Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленных о месте и времени заседания Комиссии УФАС (исх. N 78/16897/23 от 10.07.2023):
ГБДОУ детский сад N 52 Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик);
ООО "Охранная организация "Статус СБ" (далее - Участник, Исполнитель);
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 17307-ЭП/23 от 07.07.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по организации и обеспечению охраны объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов в учреждениях образования Красносельского района Санкт-Петербурга в 2023 году (лот 18) (извещение N 0172200005522000187),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 29.11.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание охранных услуг (извещение N 0172200005522000187) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 198 760.00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика от 09.12.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Охранная организация "Статус СБ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Охранная организация "Статус СБ" заключен государственный контракт N 52/23/ЧОП от 21.12.2022 на сумму 1 209 318,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика.
Условиями Контракта установлено, что Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта в одностороннем порядке в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 ст. 95 Закона о контрактной системе (п. 11.7 Контракта).
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 31.05.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Охранная организация "Статус СБ" в связи с приостановкой деятельности лицензии ООО "Охранная организация "Статус СБ"
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 26.06.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 07.07.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
ООО "Охранная организация "Статус СБ" не направило своих представителей на заседание Комиссии УФАС, однако представило письменные пояснения, в которых указало следующее:
Исполнитель не отказывался от выполнения Контракта, однако в следствие действия третьих лиц, не может выполнять взятые на себя обязательства: Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) на основании Уведомления N 323/34-5481 от 11.05.2023, полученное Участником только 19.05.2023, приостановила действие лицензии N 039035 выданной 22.02.2003, до 22.02.2028. ООО "Охранная организация "Статус СБ" не согласно с данным уведомлением, в ближайшее время Исполнителем будет сформировано и подано в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области исковое заявление о незаконности данного решения. ООО "Охранная организация "Статус СБ" считает ранее указанное решение необоснованным, а наказание в виде приостановки лицензии не соразмерно, тем незначительным правонарушениям, которые были установлены на основании Акта проверки от 04.05.2023 N 407-р. Так как практически все указанные в уведомлении факты нарушения ООО "Охранная организация "Статус СБ" Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", сформированы однобоко, без возможности их исправить и с превышением полномочий представителей Центра лицензионно-разрешительной работы Главного управления Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Участнику не была предоставлена возможность исправить допущенные нарушения, даже при условии привлечения к административной ответственности за их наличие. Основным доводом, при формировании ранее указанного Уведомления, являлось нарушение охранником ООО "Охранная организация "Статус СБ" Булгаковым В.И. своих прямых обязанностей - неисполнения должностных инструкций частного охранника, а именно не осуществление вносимого на охраняемый объект имущества, в результате чего в учебное учреждение ГБОУ ЦО N 633 Калининского района Санкт-Петербурга, одним из учеников были нанесены травмы В результате стрельбы из пневматического пистолета. Однако данный охранник был самостоятельно привлечён к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.16 КоАП РФ. в связи с тем, что был установлен факт его личной вины, а не ООО "Охранная организация "Статус СБ".
На основании вышеизложенного Участник ходатайствовал о невключении ООО "Охранная организация "Статус СБ" в реестр недобросовестных поставщиков. ООО "Охранная организация "Статус СБ" неоднократно являлся исполнителем по государственным контрактам, которые были подписаны и исполняются без нареканий со стороны заказчиков, в реестре недобросовестных поставщиков отсутствуют сведения об Участнике, что подтверждает добросовестность ООО "Охранная организация "Статус СБ" в качестве исполнителя государственных и муниципальных контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ООО "Охранная организация "Статус СБ" предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение сведений в отношении ООО "Охранная организация "Статус СБ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "Охранная организация "Статус СБ" (ИНН: 7841422652) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 июля 2023 г. N РНП-78-957/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2023