Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей СПб ГБУЗ "Городская Мариинская больница" (далее - Заказчик):,
в отсутствие представителей ООО "СПИТЭК" (далее - Заявитель) уведомленных о заседании Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 17738-ЭП/23 от 11.07.2023) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку нитриловых перчаток для нужд больницы (извещение N 0372200000123000581) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 10.07.2023 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200000123000581.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 999 999, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика по основаниям, изложенным в жалобе.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
В силу ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к товарам, которые поставляются Заказчику установлены Заказчиком в электронном документе "Описание объекта закупки.docx".
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе).
При формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что при формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению требований к конкретным показателям товаров, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, с учетом норм Закона о контрактной системе.
В силу ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В силу ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными ч. 1 ст. 17 запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений ст. 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в ст. 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.
Включение Заказчиком в извещение об осуществлении закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст. 33 Закона о контрактной системе (п. 2 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Объектом закупки является поставка изделий медицинского назначения (перчатки (2)) для нужд поликлинических отделений СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N114" в 2023 году.
Согласно доводам Заявителя, установленные Заказчиком характеристики требуемых к поставке товаров ограничивают круг участников закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он в праве устанавливать соответствующие требования к товарам в извещении об осуществлении закупки, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки, и в составе одного лота не закупались наряду с товарами, производимыми неограниченным кругом производителей уникальные товары единственного производителя для приобретения которых необходимо заключать определенные договоры и соглашения с производителем изделий.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Согласно п. 2 Обзора судебной практики применения законодательства российской федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года включение заказчиком в извещение об осуществлении закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с доводами Заявителя, установленные Заказчиком требования в отношении товарной позиции "2. Поверхность перчатки в области дистальных фаланг указательного и среднего пальца должна быть гладкая, остальная поверхность перчатки текстурированная" ограничивают круг потенциальных участников закупки.
В силу ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.
Представителем Заказчика даны пояснения, согласно которым предметом рассматриваемой закупки является не производство, а поставка товара, обладающего определенными техническими и функциональными свойствами. Оборот подобных товаров не ограничен, а, следовательно, возможность их приобретения с целью дальнейшей поставки имеет любой участник закупки, заинтересованный в участии в рассматриваемом аукционе. Приведенные требования к товару отражают действительную потребность Заказчика в приобретении товара, в наибольшей степени соответствующего целям проведения закупки, исходя из принципа ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективность осуществления закупок.
В соответствии с возражениями Заказчика, описание объекта закупки сформулировано исходя из потребностей учреждения.
Объектом закупки по позиции 3 являются перчатки смотровые из нитрила. При описании объекта закупки Заказчик должен руководствоваться ГОСТ Р 52239-2004 "Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1. Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора", Методическими рекомендациями МР 3.5.1.0113-16 "Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях" (далее - Методические рекомендации МР 3.5.1.0113-16).
Действующий Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52239-2004 (ИСО 11193-1:2008) "Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1. Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора" в п.п. ап. 3.3 "Отделка" различает четыре вида отделки, в том числе: "текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо части или по всей поверхности перчатки"
В Методических рекомендациях МР 3.5.1.0113-16 "Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях" в пункте 2.5 указано, что современные медицинские перчатки различаются по характеристике материала, из которого они изготовлены, его химическому составу, технологии производства и обработки, а также возможностям целевого применения.
Методические рекомендации МР 3.5.1.0113-16:
Пункт 3.5 МР 3.5.1.0113-16 медицинские перчатки могут различаться по фактуре внешней поверхности. В зависимости от способа обработки перчатки могут иметь:
- гладкую поверхность;
- текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо участок или на всю поверхность перчатки;
- микротекстурированную поверхность.
Пункт 4.13 МР 3.5.1.0113-16 модификация внешней поверхности перчаток влияет на степень их сцепления с инструментами и другими поверхностями, а также тактильную чувствительность пальцев в перчатках. Внешняя поверхность перчаток может быть гладкой, микротекстурированной, либо иметь видимый текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо участок или на всю поверхность перчатки.
Пункт 4.14 МР 3.5.1.0113-16 перчатки с гладкой поверхностью тоньше текстурированных и обеспечивают более высокую тактильную чувствительность. Они подходят для большинства медицинских манипуляций.
ГОСТом 52239-2004 и Методическими рекомендациями МР 3.5.1.0113-16 прямо предусмотрен вариант отделки поверхности перчаток текстурированным рисунком на какой-либо части перчаток.
Исходя из системы национальной стандартизации видно, что для обеспечения удержания инструментов целесообразно установить требование к наличию текстуры, а для обеспечения лучшей тактильной чувствительности - требование к отсутствию текстуры. Также, система национальной стандартизации напрямую разрешает и предусматривает выбор перчаток смешанного типа по фактуре размещения текстуры.
Требование к перчаткам по позиции 3 установлены исходя из потребностей заказчика его работников в товаре именно с такими эксплуатационными характеристиками, необходимыми для осуществления функций. На это прямо указывает пункт 2.6 Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 в котором сказано, что медицинские работники должны знать основные свойства и эксплуатационные характеристики различных типов/видов перчаток, понимать, как их правильно применять с учетом функциональных свойств и наличия эпидемиологического риска.
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 114" - многопрофильное лечебнопрофилактическое учреждение, оснащенное современным медицинским оборудованием. Каждый год в данное учреждение обращаются более 110 000 раз, на сегодняшний день работает 10 отделений, 4 из которых специализированные детские отделения.
Гладкая поверхность дистальных фаланг указательного и среднего пальца необходимы при манипуляциях по катетеризации периферических вен. Для этих манипуляций необходим высокий уровень тактильной чувствительности и точность движения.
В требовании к товару так и указано, поверхность перчатки в области дистальных фаланг указательного и среднего пальца гладкая для обеспечения высокого уровня тактильной чувствительности при манипуляциях по катетеризации периферических вен....
Данное требование приведено с надлежащим обоснованием, что соответствует правилам описания объекта закупки п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Методические рекомендации МР 3.5.1.0113-16 указывают на удобство, комфорт и функциональность перчаток, медицинские перчатки должны отвечать требованиям, обеспечивающим их защитные (барьерные) и потребительские свойства:
- непроницаемость для микроорганизмов;
- герметичность (отсутствие сквозных дефектов);
- прочность;
- безопасность для здоровья пациента и медицинского персонала;
- удобство/комфортность;
- качественная упаковка и маркировка;
- простота утилизации;
- функциональность.
Требования к толщине перчаток были определены с учетом специфики применения перчаток, потребности Заказчика и иных условий.
Перчатки, к которым предъявлено требование о толщине от 0,16 мм., применяются при работе с антисептиками и дез.растворами, приготовлении и разведении дез.растворов, предстерилизационной очистке и обработке многоразового инструментария (методом ручной предстерилизационной очистке) и других манипуляциях, когда необходима дополнительная защита рук медицинского персонала, также указанные перчатки применяются в клинико-диагностических лабораториях, где по определению риск инфицирования выше, за счет прямого контакта с биологическими жидкостями, заведомо инфицированных пациентов, а также за счет контакта с химическими реактивами.
При этом, стандартная толщина перчаток в данном случае не обеспечивает соответствующего уровня защиты. В связи с чем, Заказчиком обоснованно установлено соответствующее требование к толщине перчаток.
Согласно п. 2.4 Методических рекомендаций:
Защитные свойства перчаток, а также их упругопрочностные характеристики вытекают из толщины перчатки. Очевидно, что, чем толще перчатка, тем выше её прочностные и защитные свойства. Учитывая, специфику применения перчаток - в агрессивной среде - использование стандартных тонких перчаток не допустимо.
В свою очередь, избыточная толщина перчаток снижает тактильную чувствительность, в связи с чем, Заказчиком устанавливается верхний предел по толщине.
Более того, в описании объекта закупки было приведено обоснование к указанной толщине перчаток:
Таким образом, у Заказчика снова имеется объективная потребность в приобретении перчаток с указанной толщиной, Заказчиком учтена специфика применения медицинских изделий, необходимость применения перчаток с указанной толщиной помимо ГОСТов и Методических рекомендаций, предусмотрено требованиями СанПинов. Также, при описании объекта закупки были соблюдены правила положения ст. 33 Закона о контрактной системе посредством указания объективного обоснования.
Требование к способу обработки поверхности перчаток основаны на объективной потребности Заказчика, в описании объекта закупки указано соответствующее обоснование, требования к товару установлены с учетом специфики его применения.
Доводы Заявителя: "флок как материал обладает рядом следующих качеств: Поверхность флока электризуется. Структура флока разрушается под действием спиртосодержащих продуктов.", а также, что флок притягивает пыль и служит причиной развития аллергии - являются голословными и не подтверждены, какими-либо доказательствами.
При этом, Заявитель ссылается, что "перед надеванием перчаток проводится гигиеническая обработка рук или обработка рук хирургов соответственно. Перчатки надевают только после полного высыхания антисептика на коже рук_после снятия перчаток проводится гигиеническая обработка кожи рук антисептиками. Таким образом, кожа рук медицинского персонала обрабатывается в течение рабочего времени антисептиками, в том числе спиртосодержащими. Взаимодействие спирта и флока ведет к разрушению последнего.
В свою очередь, Заявителем не предоставлено доказательств существования какого-либо аналога, который может обеспечить абсорбцию влаги посредством наличия иного покрытия. То есть, указанный довод мог быть обоснованным только при наличии доказательства прямого ограничения путем исключения реального аналога, обеспечивающего абсорбцию влаги. При этом, как уже было указано выше, опудренная перчатка (на которую Заявитель указывает в своей жалобе) вообще не является аналогом - по причине наличия противопоказаний к применению опудренных перчаток, а также по причине отсутствия абсорбирующих свойств у опудренных перчаток, как в силу отсутствия такого свойства у пудры, так и в силу отсутствия самой пудры при эксплуатации перчаток (пудра подлежит удалению перед надеванием перчаток).
Требование к упаковке перчаток является функционально значимым и влияет на безопасность применения перчаток и функционально обосновано, что соответствует правилам применения КТРУ и требованиям Закона N 44-ФЗ.
Также, в описании объекта закупки указано вполне очевидное и объективное обоснование - исключение контакта рук персонала с рабочей поверхностью и другими перчатками внутри упаковки для профилактики внутрибольничных инфекций. При определении указанного требования, Заказчик руководствовался опытом предшествующих закупок, потребностью своего медперсонала, а также сложившейся практикой поставки аналогичных товаров.
Также, следует заметить, что соблюдение санитарно-эпидемиологического режима регламентирует СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", который действует с 1 сентября 2021 г. согласно Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 4 от 28.01.2021 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21". При этом, указанные требования являются обязательными для исполнения и соблюдения Заказчиком.
В СанПиН 3.3686-21 прямо указано, что необходимо предпринимать все необходимые меры для предупреждения распространения микроорганизмов через изделия медицинского назначения.Требуемая упаковка выполняет эти задачи, исключая контакт рук медицинского работника с рабочей поверхностью перчаток, тем самым предотвращая контаминацию рабочей поверхности перчатки и риск контактного пути распространения инфекции. Также, имеются научные исследование, подтверждающие снижение риска контаминации при использовании указанного типа упаковки.
Таким образом, с учетом практики использования перчаток, а также на основе подтвержденного исследования, достоверно установлено, что перчатки, упакованные с возможностью извлечения перчаток по одной, имеет существенное функциональное значение и снижает риск контаминации перчаток, что в свою очередь снижает риски передачи внутрибольничных инфекций.
Требование о соответствии стандарту ASTM F 1761 - согласно п. 10.1 ГОСТа 57404-2017, стойкость перчаток к проникновению вирусов оценивают по стандарту ASTM F1761 - обусловлено тем, что указанные перчатки из позиции используются в условиях повышенного риска инфицирования, в связи с чем, Заказчику нужны перчатки с указанной характеристикой.
При этом на рынке медицинских изделий имеются перчатки, соответствующие стандартным положениям ГОСТов (таких как 52238-2004, 52239-2004 и др.), которые считаются медицинскими и соответствуют требованиям указанных ГОСТ, однако они не соответствуют стандарту ASTM F 1761, в связи с чем их невозможно использовать в условиях повышенного риска инфицирования. То есть, стандартные медицинские перчатки и медицинские перчатки, соответствующие стандарту ASTM, имеют конструктивные, технические отличия, которые возникают ещё на этапе производства перчаток.
Также, следует отметить, международный стандарт ASTM F - 1671 является единственным в мире, по которому определяется защита от вирусной пенетрации и цитостатиков. Показатель устойчивости к вирусной пенетрации показывает, насколько перчатки непроницаемы для вирусов.
Наряду с этим, в соответствии с п. 3 Приказа Росстандарта от 05.05.2016 N546 "Об утверждении Порядка и условий применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств" условиями применения стандартов в Российской Федерации являются:
а) отсутствие национальных стандартов Российской Федерации и предварительных национальных стандартов Российской Федерации с аналогичными объектами стандартизации и требованиями, предъявляемыми к ним;
б) соответствие стандартов действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;
в) соответствие стандартов современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому зарубежному опыту.
Кроме того, с 01.01.2018 на территории Российской Федерации был введен стандарт ГОСТ 57404-2017 "Перчатки медицинские. Руководство по оценке качества", который предусматривает ссылку на стандарт ASTM F - 1671.
Отдельно следует заметить, что все остальные ГОСТы и стандарты оценивают стойкость перчаток к проникновению бактерий, в то время как по стандарту ASTM F 1671 оценивается стойкость к проникновению вирусов. Бактерии и вирусы, для критерия оценки проницаемости, имеют существенное различие по размерам. В среднем, вирусы меньше бактерий от 10 до 200 раз. То есть, обычная медицинская перчатка может быть устойчива к проникновению большинства инфекционных бактерий, однако будет полностью проницаема для вирусов гепатита и ВИЧ.
При этом, согласно п. 10.1.1.2 ГОСТ 57404-2017 установлено, что ASTM F 1671 был специально разработан для моделирования проникновения вирусов гепатита В и С, а также вируса иммунодефицита человека. В свою очередь само требование приведено с соответствующим обоснованием.
Таким образом, указание настоящего требования приведено в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Заказчику требуется перчатка, двухцветная. Перчатка должна обладать двумя контрастными цветами, что достигается путем двукратного погружения формы в раствор нитрильного латекса (нитрила) контрастных цветов. Двухцветные перчатки изготовлены из двух слоев нитрила. При разрыве и проколе указанные перчатки имеют преимущество в возможности визуализации и контроля их повреждения. Указанными свойствами не обладают обычные перчатки. Два цвета перчатки в таких условиях позволяют визуально идентифицировать повреждение перчаток: при проколе или повреждении внешнего слоя, деформация второго слоя будет отличаться от внешнего, в связи с этим в зоне повреждения перчатки нижний слой чаще всего выступает за края поврежденного верхнего слоя, который отличается по цвету, из-за этого обеспечивается визуализация повреждения. Указанная визуализация будет видна, как до надевания перчаток, так и в процессе их использования.
Действующим законодательством, а также действующими стандартами ГОСТ не предусмотрено ограничений по цвету медицинских перчаток, ГОСТ содержит минимальные требования к продукции и положения ГОСТа не ограничивает Заказчика по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для него. Кроме того, Заказчик не устанавливает конкретный цвет, а предлагает участникам выбор цвета.
Отметим, что данные перчатки описаны в соответствии с КТРУ и Заказчиком установлены дополнительные характеристики, причем, Заказчик обосновал каждую из требуемых ему дополнительных характеристик. Заказчик при описании характеристик закупаемой продукции руководствовался своей объективной потребностью и спецификой применения указанных перчаток, указав все необходимые показатели, используемые для определения соответствия предлагаемых товаров нуждам Заказчика. В описании товара указаны особо важные для Заказчика характеристики, в отношении которых потребность бесспорна и обоснована. Медицинские перчатки с указанными характеристиками позволяют Заказчику исполнять свои функции по оказанию медицинской помощи пациентам надлежащим образом.
По поводу фасовки по 100-200 пар: для кабинетов с большим расходом. Данное количество в блоке необходимо для обеспечения отделений с большим потоком пациентов перчатками в течение всей смены: работа в приемном покое, забор крови и анализов, работа лаборатории, процедурых кабинетов, хирургических отделений, где ежедневно происходят перевязки и осмотры ран большого количества пациентов. Перчатки в отделениях лечебного-учреждения выдаются должностными лицами медицинского склада по заявкам отделений. В случае если перчатки закончатся, медицинский персонал вынужден заново оформлять заявки.
При оказании медицинской помощи каждому пациенту крупных отделений, медицинский персонал обязан менять перчатки. При этом, выдача медицинскому персоналу по 2-3 коробки перчаток с фасовкой по 50 пар, например, является необоснованным и создает риски для нарушений условий хранения этих перчаток. Обеспечить соответствующие условия хранения перчаток вне склада медицинского учреждения, гораздо проще в отношении 1 коробки перчаток, нежели 2-3 и т.д.
Таким образом, функционально и эксплуатационно, с учетом специфики применения перчаток, Заказчику необходимы перчатки с фасовкой по 100-200 пар, для возможности однократной выдачи необходимого количества средств индивидуальной защиты медицинскому персоналу отдельных отделений с высоким суточным расходом медицинских перчаток.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 ст. 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В день рассмотрения жалобы по существу участник закупки, подавший жалобу, вправе ее отозвать непосредственно при рассмотрении.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Уполномоченного органа, Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих довод Заявителя о том, что Заказчиком нарушены правила описания объекта закупки, а также доказательств, свидетельствующих о предоставлении преимуществ одному из участников закупки.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что данные доводы жалобы не находят своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 23, 33, 42, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СПИТЭК" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 июля 2023 г. N 44-2914/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2023