Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение (вх. N 10224/23) ГКУ ПК "УКС Пермского края" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ПИ "Баштехпроект" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение проектно-изыскательских работ по разработке проектно-сметной документации на строительство объекта капитального строительства "Детская поликлиника в северной части г. Соликамска" (изв. N 0156200009922000168),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 18.07.2023 г. в 16:30 ч.
Резолютивная часть решения была оглашена 13.07.2023 г. в 16:30 при участии посредством ВКС представителей ГКУ ПК "УКС Пермского края" - Михеева А.В., Измайлова А.Н., Кривелевой Э.Ш., представителей ООО "ПИ "Баштехпроект" - Ахмерова Р.Р., Матвеевой Е.И.
Согласно извещению N 0156200009922000168 Заказчиком проводился открытый конкурс в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ по разработке проектно-сметной документации на строительство объекта капитального строительства "Детская поликлиника в северной части г. Соликамска". Начальная (максимальная) цена контракта - 14 582 272,46 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
29.04.2022 г. между Заказчиком и ООО "ПИ "Баштехпроект" (далее - Подрядчик, Общество) заключен контракт на выполнение проектно-изыскательских работ по разработке проектно-сметной документации на выполнение проектно-изыскательских работ по разработке проектно-сметной документации на строительство объекта капитального строительства "Детская поликлиника в северной части г. Соликамска" на сумму 13 920 000,00 руб. (далее - Контракт).
Условия Контракта, права и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
В связи с тем, что Подрядчиком были нарушены условия исполнения Контракта, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что по состоянию на 26 июня 2023 г. Подрядчиком не предоставлены инженерные изыскания в соответствии с п. 16 приложения N 1 к Контракту, проектно-сметная документация в соответствии с п. 38 приложения N 1 к Государственному контракту, срок просрочки исполнения обязательств Подрядчика составляет 53 календарных дня.
В связи с вышеизложенным, Заказчиком 29.06.2023 г. было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 29.06.2023 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 11.07.2023 г.
В тот же день информация об Обществе направлена в адрес Пермского УФАС России посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии представители Общества указали, что основной причиной, которая послужила препятствием своевременному выполнению работ является затягивание процедуры согласования Заказчиком архитектурно-планировочных решений. Согласование архитектурно-планировочных решений началось с письма ООО ПИ "БашТехПроект" исх. N 1086 от 13.05.2022 г. с запроса возможности повторного применения реализованного проекта. От Заказчика согласование в части объемно-планировочных решений было получено письмом от 06.04.2023 г. исх. N 03-01-503. в части согласования цветового решения фасадов и формы крыши - 19.06.2023 г. вх. N 1187 (исх. N б/н. б/даты. Длительность данной процедуры связана с тем, что Заказчик направлял предложения по проектным решениям в Министерство здравоохранения Пермского края. При этом, по указанию Подрядчика, в устных переговорах представители ООО ПИ "БашТехПроект" неоднократно просили представителей Заказчика в целях оперативности согласования проектных решений предоставить возможность контактировать напрямую с представителями Министерства здравоохранения, но такая возможность предоставлена не была. При затягивании ответов Заказчиком на направленные письма, направлялись письма с напоминанием об отсутствии ответов и необходимости их предоставления (например, письма: исх. N 1576 от 13.07.2022 г., N 972 от 12.05.2023 г., N 990 от 16.05.2023 г., N 1271 от 16.06.2023 г. и т.д.). Подрядчик указывает также, что Заказчиком было допущено затягивание утверждения заданий и программ на проведение инженерно-экологических и инженерно-гидрометеорологических изысканий. Задания и программы были направлены письмом исх. N 2238 от 14.10.2022 г., ответ получен 02.12.2022 г. исх. N 03-01-1358. Срок согласования составил 49 дней. Письмами ГКУ ПК "УКС Пермского края" исх. N 03-01-227 от 15.02.2023 г. и Министерства здравоохранения ПК исх. N 34-01-09-643-исх от 13.02.2023 г. была согласована скатная форма крыши. 10.05.2023 г. на встрече с Министром строительства Пермского края было принято решение об изменении согласованной и запроектированной формы кровли поликлиники со скатной на плоскую. Для документального оформления принятого решения до 19.05.2023 г. ГКУ ПК "УКС Пермского края" обязалось направить в адрес ООО ПИ "БашТехПроект" соответствующее письмо. Согласование плоской формы кровли было получено лишь 19.06.2023 г. вх. N 1187, исх. N б/н, б/даты. Изменение формы кровли повлекло необходимость корректировки разработанных проектных решений. Подрядчик указывает также, что в случае невыполнения обязательств по контракту в установленные сроки, Заказчик обязан незамедлительно принимать меры к контрагенту в виде ведения претензионной работы и принятия соответствующего решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не дожидаясь окончания срока действия контракта.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника конкруса в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, пришла к выводу об отсутствии в действиях Подрядчика недобросовестного поведения и оснований для включения сведений о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков в силу следующего.
Установлено, что в ходе исполнения обязательств по Контракту, Подрядчиком осуществлялось взаимодействие с Заказчиком, о чем свидетельствует представленная в адрес Комиссии переписка между сторонами.
В частности, письмами N 1086 от 13.05.2022 г. и N 1153 от 27.05.2022 г. Подрядчик направил на согласование проект повторного применения объекта.
Письмом N 03-01-532 от 16.06.2022 г. Заказчик, по результатам проверки направленной Подрядчиком документации указал на наличие замечаний в объемно-планировочных решениях.
По ходе дальнейшего взаимодействия, Подрядчик, письмом N 1110 от 26.05.2023 г. направил Заказчику на рассмотрение и согласование раздел 525-22-ИОС7 "Технологические решения".
В ответ на вышеуказанное письмо, Заказчик, письмом N 950 от 19.06.2023 г. указал, что на основании письма Министерства здравоохранения Пермского края согласовано цветовое решение фасадов вариант 3 при условии проектирования и строительства здания с плоской крышей, согласованного в Министерстве строительства Пермского края в мае 2023 г. также необходимо заменить материал отделки боковых поверхностей крылец и цоколя здания из керамогранита на фасадную штукатурку.
Подрядчик указывает, что по состоянию на день принятия решения он имел намерения исполнить обязательства по Контракту в полном объеме, о чем свидетельствует обстоятельство взаимодействия между сторонами по согласованию проектных работ.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что между сторонами возник спор относительно оснований принятия решений об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В частности, согласно п. 1.6 Контракта, срок окончания выполнения работ: 04.05.2023 г.
Вместе с тем, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с истечением срока исполнения обязательств было принято Заказчиком 29.06.2023 г.
При этом, в период между вышеуказанными датами сторонами осуществлялось взаимодействие, направленное на исполнение обязательств по Контракту.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
Кроме того, Комиссия отмечает, что согласно информации, размещенной в ЕИС, ООО "ПИ "Баштехпроект" исполнило 70 контрактов. Следовательно, ООО "ПИ "Баштехпроект" добросовестно исполняет взятые на себя обязательства и имеет положительную репутацию.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "ПИ "Баштехпроект" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "ПИ "Баштехпроект" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18 июля 2023 г. N РНП-59-223
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2023