Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Спитэк" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "ГКБ им. М.А. Тверье" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (перчатки смотровые нитриловые) (изв. N 0356500003323000275),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 12.07.2023 г. в 10:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 14.07.2023 г. с целью изучения документов, анализа материалов жалобы и принятия решения.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500003323000275 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку изделий медицинского назначения (перчатки смотровые нитриловые).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 04.07.2023 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 2 999 999,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 12.07.2023 г.
Кроме того, по мнению Заявителя, Заказчиком при формировании объекта закупки не были соблюдены требования национальной системы стандартизации. В частности, Заявитель указывает на установление в описании объекта закупки требования к длине перчаток (не менее 280 мм).
Заказчик с доводами Заявителя не согласен, о чем указал в своих возражениях.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Установлено, что объектом оспариваемой закупки является поставка перчаток смотровых/процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных (код позиции КТРУ - 22.19.60.119-00000008).
В результате анализа позиции КТРУ 22.19.60.119-00000008 Комиссией установлено, что каталогом не предусмотрено описание перчаток смотровых/процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных. Следовательно, описание объекта закупки было сформировано Заказчиком с учетом положений ст. 33 Закона о закупках.
Согласно извещению, описание объекта закупки содержится в приложении к извещению Техническое задание.
Согласно п. 1.2 Технического задания, функциональные, технические и качественные характеристики товара: согласно Приложению 1 к Техническому заданию.
Согласно п. 2.1 Технического задания, товар должен соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами, техническими условиями, другими нормативно-техническими документами.
В силу п. 2.2 Технического задания, класс потенциального риска должен соответствовать Методическим рекомендациям МР 3.5.1.0113-16 "Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях".
Установлено, что Приложение 1 к Техническому заданию содержит в своем составе требования к характеристикам перчаток смотровых/процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных, текстурированных, удлиненных (пара), в частности, к длине - не менее 280 мм.
Вышеуказанная характеристика является оспариваемой.
В подтверждение соответствия требованиям Технического задания товаров Заказчиком в адрес Комиссии были представлены регистрационные удостоверения на перчатки смотровые производителя "Топ Глов Сдн. Бхд.", Малайзия N РЗН 2018/7450 и производителя "Фогт Медикал Фертриб ГмбХ", Германия, а также инструкции к таким удостоверениям.
В результате анализа представленных Заказчиком документов, Комиссией установлено, что перчатки смотровые производителей "Топ Глов Сдн. Бхд.", Малайзия и "Фогт Медикал Фертриб ГмбХ", Германия соответствуют требованиям Технического задания.
Кроме того, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.07.2023 NИЭА1, на участие в закупке было подано 5 заявок, в составе которых содержалось предложение о поставке товаров производителей: "ВРП Азия Пасифик СДН БХД", Малайзия; ООО "Спец-и-ал" и т.д.
В результате анализа НМЦК к закупке (изв. N 0356500003323000275) установлено, что источником информации о цене являются представленные в адрес Заказчика коммерческие предложения, что также свидетельствует о наличии товара, соответствующего требованиям описания объекта закупки.
Таким образом, Заказчиком доказано наличие товаров как минимум двух производителей, соответствующих требованиям извещения. В данной части довод Заявителя признан необоснованным.
В соответствии с разделом 1 "ГОСТ Р 52239-2004 (ИСО 11193-1:2008). Национальный стандарт Российской Федерации. Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1. Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора" (далее - ГОСТ Р 52239-2004), стандарт устанавливает эксплуатационные характеристики упакованных стерильных и неупакованных нестерильных перчаток из каучукового латекса или раствора, предназначенных для одноразового использования при проведении медицинских исследований, диагностических и терапевтических процедур с целью защиты пациента и исследователя от взаимного заражения, а также перчаток из каучукового латекса, предназначенных для использования при работе с зараженными медицинскими материалами.
Положениями раздела 6 ГОСТ Р 52239-2004 установлены требования к размерам перчаток диагностических, в том числе к длине: 220 мм для размеров X-S и S; 230 мм для размеров M, L, X-L.
Комиссия считает, что установленное заказчиком требование к длине перчатки не нарушает положения ГОСТ Р 52239-2004, так как минимальное значение показателя "длина перчатки" "не менее 220 мм для малых и 230 мм для остальных размеров перчаток" Заказчиком не нарушено.
Необходимо отметить также, что в своих письменных возражениях, а также в ходе заседания Комиссии представитель Заказчика указал, что на базе гинекологического отделения медицинского учреждения Заказчика развернуто отделение круглосуточного пребывания для оказания медицинской помощи беременным в сроке 12 недель и более, роженицам и родильницам с положительным результатом экспресс-тестирования для выявления антигенов SARS-CoV-2 и/или положительным результатом ПЦР-тестирования.
Согласно положениям "МР 3.5.1.0113-16. 3.5.1. Дезинфектология. Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях. Методические рекомендации" (далее - МР) в п. 2 раздела "А" указано, что длина акушерских перчаток - 450 мм.
Таким образом, имеющаяся у Заказчика потребность обуславливает необходимость оказания соответствующего вида медицинских услуг с использованием удлинённых перчаток.
Кроме того, как было указано ранее, разделом 6 ГОСТ Р 52239-2004 установлены требования к длине перчаток диагностических: 220 мм для размеров X-S и S; 230 мм для размеров M, L, X-L, тогда как в соответствии с Техническим заданием требование к длине перчаток - не менее 280 мм.
Вместе с тем, в нарушение положений п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, описание объекта закупки не содержит в своем составе обоснования необходимости использования характеристик, не предусмотренных государственным стандартом, в данном случае положениями ГОСТ Р 52239-2004.
На основании указанного в данной части довод заявителя признан обоснованным, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с п. 1.4 Технического задания, размеры: по заявке Заказчика, согласно Приложению 3 к Техническому заданию (приложено отдельным файлом).
Согласно Приложению 3 к Техническому заданию, размеры перчаток указываются в каждой заявке Заказчика на поставку партии товара в соответствии с ГОСТ Р 52238-2004.
В силу положений раздела 1 "ГОСТ Р 52238-2004 (ИСО 10282:2002). Национальный стандарт Российской Федерации. Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые. Спецификация" (далее - ГОСТ Р 52238-2004), стандарт устанавливает эксплуатационные характеристики упакованных стерильных хирургических одноразовых перчаток из каучукового латекса, предназначенных для защиты пациента и медицинского работника от взаимного заражения во время проведения хирургических операций. Стандарт не распространяется на перчатки, используемые при проведении исследовательских работ или терапевтических процедур.
При этом, объектом оспариваемой закупки является поставка перчаток смотровых/процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных, текстурированных, удлиненных, а не хирургических.
Таким образом, Заказчиком неправомерно установлено требование в соответствии с положениями ГОСТ Р 52238-2004.
На основании указанного, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
Вместе с тем, ввиду того, выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки, так как согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.07.2023 NИЭА1 на участие в закупке было подано 5 заявок, а снижение цены относительно цены за единицу услуги составило 3,08 %, Комиссия решила предписание не выдавать.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Спитэк" на действия ГБУЗ ПК "ГКБ им. М.А. Тверье" при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (перчатки смотровые нитриловые) (изв. N 0356500003323000275) обоснованной в части довода об отсутствии обоснования использования нестандартных характеристик.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения доводов жалобы.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
4. Предписание не выдавать, так как выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14 июля 2023 г. N 10024/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2023