Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени В.А. Алмазова" Министерства Здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик):;
ООО "СЕРВИС ПЛЮС" (далее - Участник, Поставщик):,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 17699-ЭП/23 от 11.07.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку планшетных компьютеров (извещение N 0372100049623000301),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
17.07.2023 Комиссией УФАС принято решение об объявлении перерыва в заседании, после которого рассмотрение сведений продолжалось тем же составом Комиссии УФАС.
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 23.03.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку планшетных компьютеров (извещение N 0372100049623000301) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 953 664,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.04.2023 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "СЕРВИС ПЛЮС".
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен контракт N 03721000496230003010001 от 17.04.2023 на сумму 839 224,32 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 12.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 26.06.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
Согласно условиям Контракта, Участник обязался осуществить поставку планшетных компьютеров (далее - товар).
Согласно п. 3.1 Контракта Поставщик самостоятельно доставляет товар Заказчику с разгрузкой с транспортного средства. Срок поставки товара: в течение 30-ти (тридцати) календарных дней с даты заключения Контракта.
Согласно п. 3.1.2.1. Контракта, в течение 3 (трех) рабочих дней после подписания сторонами Контракта Поставщик обязан передать Заказчику для утверждения контрольный образец товара по каждой позиции ассортимента (минимально возможный объем товара - штука, упаковка, ящик, коробка и проч.), по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Аккуратова, д. 2.
Поставщиком осуществлена поставка контрольного образца товара.
19.04.2023 Заказчиком направлено Поставщику письмо N 19-04/1 о несоответствии представленного контрольного образца требованиям Контракта.
По состоянию на 26.06.2023 контрольный образец, соответствующий требованиям Контракта, не поставлен, товар по Контракту не поставлен.
На основе изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 26.06.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.07.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
После заключения Контракта Поставщик предоставили Заказчику образец для рассмотрения с улучшенными характеристиками по сравнению с указанными в Контракте. Точно такую же модель, как указано в Контракте, Поставщик предоставить не смогл, так как курс доллара вырос на 7 процентов по сравнению с курсом ЦБ на 31.03.2023 - 77.08 руб. на дату окончания подачи заявок и 82.4 руб. на период подписания Контракта (первая половина апреля 2023 года).
Заказчик предоставил ответ в письме N19-04/1 от 19.04.2023 о том, что представленный образец не соответствует характеристикам, указанным в Контракте, при этом все эти несоответствия являлись улучшенными характеристиками.
Поставщик направили Заказчику письмо N87 от 19.04.2023 со сравнительной таблицей, в которой были указаны характеристики из Контракта и характеристики предлагаемой модели. В указанном письме Поставщик просил заключить дополнительное соглашение. Заказчик нам направил письмо N 19-04/2 от 19.04.2023, в котором указал, что запрос на заключение дополнительного соглашения на улучшение характеристик получен и будет рассмотрен. Также Заказчику не понравился вес планшета, который при взвешивании показал 510 грамм, при этом в Контракте было указано 0,5 кг.
По мнению Участника, разница в весе планшета 10 грамм не имеет значения для эксплуатации планшета, при этом на планшет производитель наносит защитную пленку, которая весит примерно 10 грамм, кроме того, одна партия планшетов может отличаться от другой на те же самые 10 грамм, для планшетов это нормально. Также в письме N87 от 19.04.2023 Поставщик сообщили Заказчику о том, что в технической документации необходимо было указать вес 0,50 кг, в таком случае Поставщик бы понимал, что важна точность граммов до сотых частей килограмма.
Таким образом, Поставщик ожидали ответ от Заказчика по вопросу заключения дополнительного соглашения. Либо его заключение, либо отказ от заключения, так как Заказчик обещал предоставить ответ.
Поставщик созванивался с представителем Заказчика Родионовым К.А., он сообщал, что организация Заказчика крупная, дополнительные соглашения заключают долго. Имеется много других Контрактов, по которым также необходимо заключить дополнительное соглашение. Заказчик не отвечал, и 04.06.2023 Поставщик повторно направили письмо Заказчику N 87 от 19.04.2023 с улучшенными характеристиками и с просьбой заключить дополнительное соглашение. Заказчик в лице Родионова К.А. ответил, что предыдущее письмо передано на рассмотрение комиссии и рекомендовал обратиться к ответственному по Контракту.
Поставщик звонил ответственному по Контракту Коропатнику А.В., он ответил, что решение еще не принято, просил перезвонить позднее. Однако более дозвониться до него было невозможно. Понимая, что прошло уже достаточно длительное время, Поставщик пытался получить ответ. При этом Поставщик звонил ответственному по Контракту не только в день ответа Родионова К.А. 05.06.2023, но и в другие дни в течение июня: 16.06.2023; 19.06.2023; 20.06.2023. Другого варианта получить ответ Поставщик не видел. Иные лица не предоставляли решения по дополнительному соглашению.
Направлять товар без подписания дополнительного соглашения было невозможно. Заказчик бы не принял этот товар.
26.06.2023 вместо ожидаемого ответа по дополнительному соглашению Поставщик получили односторонний отказ от заключения договора.
Поставщик незамедлительно начал предлагать Заказчику иные модели Teclast T50PR0, Lenovo Tab P11 TBJ606L, гарантировали поставку. Поставщик выражает желание поставить планшеты, но ему необходима обратная связь, контакт, по которому возможно связаться в рабочее время. Поставщик не может отправить всю партию товара 32 штуки без контактного лица получателя и даже одну штуку невозможно направить без контактного лица. Родионов К.А. уходил в отпуск 03.06.2023, до Коропатника А.В. невозможно было дозвониться по рабочему номеру, сотовый телефон коллеги предоставлять оказывались, отвечали на электронную почту, что сотовые не даем.
Поставщик имел возможность поставить Lenovo Tab P11 TBJ606L, запросил счет у поставщика ООО "МКТ", при этом Поставщик имел возможность заработать 103 тысячи рублей на данной поставке. Поставщик отвечал, что возможна доставка до двери в Санкт-Петербурге, указывали адрес Заказчика. Родионову К.А. направляли письма-предложения N119 и N120 от 28.06.2023 с указанием улучшенных характеристик и просьбой заключить дополнительное соглашения на любую из предложенных моделей. При этом Поставщик указал, что планшеты Lenovo может поставить в течение 5 дней с момента согласования, но сообщал, что корпус частично пластик, частично металл.
Для планшетов Teclast необходим более длительный срок, около 3 недель. Вес обоих планшетов составляет 480 грамм. Данная информация указана на официальных сайтах производителей teclast.com и Lenovo.ru. Никаких ухудшений не имеется.
Родинов К.А. отвечал 29.06.2023, что передал юристам и начальству информацию, он сам решение не принимает. Поставщик просил ускорить рассмотрение предложенных моделей, заключения дополнительного соглашения, направляла письма 29.06.23, 30.06.23. Родионов К.А. отвечал, чтобы Поставщик обращался к Коропатнику А.В., он ускорить ничего не может и написал Поставщику электронную почту Коропатника А.В. 30.06.23 в 1444 Поставщик направил письма Коропатнику А.В. точно такие же как и Родионову К.А. с предложением указанных выше моделей Teclast T50PRO, Lenovo Tab P11 TBJ606L, сравнительной таблицей и просьбой заключить дополнительное соглашение. Ответ Поставщик не получил. Понимая, что сроки крайне сжаты и остались считанные дни для принятия решения, 02.07.2023 в следующий рабочий день после 30.06.23 Поставщик направил письмо N 123 от 02.07.2023 о том, что невозможно связаться с лицом, принимающим решение по Контракту, дозвониться также невозможно.
Поставщик просил связаться с ним для согласования поставки. Письмо Поставщик направил на электронный адрес Коропатника А.В. и на электронный адрес контрактной службы almazov-centre-eltorg@yandex.ru. При этом Поставщик звонил много раз в течение каждого рабочего дня на телефон Коропатника А.В. и на телефон контрактной службы.
Контрактная служба также отвечала, что решения не принимает. При этом я письма дублировала в ЕИС для того, чтобы как можно быстрее получить обратную связь.
03.07.2023 Поставщик направил письмо Родионову К.А с просьбой дать сотовые телефоны Коропатника А.В., начальника контрактной службы. Иной возможности связаться с ними Поставщик не видел. Такое же письмо с просьбой дать сотовый телефон Поставщик направил Коропатнику А.В. При этом Поставщик продолжал дозваниваться до Коропатника А.В.
Только 03.07.2023 в 15-20 Поставщик получил ответ от Коропатника А.В. о том, что необходимо предоставить образцы моделей для принятия решения. Однако решение об одностороннем расторжении вступало в силу 05.07.2023, 10 дней с 26.06.2023. То есть единственный день для предоставления образцов - 04.07.2023 года.
Однако Поставщик находится в другой регионе, не в Санкт-Петербурге. Поставщик понимал, что за один день ни одна доставка не доставит образец в Санкт-Петербург. Также Поставщик просил предоставить ответ, подойдет ли Заказчику планшет Lenovo, где корпус частично металл, частично пластик. Ответ не был предоставлен. Учитывая, что увеличение веса на 10 грамм оказалось критичным для Заказчика, то не полностью металлический корпус также окажется критичным.
Поставщик направил Коропатнику А.В., на электронный адрес контрактной службы о том, что согласна прилететь к ним на самолете с планшетом Lenovo, но устроит ли их, что корпус частично пластик, а частично металл и о том, что утром 04.07.2023 Поставщик направит видео с характеристиками и весом планшета. 04.07.2023 Поставщик направил письмо N 135 от 04.07.2023 в комплекте с видео (обзором характеристик планшета).
В письме указано, что согласно предоставленному видео, подтверждаются все улучшенные характеристики, указанные в письмах на улучшение. Кроме того, эти характеристики подтверждаются официальными сайтами производителей, указала сайты. Поставщик направил Заказчику, Коропатнику А.В., на электронный адрес контрактной службы и в ЕИС письмо N 136 от 04.07.2023 о том, что Поставщик согласен на предоставление образца, но ввиду ограниченности времени, просим рассмотреть видео, также официальные сайты производителей. Кроме того, ответственность, что Поставщик поставит несоответствующий товар, лежит на Поставщике.
Далее Поставщик получил ответ от контрактной службы, что принять решение по видео им невозможно. Но Заказчик сам не предоставлял никаких ответов до вечера 03.07.2023. Нужна им вся партия товаров или только образец в 10 дневный срок, было неизвестно, какой контактный телефон указать для курьера для направления образца, также неизвестно, имеет ли значение, что корпус частично пластик, частично металл. Фото планшета Lenovo Заказчику также было направлено.
В письме N 142 от 05.07.2023 Поставщик спрашивал Заказчика о том, какие характеристики им не удается подтвердить по предоставленному видео и по сайтам производителей, чем не устраивают Заказчика предложенные модели, просил отозвать односторонний отказ, гарантировала поставку контрольного образца, а также всей партии товара, просил дать еще немного времени для поставки.
Однако Заказчик проигнорировал все просьбы Поставщика и расторг контракт в одностороннем порядке.
На основании изложенного Участник ходатайствовал о невключении ООО "СЕРВИС ПЛЮС" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем Комиссией УФАС было установлено, что надлежащим образом Участником не исполнены принятые на себя обязательства по Контракту: контрольные образцы товара, а также сам товар в соответствии с условиями Контракта поставлены не были. Также важно заметить, что заключение дополнительного соглашения о поставке товара с улучшенными характеристиками является правом, а не обязанностью Заказчика.
По мнению Комиссии УФАС, у Заказчика имелись основания для одностороннего отказа от исполнения Контракта, нарушения, допущенные Участником при исполнении Контракта носят существенный характер, поведение Участника с момента заключения Контракта и после его расторжения по инициативе Заказчика подтверждают недобросовестное отношение Участника к принятым на себя обязательствам.
Участник, подавая заявку на участие в Аукционе, выразил согласие на заключение контракта, содержащемся в составе извещения о проведении электронного аукциона, однако свои обязательства по Контракту не исполнил в полном объеме.
Данные обстоятельства подтверждают недобросовестное поведение Участника, которое нарушило права Заказчика, поскольку Заказчик не достиг цели проводимой закупки.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта.
При этом представленные Заказчиком на заседание Комиссии УФАС документы свидетельствуют о том, что Участник не исполнил принятые на себя обязательства по Контракту надлежащим образом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, став победителем Аукциона не исполнил условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении ООО "СЕРВИС ПЛЮС" подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "СЕРВИС ПЛЮС" ИНН: 5903152229, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Мясникова Ольга Владимировна, ИНН: 590801932800, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "СЕРВИС ПЛЮС" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
10.07.23 |
12.07.23 |
11.07.23 |
0 |
11.07.23 |
18.07.23 |
17.07.23 |
0 |
20.07.2023 |
20.07.23 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 июля 2023 г. N РНП-78-975/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2023