Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, Заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов Комиссии:
начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Пызиной Н. Г.,
Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В.,
в присутствии представителей:
от заказчика - Борисова А. А.,
от ООО "СМАРТ КУБ" -Ахметджановой А. А.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России из ГКУ СК "Краевой центр обеспечения деятельности в сфере образования" поступили сведения о включении в реестр
недобросовестных поставщиков участника закупки - ООО "СМАРТ КУБ", по факту осуществления закупки путём проведения открытого аукциона в электронной форме N 0121200004723000023 "Поставка наборов по закреплению изучаемых тем по предметным областям основного общего образования (биология) с целью оснащения (обновления материально-технической базы) оборудованием, средствами обучения и воспитания общеобразовательных организаций, в том числе осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в рамках реализации регионального проекта "Современная школа" уведомление 2023-8337 национального проекта "Образование" (Шифр: 26-2023-нр51720)".
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "СМАРТ КУБ" в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений, поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
Комиссия Ставропольского УФАС России, выслушав пояснения стороны, проанализировав представленные материалы, установила следующее:
Закон о контрактной системе является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с осуществлением закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнение и соблюдение норм которого носит обязательный характер для всех участников процесса.
17.02.2023 по итогам проведения аукциона в электронной форме N 0121200004723000023 между ГКУ СК "Краевой центр обеспечения деятельности в сфере образования" и ООО "СМАРТ КУБ" был заключен Государственный контракт N 023КОМ-ЭА на поставку наборов по закреплению изучаемых тем по предметным областям основного общего образования (биология) с целью оснащения (обновления материально-технической базы) оборудованием, средствами обучения и воспитания общеобразовательных организаций, в том числе осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в рамках реализации регионального проекта "Современная школа" уведомление 2023-8337 национального проекта "Образование" (Шифр: 26-2023-нр51720)" (далее - Контракт).
Согласно спецификации к Контракту Поставщик обязался поставить Наборы по закреплению изучаемых тем по предметным областям основного общего образования в количестве 211 штук.
Согласно п. 3.1. Контракта Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Лермонтова, 189А (далее - место доставки), одной партией, в течение 45 (Сорока пяти) рабочих дней, с даты заключения Контракта.
11.05.2023 г. Обществом была осуществлена поставка товара.
Заказчиком указанный товар не был принят по причине несоответствия поставленного с оборудованием программного обеспечения условиям контракта.
Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии со статьей 509 ГК РФ поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя. В силу пункта 1 статьи 458 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной, в частности, в момент вручения товара покупателю или указанному им лицу.
В пункте 1 статьи 523 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
При этом нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров (пункт 2 статьи 523 ГК РФ).
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Частью 8 статьи 95 Закона о закупках расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о закупках заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.12.2 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании изложенного, 22.05.2023 г. Заказчиком было принято решение о расторжении Контракта N 023КОМ-ЭА в одностороннем порядке.
Частью 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлено:В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части
Учитывая требования п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение сформировано и размещено заказчиком 22.05.2023 в единой информационной системе, 22.05.2023 г ООО "СМАРТ КУБ" уведомлено об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 14 той же статьи Закона N 44-ФЗ установлено, что Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
29.05.2023 Поставщиком устранено нарушение, послужившее основанием для принятия Заказчиком решения о расторжении контракта, в связи с чем и на основании ч. 14 ст. 5 Закона N 44-ФЗ Заказчиком 01.06.2023 г. невступившее в силу Решение от 22.05.2023 г. было отменено.
09.06.2023 г Заказчиком был заключен контракт N 287 с ООО "Экспертно-оценочная компания "Союз-Экспертиза" на оказание услуги по проведению внешней экспертизы исполнения государственного контракта.
Заключение экспертизы содержало выводы о несоответствии поставленного товара требованиям, установленным условиями Контракта, а именно:
1. Нарушены сроки поставки товара на 76 рабочих дней, что не соответствует п.3.1. Государственного контракта.
2. Наличие технической документации, паспортов, инструкций на поставленный товар (на русском языке) соответствует требованиям спецификации Государственного контракта, однако документация неполноценна в силу противоречий содержащейся в ней информации на разные программные продукты "iLab V12" и "INTLER LAB".
3. Безопасность поставленного оборудования, согласно п.5.2. Государственного контракта, не подтверждена документально (наличие сертификатов соответствия, безопасность Товара в соответствии с требованиями, установленными к данному виду товара правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации, соответствие действующим в Российской Федерации стандартам, техническим регламентам, санитарным и фитосанитарным нормам и т.д.).
4. Гарантийные обязательства поставщика, согласно п.5.4. Государственного контракта и спецификации к нему, не подтверждены документально.
5. Поставленный товар не соответствует характеристикам, указанным в Спецификации к государственному контракту, а именно:
· Датчик температуры окружающей среды встроен в корпус мультидатчика, а по спецификации - подключение измерительной части датчика должно осуществляться через мультидатчик, то есть датчик должен быть внешним.
· Измерительная часть датчика освещенности подключается через мультидатчик, а по спецификации - измерительная часть датчика освещенности должна быть встроена в мультидатчик.
· Вместо цифровой камеры, как указано в спецификации, поставлена WEB-камера.
· Разрешение WEB-камеры 2 Мпикс вместо 0,3 Мпикс.
· Поставленный бунзеновский штатив не имеет совместимой со штативом и камерами стандартизированной штативной головки (устройства для крепления).
· Поставленные штативы имеют множественные следы нарушения лакокрасочного покрытия и следы коррозии металла в местах нарушения лакокрасочного покрытия.
· Не выполнено требование "Реестровый номер из реестра Российского программного обеспечения 14340", так как программный продукт "INTLER LAB" для операционной системы Asra Linux Special Edition не проходил экспертизу и не вносился в реестр Российского программного обеспечения. Под номером 14340 в реестре Российского программного обеспечения зарегистрирован программный продукт "INTLER LAB" для операционной системы Windows, версии не ниже Windows XP.
· Комплектное программное обеспечение "INTLER LAB" не соответствует требованиям, предъявляемым к программному обеспечению. Используя предоставленное программное обеспечение "INTLER LAB", невозможно сохранять результат в формат табличного редактора Excel, данные выгружаются (сохраняются) в текстовом формате.
6. Работоспособность поставленного товара не соответствует характеристикам, указанным в Спецификации к государственному контракту в части требований, предъявляемых к программному обеспечению.
На основании закючения экспертизы, п. 2 ст. 523 ГК Рфи п. 12.2 Контракта Заказчиком 26.06.2023 г. принято повторное решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Учитывая требования п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение сформировано и размещено заказчиком 26.06.2023 в единой информационной системе, 26.06.2023 г ООО "СМАРТ КУБ" уведомлено об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Вместе с тем, Комиссия отмечает следующее
Согласно ст. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
На основании документов и сведений, представленных в материалы дела, Комиссия приходит к выводу о том, что Обществом были предприняты меры для надлежащего исполнения контракта, так , товар был поставлен Заказчику, однако не принят последним.
Так же, на заседание Комиссии ООО "СМАРТ КУБ" было представлено заключение экспертизы АНО "Межрегиональная судебно-экспертная служба", согласно которого поставленное оборудование - наборы по закреплению изучаемых тем по предметным областям основного общего образования (биология) с целью оснащения (обновления материально-технической базы) оборудованием, средствами обучения и воспитания общеобразовательных организаций, в том числе осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в рамках реализации регионального проекта "Современная школа" уведомление 2023-8337 национального проекта "Образование" (Шифр: 26-2023-нр51720)- соответствует Спецификации к Государственному контракту N 023КОМ-ЭА.
Таким образом, из материалов дела следует, что между сторонами имеет место быть гражданско-правовой спор в части исполнения обязательств по контракту, который может быть разрешен только в судебном порядке.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.
Далее, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона N44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений ст. 104 ФЗ Закона N44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (ч. 9 ст. 104 Закон N44-ФЗ).
В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.
Административный процесс рассмотрения обращений Заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не обязывает Комиссию Ставропольского УФАС России устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса.
Вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения общества при исполнении контракта, однако разрешение споров, связанных с исполнением контракта, регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
В материалах дела отсутствует доказательства, факты, документы свидетельствующие о намеренном не исполнении условий контракта со стороны ООО "СМАРТ КУБ".
Комиссия Ставропольского УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия заказчика и Общества на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной ФЗ "О контрактной системе", в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, у Комиссии отсутствуют основания для включения ООО "СМАРТ КУБ" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 и частью 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "СМАРТ КУБ" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председателя комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии Н. Г. Пызина
Е.В. Вишневская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 14 июля 2023 г. N 026/10/104-1490/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2023