Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "ГП N 27" (далее - Заказчик);
ИП Макаровой Елены Викторовны (далее - Участник, Поставщик),
при участии ИП Макаровой Елены Викторовны,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 17306-ЭП/23 от 07.07.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа на поставку комплекта для унитаза в Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N27" в 2023 году (извещение N 0372200102123000044),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 02.05.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку комплекта для унитаза в Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N27" в 2023 году (извещение N 0372200102123000044) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 5 040,40 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.05.2023 NИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Макарова Елена Викторовна.
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен государственный контракт N 0372200102123000044 от 29.05.2023 на сумму 3 982,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.1. Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 26.06.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
В соответствии с условиями Контракта Поставщик принял на себя обязательства осуществить поставку комплекта для унитаза (далее-товар).
В соответствии с пп. 3.1.1 п. 3.1 Контракта Поставщик принял на себя обязательства поставить товар в соответствии с условиями Контракта в полном объеме и с надлежащим качеством.
Согласно п. 1.2 Контракта наименование, количество и техническое описание поставляемого товара указаны в приложении N 1 к Контракту (Спецификация).
В рамках п. 4.1 Контракта Поставщик доставляет товар Заказчику с разгрузкой транспортного средства по адресу: Санкт-Петербург, Вознесенский пр., д. 29, литер А (далее - место доставки).
Исходя из п. 4.2 Контракта доставка товара осуществляется Поставщиком в течение 4 (четырех) рабочих дней со дня отправления письменной заявки Заказчиком, в случае направления заявки посредством факсимильной связи по номеру, указанному в реквизитах Поставщика (подтверждается факсовым отчетом), либо на адрес электронной почты, указанный в реквизитах Поставщика (подтверждается уведомлением о доставке).
Датой доставки товара Поставщиком считается дата подписания накладной Заказчиком (п. 4.3 Контракта).
06.06.2023 Заказчиком в адрес Поставщика направлена заявка (исх. N 324/23 от 06.06.2023) на адрес электронной почты: 5747121@mail.ru на поставку товара (комплекта для унитаза) в полном объеме. Факт направления заявки в адрес Поставщика подтверждается уведомлением о доставке 06.06.2023. Срок доставки 12.06.2023.
07.06.2023 составлен Акт N1 о выявленных нарушениях по контракту N0372200102123000044 от 29.05.2023 по факту поставки Поставщиком товара на основании поданной Заказчиком заявки от 06.06.2023 N324/23 не отвечающим условиям Контракта, с одновременным указанием об устранении обнаруженных недостатков за счет Поставщика в течении 3 (трех) рабочих дней со дня направления акта о выявленных нарушениях. Данный акт направлен Поставщику 08.06.2023 на адрес электронной почты: 574712L@mail.ru, что подтверждается уведомлением о доставке 08.06.2023. Срок устранения выявленных недостатков по товару (поставке/замены товара) 13.06.2023.
14.06.2023 Заказчиком в адрес Поставщика направлена повторная заявка (исх. N353/23 от 14.06.2023) на адрес электронной почты: 5747121@mail.ru на поставку товара (комплекта для унитаза) в полном объеме. Факт направления заявки в адрес Поставщика подтверждается уведомлением о доставке 14.06.2023. Срок доставки 20.06.2023 года.
По состоянию на 21.06.2023 и на 26.06.2023 товар Поставщиком не поставлен (не заменен).
На основании изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 26.06.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 07.07.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
Между Заказчиком и Поставщиком было подписано и согласована Спецификация (Приложение N1 к Контракту), а именно поставка следующего товара:
наименование товара - ерш унитазный пластмассовый;
характеристика товара - вид: напольный; материал: пластмасса; длина: 36 см; наличие подставки: да; назначение: для туалета; соответствие нормативно-технической документации: ТУ производителя; цвет: белый; объем, м3: 0,04; вес, кг: 0,119; товарный знак: "Малютка";
количество - 40 штук;
общая стоимость - 3 982.00 руб.
В п. 4.1. Контракта стороны согласовали, что поставка осуществляется следующим способом: Поставщик доставляет товар Заказчику с разгрузкой транспортного средства по адресу: Санкт-Петербург, Вознесенский пр., д. 29, литер А (далее - место доставки).
В соответствии с п. 4.2. Контракта доставка товара в место доставки осуществляется Поставщиком в период срока действия Контракта по заявке Заказчика.
Доставка товара осуществляется Поставщиком в течение 4 (четырёх) рабочих дней со дня отправления письменной заявки Заказчиком, в случае направления заявки посредством факсимильной связи по номеру, указанному в реквизитах Поставщика (подтверждается факсовым отчетом), либо на адрес электронной почты, указанный в реквизитах Поставщика (подтверждается уведомлением о доставке).
06.06.2023 Заказчиком в адрес Поставщика посредством электронной почты была направлена заявка на поставку товара в полном объеме (исх. N 324/23 от 06.06.2023). 07.06.2023 во исполнение условий Контракта и полученной заявки, Поставщик в согласованное время с Заказчиком осуществил поставку товара в полном объеме. При этом товар, соответствующий параметрам, указанным в изначальном описании к закупке по извещению N 0372200102123000044 от 02.05.2023, поставлен Заказчику в полном объёме и в сроки, предусмотренные Контрактом, находится у Заказчика на ответственном хранении, что подтверждается подписанным со стороны Заказчика уведомлением о принятии товара на ответственное хранение от 07.06.2023, а также скрепленной печатью Заказчика, Товарной накладной N 41 от 07.06.2023.
Однако 08.06.2023 Поставщиком был получен от Заказчика Акт N 1 о выявленных нарушениях по Контракту. В соответствии с данным актом Заказчиком в момент приемки был выявлен недостаток товара, а именно объем поставленного товара (0,00025 м3) не соответствует объему, указанному в Спецификации (0,04 м3).
09.06.2023 года Поставщик в адрес Заказчика направил письмо Исх. N 3 от 09.06.2023, в котором уведомил Заказчика о том, что со стороны Поставщика проводятся работы по выявлению значения параметра "Объем, м3", указанного в Спецификации, а также уведомил Заказчика о том, что параметр "Объем, м3", указанный в спецификации, не относится к единице товара "Ерш унитазный пластмассовый", параметр технически ошибочно был внесен в спецификацию из параметров, относящихся к коробке, используемой при транспортировке данного товара.
Поставщик сообщил, что получил от производителя детальные параметры товара и просил рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений в Контракт в связи со сложившейся ситуацией (товар, поставленный Заказчику и принятый на ответственное хранение, полностью соответствует условиям Контракта, кроме параметра ошибочно внесенного).
13.06.2023 Заказчиком в адрес Поставщика направлен ответ на письмо (Исх. 349/23 от 13.06.2023), в соответствии с которым Заказчик просит Поставщика поставить товар, соответствующий характеристикам, указанным в Спецификации.
Товара с указанным в спецификации объемом не существует.
14.06.2023 Поставщик в адрес Заказчика направил письмо (исх. N 4 от 14.06.2023), в которой повторно просил рассмотреть возможность заключения дополнительного соглашения с целью исправления технической ошибки, просил согласовать Спецификацию в новой редакции.
14.06.2023 Заказчиком в адрес Поставщика была направлена повторная Заявка на поставку товара в полном объеме (Исх. N 353/23 от 14.06.2023).
14.06.2023 Поставщиком в адрес Заказчика было направлено письмо (Исх. N 5 от 14.06.2023) - в ответ на письма Заказчика N 349/23 от 13.06.2023, 353/23 от 14.06.2023, в соответствии с которым Поставщик уведомил Заказчика о том, что товар, соответствующий показателям, установленным в описании объекта закупки, поставлен последнему; просил заключить дополнительное соглашение для целей исполнения обязательств принятых по Контракту, принять товар надлежащего качества, находящийся на ответственном хранении у Заказчика.
20.06.2023 Поставщиком было получено письмо от Заказчика (Исх. N 359/23 от 20.06.2023), в соответствии с которым Заказчик уведомил Поставщика о невозможности заключения дополнительного соглашения ввиду того, что законодательством РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, при которых возможно изменение условий Контракта. Более того, Заказчик отметил, что заключение дополнительного соглашения является его правом, а не обязанностью.
В ответ на данное письмо Поставщиком было направлено письмо (Исх.N 6 от 26.06.2023), в соответствии с которым Поставщик просил Заказчика реализовать свое право на заключение дополнительного соглашения.
Представитель Участника обращает внимание, что требуемый на сегодняшний день Заказчиком объем ершика является заказной позицией и имеет объем равный транспортировочной коробки. На сегодняшний день на рынке не существует комплекта для унитаза, обладающего параметрами "Объем 0,04 м3".
Ответ на письмо (Исх. 9 от 29.06.2023) в адрес Поставщика не поступило.
Поставщиком, как было указано выше, с целью урегулирования сложившейся ситуации направлялись запросы к производителю и иным поставщикам, которые подтвердили отсутствие на рынке товара с объемом "0,04 м3".
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Макарова Елена Викторовна в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны Участника предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение сведений в отношении ИП Макарова Елена Викторовна в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ИП Макарова Елена Викторовна (ИНН: 471007300233) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 июля 2023 г. N РНП-78-956/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2023