительно (в срок не позднее 1 рабочего дня после выявления обстоятельств) письменно информировать об обнаружении независящих от Поставщика причин, препятствующих осуществлению поставки Товара", согласовывались разногласия в части упаковки перчаток, представленных к поставке по п.7 Заявки, а в качестве крайней меры в виду несогласования с Заказчиком условий поставки Поставщиком предлагалось расторгнуть контракт по соглашению сторон в соответствии с п. 9.3. Контракта "Расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ."
Со своей стороны ИП Черпак А.В. заверяет, что у Поставщика отсутствует какой-либо умысел уклоняться от исполнения Контракта и имеется нацеленность исполнить Контракт, о чем неоднократно заявлял Заказчику письменно.
Поставщиком были предприняты все необходимые меры для исполнения заключенного Контракта, пояснения объективных причин своевременного неисполнения контракта, предоставление писем официального дистрибьютора ООО "Медицина Альба", предоставления ответов ООО "АТЕКС Групп", предоставление гарантийных писем о намерении поставить Товар.
На основании изложенного, представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Черпак А.В. в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку, что им были совершены все необходимые действия, направленные на исполнение Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, учитывая тот факт, что Участником совершались активные действия, направленные на исполнение Контракта, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ИП Черпак А.В. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Черпак А.В., (ИНН: 250905946930), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 июля 2023 г. N РНП-78-954/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2023