Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя СПБ ГБУЗ "Детская инфекционная больница N3" (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС;
с участием представителя ИП Кислер Юлии Константиновны (далее - Участник, Исполнитель): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 17689-ЭП/23 от 11.07.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту стояков ЦО и теплорегулирующей арматуры больничного корпуса лит М, 3 и 4 блок, 6-5 этажи в СПб ГБУЗ "Детская инфекционная больница N 3" по адресу: Санкт-Петербург, Большой пр. В.О., 77/17 (извещение N 0372200082723000104),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 31.05.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту стояков ЦО и теплорегулирующей арматуры больничного корпуса лит М, 3 и 4 блок, 6-5 этажи в СПб ГБУЗ "Детская инфекционная больница N 3" по адресу: Санкт-Петербург, Большой пр. В.О., 77/17 (извещение N 0372200082723000104) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 207 214,21 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.06.2023 NИЗК1 победителем Запроса котировок признана ИП Кислер Ю.К.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Кислер Ю.К. заключен государственный контракт N 104-23 от 15.06.2023 на сумму 1 187 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 12.9 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 28.06.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Кислер Ю.К.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссией УФАС установила, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по текущему ремонту стояков ЦО и теплорегулирующей арматуры больничного корпуса лит М, 3 и 4 блок, 6-5 этажи в СПб ГБУЗ "Детская инфекционная больница N 3" (далее - Работы) по адресу: г. Санкт-Петербург, Большой пр.В.О.д.77/172.2 (далее - Объект) в течении 60 дней с даты подписания сторонами акта приема-передачи Объекта для выполнения работ (п. 2.2.1 Контракта) и в течение 3 календарных дней подписывается Акт приема-передачи Объекта в работу (п. 2.2.2 Контракта).
Работы выполняются Исполнителем в соответствии с Техническим заданием (приложение N 2 к Контракту), сметной документацией (Приложение N 1 к Техническому заданию), являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта, определяющими объем, содержание работ, описание товаров, поставляемых для выполнения работ, а также условиями Контракта.
Согласно п.3.2.2 Контракта стороны подписывают Акт приема-передачи Объекта в работу в течение З (трех) календарных дней с момента заключения Контракта.
Согласно п.4.1.16. В течение 2 (двух) рабочих дней с даты заключения Контракта Исполнитель обязан предоставить документы, предусмотренные Контрактом, для начала выполнения работ.
19.06.2023 Подрядчик при ознакомлении с объектом, в устной форме от производства работ отказался.
21.06.2023 в адрес Заказчика поступило письмо N23/2 о невозможности выполнения Исполнителем Работ, предусмотренных Контрактом.
Учитывая изложенное, в связи с нарушением Участником сроков оказания Услуг, Заказчик, руководствуясь п. 4.4.6 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
29.06.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Кислер Ю.К. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 11.07.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил, что не согласен с Решением Заказчика ввиду следующих обстоятельств:
21.06.2023 Исполнитель направил в адрес Заказчика письмо из которого следует, что 20.06.2023 специалистами Исполнителя проведен осмотр Объекта, в ходе которого были выявлены существенные обстоятельства при которых невозможно выполнение Работ по Контракту в виду возможного возгорания стропильных конструкций объекта, а также нарушения условий труда согласно приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.12.2020 года N 884н. Все выше сказанное является риском для здоровья сотрудников Исполнителя, а так же может привести к разрушению кровли и чердачных помещений (письмо N23/2 от 21.06.2023).
После одностороннего разрыва контракта, Заказчик ответил на письмо N23/2, письмом о претензии N 993 от 29.06.2023, где Заказчик предложил способы исполнения данных работ, хотя в Контракте предусмотрены технические способы исполнения Работ. Ни одним пунктом Контракта не указано, что нужно производить работы безыскровым методом, а также сваркой полуавтоматом инверторного типа с продувкой углекислотой или сварочной проволоки с интегрированным флюсом.
ИП Кислер Ю.К. не согласна с доводами Заказчика, изложенными в претензии N993 от 29.06.2023.
Таким образом, ИП Кислер Ю.К. всеми силами пыталась убедить Заказчика отменить необоснованное решение об одностороннем отказе исполнения Контракта и внести необходимые изменения в сметную документацию (Приложение N1 Контракта) для соблюдения норм и правил.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Кислер Ю.К. в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем Комиссией УФАС установлено, что Участником были предоставлены необходимые сведения и документы, предусмотренные п. 4.1.16 Контракта, только 30.06.2023, т.е. с нарушением сроков на 9 рабочих дней.
Также Исполнителем 20.06.2023 проведен осмотр Объекта, однако Контрактом не предусмотрено право Исполнителя самостоятельно осматривать Объект до подписания Акта прима-передачи Объекта.
Помимо всего, согласно п. 4.1.17 Подрядчик обязан своевременно оформлять акты на скрытые работы (акты испытаний, исполнительные схемы), извещая Заказчика не менее чем за 3 (три) рабочих дня о времени освидетельствования скрытых работ. Подрядчик приступает к выполнению последующих работ только после письменного разрешения Заказчика, оформленного в виде подписанных актов. Не допускается подписание акта на скрытые работы без присутствия Заказчика, представителей организации, осуществляющей технический надзор - СПб ГБУ "Стройкомплект".
Таким образом, по мнению Комиссии УФАС, Заказчик обоснованно принял Решение об одностороннем отказе, поскольку Участником на момент принятия Решения не были выполнены условия Контракта, которые позволили бы начать Работы на Объекте.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, осуществив демпинг начальной (максимальной) цены контракта, стал победителем Запроса котировок, однако не исполнил условия Контракта.
Вместе с тем нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении ИП Кислер Ю.К. подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Кислер Юлии Константиновны, ИНН: 470708562027, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП Кислер Юлии Константиновны в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
11.07.23 |
13.07.23 |
11.07.23 |
0 |
11.07.23 |
18.07.23 |
17.07.23 |
0 |
20.07.23 |
20.07.23 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 июля 2023 г. N РНП-78-970/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2023