В связи с поступлением обращения АНО "ЦКИТ" (вх. N 15879-ЭП/23 от 23.06.2023), перенаправленного ФАС России, в соответствии с п. 1 ч. 1, пп. "б" п. 1 ч. 3 и п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании приказа Санкт-Петербургского УФАС России "О проведении внеплановой документарной проверки" Инспекцией Санкт-Петербургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок (далее - Инспекция УФАС)
при участии представителей:
СПб ГБУ ДО "Детская музыкальная школа N 41" Красногвардейского района (далее - Заказчик), по доверенности;
В отсутствие представителей
АНО "ЦКИТ" (далее - Заявитель);
ООО "РТС-тендер";
надлежащим образом уведомленных о времени и месте заседания Инспекции;
проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению Заказчиком законодательства о контрактной системе при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению неисключительных прав на использование программного обеспечения для Заказчика для нужд Санкт-Петербурга в 2023 году (извещение номер N 0372200057023000038)
Адрес проверяемой организации: 195298, Санкт-Петербург,
проспект Косыгина, дом 28, корпус 1, литер А,
Место проведения Инспекции УФАС: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13.
Внеплановой документарной проверкой установлено:
Извещение о проведении конкурса в электронной форме размещен 15.05.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС). Начальная (максимальная) цена государственного контракта) 665 974,65 руб.
В поступившем обращении Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в обращении.
Информация, изложенная в обращении, пояснения представителей сторон и имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый аукцион в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчиком в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На заседании Инспекции было установлено, что характеристики оказываемых услуг установлены Заказчиком в Приложении N1 к Описанию объекта закупки. Указанный документ, в частности, содержит следующие сведения:
"1.1Оказание услуг по передаче неисключительных прав на лицензионное программное обеспечение Microsoft Windows 10 Professional 32-bit/64-bit Online USB RS (BOX)
Наименование программного обеспечения |
Сведения о технических и функциональных характеристиках (потребительских свойствах), требованиях к качеству, потребительским свойствам, комплектности |
Кол-во лицензий, (шт.) |
Microsoft Windows 10 Professional 32-bit/64-bit Online USB RS (BOX) ** |
Лицензия предоставляется в электронном виде. Срок использования Заказчиком (Лицензиатом) передаваемых прав ограничивается сроком действия прав Поставщика (Лицензиара) на передаваемое программное обеспечение. Права пользования лицензией должны включать возможность продолжения пользования лицензией после модернизации компьютера/сервера, возможность переноса лицензии с одного компьютера на другой, возможность обновления версий операционной системы. Класс***: операционные системы. Языковая версия: русская. Клиентский доступ к системам управления и хранения данных, позволяющий нескольким пользователям осуществлять доступ с одного рабочего места (устройства): наличие. Поставляемые лицензии должны быть бессрочными. Лицензия на время использования - бессрочно. Языковой интерфейс программы - русский. Тип лицензии ESD - Электронные ключи Microsoft. Исполнитель передаёт представителю Заказчика серийный ключ активации лицензии, USB установочного дистрибутива программного продукта. |
15 |
1.2.1. Наименование и версия программного обеспечения: Microsoft Windows 10 Professional 32-bit/64-bit All Lng PK Lic Online DwnLd NR **.
1.2.2 Запуск на компьютерах с 32 битной и 64 битной архитектурой.
1.2.3. Наличие возможности выполнять роль клиента, управляемого с помощью групповых политик, реплицируемых в рамках домена, что позволяет создавать эффективную и легко управляемую компьютерную рабочую среду.
1.2.4. Операционная система совместима с MicrosoftWindowsServer, и офисным пакетом MicrosoftOffice 2007 и включаемая в домен под управлением WindowsServer.
Поддержка памяти виртуальной машины - не менее 1 ТБ на виртуальную машину.
1.2.5. Поддержка политики паролей Windows, встроенная проверка подлинности Windows (включая Kerberos).
1.2.6. Срок использования Заказчиком (Лицензиатом) передаваемых прав ограничивается сроком действия прав Исполнителя (Лицензиара) на передаваемое программное обеспечение.
1.2.7. Обеспечение возможности загружать обновления компонентов программного обеспечения в соответствие с техническими условиями, установленными производителем данного программного обеспечения.
2.1. Оказание услуг по передаче неисключительных прав на лицензионное программное обеспечение Microsoft Office Home and Business 2021**
Наименование программного обеспечения |
Сведения о технических и функциональных характеристиках (потребительских свойствах), требованиях к качеству, потребительским свойствам, комплектности |
Кол-во лицензий, (шт.) |
Microsoft Office Home and Business 2021** |
1. Назначение программного обеспечения. Офисный пакет приложений для настольных и портативных ПК, для работы с различными типами документов, базами данных, электронными таблицами и так далее в операционных системах семейства Microsoft Windows. Класс***: офисные приложения. 2. Включает в себя следующие программы: - Word (Текстовый редактор для создания и обмена документов с поддержкой технологии XML). - Excel (Компонент для создания электронных таблиц, обеспечивающий анализ, обмен таблицами и бизнес-данными с другими пользователями, а также эффективное управление бизнес-данными), - PowerPoint (Компонент для создания электронных динамических презентаций, обмена и управления), - Outlook (Персональный информационный менеджер с функциями почтового клиента). Пакет программ должен содержать в себе средства и инструменты для работы с текстовыми документами (включая документы Word, в том числе форматов .doc и .docx без необходимости конвертирования форматов), электронными таблицами и анализом данных с количеством строк в электронной таблице не менее одного миллиона и количеством столбцов не менее шестнадцати тысяч (включая документы Excel, в том числе форматов .xls и .xlsx без необходимости конвертирования форматов), создания и проведения презентаций (включая презентации PowerPoint, в том числе форматов .ppt и .pptx без необходимости конвертирования форматов), хранения и совместной работы с текстовыми, графическими и видео-заметками. Поддержка распространенных форматов, таких как RTF, XML, HTML, CSV, и функции экспорта документов в формат PDF. В пакете должен присутствовать набор инструментов для управления корпоративной и личной электронной почтой. Все приложения пакета должны поддерживать технологию управления правами доступа к документам и сообщениям электронной почты, совместимую с ActiveDirectory. Должна присутствовать полная поддержка макросов VBA. Должна присутствовать поддержка открытых форматов OpenOffice XML (без промежуточной конвертации) и OpenDocument (непосредственно или с помощью дополнительных программных модулей). Все приложения пакета должны быть локализованы на русский язык. 3. Срок действия передаваемых прав. Поставляемые лицензии должны быть бессрочными. Лицензия на время использования - бессрочно. Версии поддерживаемых операционных систем - Windows 10 32/64-bit (все редакции). Языковой интерфейс программы - русский. Тип лицензии ESD - Электронные ключи Microsoft. Исполнитель передаёт представителю Заказчика серийный ключ активации лицензии, ссылки на скачивание дистрибутива программного продукта и обеспечивает доступ к дистрибутивам программного обеспечения. |
15 |
2.1.1. Передаваемая версия программного продукта должна обладать возможностью работы с документами, созданными в более ранних версиях Microsoft Office."
Таким образом, Инспекция констатировал, что приведенные характеристики оказываемых услуг имеют однозначен указания на программное обеспечение конкретного производителя, происходящее из иностранного государства: Microsoft Office Home and Business 2021 и Microsoft Windows 10 Professional 32-bit/64-bit Online USB RS (BOX) При этом, Инспекция констатировала, что Извещение и приложения к нему не содержат надлежащего обоснования ссылок на конкретные товарные наименования программного обеспечения, происходящего из иностранного государства.
В соответствии п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Инспекцией УФАС установлено, что при формировании Извещения о проведения электронного аукциона Заказчиком не установлена информация о запретах и об ограничениях допуска товаров.
Таким образом, Инспекция УФАС приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика и его аукционной комиссии нарушения п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Инспекцией УФАС установлено, что Заказчиком 08.06.2023 в рамках проводимой закупочной процедуры заключен государственный контракт.
Инспекция УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении членов аукционной комиссии Заказчика
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 июля 2023 г. N 11-104/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2023