Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение (вх. N 10225/23) ГКУ ПК "УКС Пермского края" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ПИ "Баштехпроект" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение проектно-изыскательских работ по разработке проектно-сметной документации на строительство объекта капитального строительства "Строительство спортивного зала ГБПОУ "Пермский химико-технологический техникум" (изв. N 0156200009922000033),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 17.07.2023 г. в 16:30 ч.
Резолютивная часть решения была оглашена 18.07.2023 г. в 16:30 при участии посредством ВКС представителей ГКУ ПК "УКС Пермского края" - Михеева А.В., Измайлова А.Н., Кривелевой Э.Ш., представителей ООО "ПИ "Баштехпроект" - Ахмерова Р.Р., Матвеевой Е.И.
Согласно извещению N 0156200009922000033 Заказчиком проводился открытый конкурс в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ по разработке проектно-сметной документации на строительство объекта капитального строительства "Строительство спортивного зала ГБПОУ "Пермский химико-технологический техникум". Начальная (максимальная) цена контракта - 4 015 574,39 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
23.03.2022 г. между Заказчиком и ООО "ПИ "Баштехпроект" (далее - Подрядчик, Общество) заключен контракт на выполнение проектно-изыскательских работ по разработке проектно-сметной документации на строительство объекта капитального строительства "Строительство спортивного зала ГБПОУ "Пермский химико-технологический техникум" на сумму 4 000 000,00 руб. (далее - Контракт).
Условия Контракта, права и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
В связи с тем, что Подрядчиком были нарушены условия исполнения Контракта, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что Подрядчиком в адрес Заказчика были предоставлены лишь предложения объемно-планировочного решения, оптимально возможного для эксплуатирующей объекта организацией, иных разделов в соответствии с Техническим заданием Подрядчиком не предоставлено. Выполненные инженерно-геологические работы 1 этапа инженерно-изыскательских работ не соответствуют привязке объемно-планировочного решения на участке. Не предоставлены также изыскания здания в части примыкания перехода (п.п. 1.2 приложения N1 к Контракту). Кроме того, отсутствует Техническое задание на выполнение инженерных изысканий, а также утвержденная программа инженерных изысканий. Заказчик указал также, что Подрядчиком не был получен весь необходимый перечень технических условий.
В связи с вышеизложенным, Заказчиком 29.06.2023 г. было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 29.06.2023 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 11.07.2023 г.
В тот же день информация об Обществе направлена в адрес Пермского УФАС России посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии представители Общества указали, что одной из причин, препятствующих своевременному выполнению работ явилось отсутствие технических условий на технологическое присоединение к инженерным сетям (на электроснабжение, водоснабжение, водоотведение бытовых и ливневых стоков, на сети связи и т.д.). Данные условия необходимы для определения технической возможности подключения к данным инженерным сетям при проектировании объекта, наличия технологических мощностей для обеспечения проектируемого объекта необходимыми ресурсами, а также для определения точек подключения объекта к инженерным сетям. Письмом исх. N 719 от 05.04.2022 г. ООО ПИ "БашТехПроект" запрашивало у Заказчика исходные данные для проектирования, в том числе технические условия. Запрошенные документы представлены не были. Кроме того, Подрядчик указывает, что в ходе проектирования возникали трудности с согласованием эскиза объекта. Согласование длилось с 12.05.2022 г. до 26.09.2022 г. в четырех инстанциях с двумя вариантами посадки здания (выбран 2-й вариант). Инженерные изыскания были проведены до согласования 2-го варианта эскизного проекта в соответствии с требованиями Технического задания, в результате чего возникла необходимость проведения дополнительных инженерно-геологических изысканий, но при этом Заказчиком не были внесены изменения в Техническое задание с учетом утверждённого 2-го варианта эскизного проекта. Подрядчик указывает также, что в случае невыполнения обязательств по контракту в установленные сроки, Заказчик обязан незамедлительно принимать меры к контрагенту в виде ведения претензионной работы и принятия соответствующего решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не дожидаясь окончания срока действия контракта.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, пришла к выводу об отсутствии в действиях Подрядчика недобросовестного поведения и оснований для включения сведений о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков в силу следующего.
В соответствии с п. 1.3 Приложения N 1 к Контракту, в рамках проведения первого этапа проведения работ "Инженерно-изыскательские работы и разработка объемно-планировочных решений", Подрядчик запрашивает у соответствующих служб технические условия (далее - ТУ) и договоры на технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения:
- водоснабжение;
- водоотведение;
- теплоснабжение;
- электроснабжение
- и т.д.
Установлено, что в ходе исполнения обязательств по Контракту, Подрядчиком, в целях получения технических условий осуществлялось взаимодействие с хозяйствующими субъектами, о чем свидетельствует представленная в адрес Комиссии переписка:
- письмо N 2158 от 30.09.2022 г. в адрес ОАО "Пермэнерго";
- письмо N 2159 от 30.09.2022 г. в адрес ПАО "Т Плюс";
- письмо N 2160 от 30.09.2022 г. в адрес ПАО "Ростелеком";
- и т.д.
Установлено что, весь необходимый объем технических условий Подрядчиком получен не был (отсутствуют технические условия на: электроснабжение, теплоснабжение, слаботочные системы, наружное освещение, водоснабжение, водоотведение, отвод ливневых вод) в связи с чем последний, письмом N 2456 от 11.11.2022 г. обратился к Заказчику за содействием в получении недостающих ТУ.
Вместе с тем, Заказчик указывает, что в соответствии с положениями Контракта, обязанность сбора ТУ возложена на Заказчика, при этом причины отказа в предоставлении недостающей информации носят объективный характер и обусловлены ненадлежащим сбором Подрядчиком пакета необходимых документов.
В соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 48 ГрК РФ, в случае, если подготовка проектной документации осуществляется индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании договора подряда на подготовку проектной документации, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, региональный оператор обязаны предоставить таким индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу:
- технические условия подключения (технологического присоединения), предусмотренные статьей 52.1 настоящего Кодекса (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).
Подрядчик считает, при должном содействии Заказчика, обусловленном вышеуказанными положениями законодательства, в получении недостающих ТУ, Подрядчик готов был выполнить обязательства, предусмотренные Контрактом. По состоянию на день принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе у Подрядчика отсутствовали ТУ на электроснабжение, водоснабжение, водоотведение и на сети связи.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что между сторонами возник спор относительно оснований принятия решений об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В частности, согласно п. 1.6 Контракта, срок окончания выполнения работ: 19.11.2022 г.
Вместе с тем, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с истечением срока исполнения обязательств было принято Заказчиком 29.06.2023 г.
При этом, в период между вышеуказанными датами сторонами осуществлялось взаимодействие, направленное на исполнение обязательств по Контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
Кроме того, Комиссия отмечает, что согласно информации, размещенной в ЕИС, ООО "ПИ "Баштехпроект" исполнило 70 контрактов. Следовательно, ООО "ПИ "Баштехпроект" добросовестно исполняет взятые на себя обязательства и имеет положительную репутацию.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "ПИ "Баштехпроект" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "ПИ "Баштехпроект" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18 июля 2023 г. N РНП-59-222
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2023