Резолютивная часть решения оглашена 12.07.2023 г.
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) рассмотрела жалобу Акционерного общества "Служба заказчика" (адрес местонахождения: 190020 г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ВН.ТЕР.Г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ЕКАТЕРИНГОФСКИЙ, ОБВОДНОГО КАНАЛА НАБ., Д. 138, К. 1, ЛИТЕРА А, ПОМЕЩЕНИЕ 6Н-32 КОМНАТА 330, далее - АО "Служба заказчика", Заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона на выполнение работ по оказанию услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Торговые ряды, 1811 г.", г. Суздаль, ул. Ленина, д.63а для нужд ГБУ ВО "Агентство по использованию и сохранению объектов недвижимости Владимирской области" (закупка N 0128200000123003440) в открытом заседании в присутствии представителя заказчика - ГБУ ВО "Агенсттво по использованию и сохранению объектов недвижимости Владимирской области (далее - Заказчик), представителя уполномоченного органа, представителя АО "Служба заказчика".
11.07.2023 года в соответствии с частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией объявлен перерыв до 12.07.2023 года.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/31-483/2023 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
05.07.2023 года во Владимирское УФАС России поступила жалоба АО "Служба заказчика" на положения извещения о проведении электронного аукциона на выполнение работ по оказанию услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Торговые ряды, 1811 г.", г. Суздаль, ул. Ленина, д.63а для нужд ГБУ ВО "Агентство по использованию и сохранению объектов недвижимости Владимирской области" (закупка N 0128200000123003440).
По мнению Заявителя технический надзор на объектах культурного наследия за проведением работ по реставрации, консервации, воссозданию, ремонту и приспособлению к современному использованию является одним из технологических этапов работ по их сохранению, следовательно в извещении по рассматриваемой закупке должно быть установлено требование позиции 2 раздела I приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571. В закупке такое требование отсутствует.
Вторым доводом жалобы является отсутствие требования об уровне ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, который должен определяется исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля.
На основании изложенных доводов Заявитель просит признать жалобу обоснованной.
В обоснование правомерности действий аукционной комиссии, представитель Заказчика сообщил следующее.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 28.06.2023 размещено извещение о проведении электронного аукциона по указанной закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта: 7 998 719,52 рублей.
1. Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" следует, что заказчик при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия должен осуществить "технический и авторский надзор за проведением этих работ", что и выполнено при размещении закупки N 0128200000123003440.
Согласно части 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, а не осуществления строительных работ на объекте культурного наследия.
В соответствии с частью 1 статьи 748 Гражданского кодекса Российской Федерации в рамках выполнения работ по договору строительного подряда заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
Размещенная закупка N 0128200000123003440 "Оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Торговые ряды, 1811 г.", г. Суздаль, ул. Ленина, д.63а для нужд ГБУ ВО "Агентство по использованию и сохранению объектов недвижимости Владимирской области" не относится к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, а также к инженерным изысканиям и разработке проектной документации.
Соответственно требование позиции 2 раздела I приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 "Работы по сохранению объектов культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов" не может быть установлено.
2. В п.1.15 Приложения N 3 к извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" указано, что участник закупки должен предоставить документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п.1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ), а именно: "Выписка из реестра лицензий, содержащая сведения о регистрационном номере и дате предоставления действующей лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, со следующими видами работ: - Разработка проектной документации по консервации, реставрации и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. - Разработка проектной документации по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343; либо копия акта лицензирующего органа о принятом решении.
Наличие в едином реестре о членах саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее - СРО) и их обязательствах в отношении участника закупки сведений:
- о наличии у члена СРО права осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору строительного подряда, договору подряда на осуществление сноса, заключенных с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении следующих объектов:
а) объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);
- о соответствии члена СРО уровню ответственности, предусмотренному ч. 12, 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Уровень ответственности члена СРО должен быть не ниже предложения участника закупки о цене контракта.
Член СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, должен быть зарегистрирован в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая СРО, за исключением случаев, указанных в ч. 3 ст. 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Все вышеперечисленные требования при закупке любых работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства не распространяются:
- на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, коммерческие организации, юридические лица в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Градостроительный кодекс Российской Федерации, Постановление Правительства РФ от 25.05.2022 N 945 "Об утверждении состава сведений, содержащихся в едином реестре о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, и Правил формирования и ведения единого реестра о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, в том числе включения в указанный реестр сведений".
Уровень ответственности члена саморегулируемой организации должен быть не ниже второго (в соответствии с частями 10-13 статьи 55.16 ГрК РФ, на основании стоимости Контракта на выполнение работ N 0128200000123002585 от 19.06.2023 г. на сумму 431 778 561,24 (четыреста тридцать один миллион семьсот семьдесят восемь тысяч пятьсот шестьдесят один рубль 24 копейки)".
На основании изложенного Заказчик считает, что нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок нет и просит жалобу АО "Служба Заказчика" признать необоснованной.
По существу жалобы уполномоченный орган Владимирской области поясняет следующее.
Извещение о проведении данного электронного аукциона утверждено приказом директора государственного бюджетного учреждения Владимирской области "Агентство по использованию и сохранению объектов недвижимости Владимирской области" от 23.06.2023 N 25-з.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 998 719,52 руб.
Данная закупка проводится не в рамках национального проекта.
Согласно п. 2.1.8. Порядка взаимодействия уполномоченный орган Владимирской области рассматривает извещения об осуществлении закупки заказчиков Владимирской области в части установления требований
к участникам закупок, существенных условий контракта на соответствие Федеральному закону N 44-ФЗ.
В соответствии с п. 2.1.10. Порядка взаимодействия уполномоченный орган Владимирской области осуществляет размещение извещений об осуществлении закупки в единой информационной системе.
На основании вышеизложенного, указанная закупка размещена уполномоченным органом Владимирской области в единой информационной системе на сайте ЕИС, реестровый номер закупки 0128200000123003440.
Таким образом, нарушений законодательства со стороны уполномоченного органа Владимирской области при осуществлении данной закупки не допущено.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 28.06.2023 размещено извещение о проведении электронного аукциона по указанной закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта: 7 998 719,52 рублей.
1. Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" следует, что Заказчик при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия должен осуществить "технический и авторский надзор за проведением этих работ", что и выполнено при размещении закупки N 0128200000123003440.
В пункте 4.1. установленного ГОСТа Р 56254-2014 "Технический надзор на объектах культурного наследия. Основные положения." указано, что технический надзор на объектах культурного наследия (далее - технический надзор) за проведением работ по реставрации, консервации, воссозданию, ремонту и приспособлению к современному использованию является одним из технологических этапов работ по их сохранению в соответствии со ст.40, что также говорит о том, что Заказчик обязан при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия осуществить технический и авторский надзор за проведением строительных работ и включить средства на строительный контроль в состав сводного сметного расчета стоимости строительства (глава 10 сводного сметного расчета), являющегося неотъемлемой частью сметы на строительство объектов капитального строительства.
Согласно части 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, а не осуществления строительных работ на объекте культурного наследия.
В соответствии с частью 1 статьи 748 Гражданского кодекса Российской Федерации в рамках выполнения работ по договору строительного подряда заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
Согласно позиции 2 раздела I приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 работы по сохранению объектов культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов должны подтверждаться наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В рамках рассматриваемого дела Комиссия проанализировала документы по закупке на проведение работ по строительству, реконструкции: выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Торговые ряды, 1811 г.", г. Суздаль, ул. Ленина, д.63а для нужд ГБУ ВО "Агентство по использованию и сохранению объектов недвижимости Владимирской области" (N 0128200000123002585).
Согласно требованиям к содержанию, составу заявки на участие в закупке в п. 1.16 указаны Документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч.2 ст.31 Федерального закона N 44-ФЗ, если иное не предусмотрено Федеральным закона N 44-ФЗ:
В соответствии с позицией 1 раздела I Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства РФ" дополнительные требования к участникам закупки: наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;
3) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия;
4) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию
(за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства РФ": опытом исполнения договора считается опыт исполнения участником закупки договора, предметом которого являются выполнение одной или нескольких работ. Опытом исполнения договора считается такой опыт участника закупки за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке с учетом правопреемства (в случае наличия подтверждающего документа). Акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ и являющийся последним актом, составленным при исполнении такого договора, акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должны быть подписаны не ранее чем за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Ценой выполненных работ по договору считается общая цена (сумма цен) работ указанная в акте (актах) приемки выполненных работ. Если при исполнении такого договора составлено несколько актов приемки выполненных работ участниками закупки направляются в соответствии с требованиями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) все такие акты. Информация и документы направляются участниками закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в полном объеме и со всеми приложениями. Если подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям документы и информация о таких документах содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе ведение которых осуществляется в единой информационной системе в сфере закупок с размещением на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" таких документов, вместо направления таких документов участник закупки вправе направить в соответствии с Законом о контрактной системе номер реестровой записи из соответствующего реестра. В случае наличия противоречий между информацией, содержащейся в единой информационной системе, и информацией, содержащейся в документах, направляемых участниками закупки, приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе. Опытом исполнения договора, также считается опыт исполнения контрактов, исполненных участником закупки по результатам проведения совместного конкурса или аукциона. При этом ценой выполненных работ считается сумма цен работ, выполненных по таким контрактам.
Рассматриваемая закупка N 0128200000123003440 "Оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Торговые ряды, 1811 г.", г. Суздаль, ул. Ленина, д.63а для нужд ГБУ ВО "Агентство по использованию и сохранению объектов недвижимости Владимирской области" не относится к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, а также к инженерным изысканиям и разработке проектной документации.
Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.
По второму доводу Заявителя Комиссия, проанализировала извещение рассматриваемой закупки и приложения к нему.
Согласно п.1.15 Приложения N 3 к извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" указано, что участник закупки должен предоставить документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п.1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ), а именно: "Выписка из реестра лицензий, содержащая сведения о регистрационном номере и дате предоставления действующей лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, со следующими видами работ: - Разработка проектной документации по консервации, реставрации и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. - Разработка проектной документации по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343; либо копия акта лицензирующего органа о принятом решении.
Наличие в едином реестре о членах саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее - СРО) и их обязательствах в отношении участника закупки сведений:
- о наличии у члена СРО права осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору строительного подряда, договору подряда на осуществление сноса, заключенных с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении следующих объектов:
а) объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);
- о соответствии члена СРО уровню ответственности, предусмотренному ч. 12, 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Уровень ответственности члена СРО должен быть не ниже предложения участника закупки о цене контракта.
Член СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, должен быть зарегистрирован в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая СРО, за исключением случаев, указанных в ч. 3 ст. 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Все вышеперечисленные требования при закупке любых работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства не распространяются:
- на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, коммерческие организации, юридические лица в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 25.05.2022 N 945 "Об утверждении состава сведений, содержащихся в едином реестре о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, и Правил формирования и ведения единого реестра о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, в том числе включения в указанный реестр сведений".
Уровень ответственности члена саморегулируемой организации должен быть не ниже второго (в соответствии с частями 10-13 статьи 55.16 ГрК РФ, на основании стоимости Контракта на выполнение работ N 0128200000123002585 от 19.06.2023 г. на сумму 431 778 561,24 (четыреста тридцать один миллион семьсот семьдесят восемь тысяч пятьсот шестьдесят один рубль 24 копейки).
Данный довод Заявителя комиссия считает необоснованным.
Кроме того, каких-либо надлежащих документарных доказательств того, что в извещении о проведении рассматриваемой закупки, содержатся положения, ограничивающие количество участников и препятствующие им подать заявку, в материалы дела не предоставлено.
06.07.2023 года по указанному электронному аукциону было подано 4 заявки на участие, электронный аукцион состоялся.
С учетом вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчик, действуя в пределах своих полномочий, правомерно применил соответствующие нормы действующего законодательства при формировании извещения рассматриваемого аукциона.
Таким образом, на основании вышеизложенного, Комиссия не установила в действиях заказчика нарушений положений Закона о контрактной системе в сфере закупок и норм действующего законодательства.
Ввиду вышеизложенного Комиссия не находит оснований для признания нарушений в действиях Заказчика в части формирования извещения и приложений к нему в рассматриваемой закупке N 0128200000123003440.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России.
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу АО "Служба заказчика" на положения извещения о проведении электронного аукциона на выполнение работ по оказанию услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Торговые ряды, 1811 г.", г. Суздаль, ул. Ленина, д.63а для нужд ГБУ ВО "Агентство по использованию и сохранению объектов недвижимости Владимирской области" (закупка N 0128200000123003440) по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
тел.8(4922)533954
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 12 июля 2023 г. N 033/06/31-483/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2023