Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К. В. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии: Рашидханова К.Л. - старшего государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Ким Н. - гласного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в присутствии представителей:
от Общества - Слотин А.В.;
от Заказчика - Пак С.М.;
от Уполномоченного учреждения - Клубкова А.П.;
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "МЕГАДЕЗ" (ИНН 6500001388) на положения извещения - утвержденное Государственным бюджетным учреждением здравоохранения ''Сахалинская областная клиническая больница'' (ИНН 6501025568) при проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка дезинфицирующих средств" (извещение N 0361200015023004032),
УСТАНОВИЛА:
07.07.2023 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба заявителя на положения извещения, в которых допущены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), выразившиеся в установлении технических характеристик дезинфицирующих средств приводящих к ограничению конкуренции.
Рассмотрение вышеуказанной жалобы уведомлением N ЕО/2145/23 от 07.07.2023 назначено на 12.07.2023 в 11 часов 00 минут. Для получения дополнительной информации и документов рассмотрение перенесено на 13.07.2023 в 11 часов 30 минут.
Комиссия Сахалинского УФАС России, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно 1 доводу Заявителя, Заказчиком в данном аукционе установлено указание на обязательное наличие, либо отсутствие, конкретных действующих веществ в составе дезинфицирующих средств, а не на их группы.
Как пояснил Заказчик, что одним из основополагающих документов, которыми учреждения здравоохранения обязаны руководствоваться при оказании медицинской помощи, являются СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (далее - Правила). Согласно указанным правилам, п. 3575 в медицинской организации должен быть не менее чем месячный запас разнообразных дезинфицирующих средств (ДС) различного химического состава и назначения в соответствии с расчетной потребностью, в связи с этим, Заказчик обязан указывать требования в отношении действующих веществ. Пункт 3577 Правил предписывает: "В целях предупреждения и своевременного выявления резистентных к дезинфицирующим средствам штаммов микроорганизмов следует проводить мониторинг устойчивости эпидемиологически значимых штаммов к применяемым дезинфицирующим средствам. По результатам исследования принимают решение о необходимости ротации дезинфицирующего средства (последовательная замена дезинфицирующего агента из одной химической группы на ДВ из другой химической группы) после предварительной оценки чувствительности госпитального штамма к вновь выбранному ДС". Вместе с этим, различные действующие вещества обладают отличными друг от друга потребительскими свойствами, средства на основе некоторых из них, например, имеют ограничения по применению в отношении отдельных видов объектов обеззараживания. Процентное содержание и соотношение активно действующих веществ в дезинфицирующем средстве определяет его потребительские свойства, эффективность средства, токсикологическую благоприятность при работе персонала с концентратами, экономичность средства. Требования к содержанию или отсутствию активно действующих веществ в средстве установлены Заказчиком с учетом эпидемиологической обстановки в лечебном учреждении. В соответствии с п. 3553 правил при проведении профилактической дезинфекции по эпидемиологическим показаниям выбор дезинфицирующих средств (ДС) осуществляют с учетом результатов исследования чувствительности к ДС циркулирующей в отделении эпидемиологически значимой микрофлоры.
При формировании описания объекта закупки Заказчик исходил из опыта и практики применения дезинфицирующих средств, из требований профильных нормативов, из требований производственного процесса проведения противоэпидемических мероприятий, в целях достижения определенных результатов в предметной области. Отсутствие аллергических реакций со стороны персонала, сниженный уровень токсичности при высокой эффективности при работе с дезинфицирующими средствами является профилактической мерой профзаболеваний.
Довод заявителя о том, что в описании объекта закупки Заказчиком указаны конкретные действующие вещества несостоятелен, так как ни одна позиция Описания объекта закупки не содержит требование о наличии конкретного действующего вещества. Заказчик требует отсутствие перечисленных в жалобе действующих веществ в составе предлагаемых дезинфицирующих средств, что не может служить ограничением конкуренции.
Вторым доводом Заявитель указывает, что в п. 4 дополнительной информации к извещению об осуществлении закупки Исключающих и дополняющих положений установлено, что "Количество поставляемого товара не является качественной, функциональной, технической и качественной характеристикой поставляемого товара".
При этом, в поз. 6 Описания объекта закупки к поставке возможно дезинфицирующее средство "Пероксидез Клинер", выпускающееся в упаковке 3 кг. Данное средство подходит под описание объекта закупки, но не подпадает под форму выпуска установленной Заказчиком - Форма выпуска: не менее 3,5 и не более 5 кг.
Также в позициях 11, 12, 13 - поставка салфеток. В соответствии с КТРУ указаны конкретное количество салфеток в каждой упаковке. Салфетки упаковываются в банки в количестве кратном 10. Заказчик установил: Форма выпуска: Салфетка Количество штук в упаковке: > 50.0000 <= 60.0000 (Единица измерения: ШТ), тем самым ограничил число участников.
Как следует из пояснений Заказчика: Согласно инструкции по применению ДС "Пероксидез Клинер" на стр.2 имеется следующая информация: "Средство выпускается в пакетах из полимерного или комбинированного материала по 0,05 - 20 кг, в полимерных банках (ведрах) по 0,5 - 11 кг, полимерные бочки вместимостью от 25 до 75 кг. По согласованию с потребителем допускается другая фасовка, при соблюдении условий хранения и обеспечении сохранности упакованной продукции при транспортировке. Таким образом, указанное заявителем ДС вполне подходит под требование п. 6 Описания объекта закупки.
Требования к товару по позициям 11, 12 и 13 установлены в соответствии с КТРУ, где обязательными к применению с 07.05.2023 являются такие характеристики, как "Единица измерения: Упаковка; Количество штук в упаковке: до 20 Штука ,20 - 30 Штука ,30 - 40 Штука ,40 - 50 Штука ,50 - 60 Штука ,60 - 70 Штука ,70 - 80 Штука ,80 - 90 Штука ,90 - 100, Штука, 100 - 120 Штука, 120 - 150 Штука, 150 - 200 Штука , 200 - 250 Штука , 250 - 300 Штука , от 300 Штука ; Форма выпуска: Салфетка". При описании объекта закупки по количеству салфеток в упаковке заказчиком выбрано оптимальное количество исходя из потребности Заказчика.
Третий довод жалобы: в п. 14 Заказчиком установлен рН 1% водного раствора: [4,5-6,5]*.
Заказчик пояснил, что водородный показатель критически важен в медицине, так как влияет на протекание огромного количества химических, биологических и экологических процессов.
Требование определенного диапазона pH является важной характеристикой, определяющей такие потребительские свойства, как смываемость дезинфицирующих средств с поверхностей, антикоррозийное воздействие на обрабатываемые материалы и медицинские изделия. Также, согласно п. 3597 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", именно величина pH, используемого средства, определяет необходимость проведения фенолфталеиновой пробы (при pH выше 8,5), которая, показывает качество отмыва медицинских инструментов от остатков щелочных компонентов с поверхностей медицинских принадлежностей или оборудования, или, в случае pH до 8,5 определяет возможность не проводить постановку фенолфталеиновой пробы.
Согласно п.4.1.1 Р 4.2.2643-10 "Методы лабораторных исследований и испытаний дезинфекционных средств для оценки их эффективности и безопасности" величина водородного показателя pH очень существенна для характеристики дезинфекционных средств, так как активность некоторых дезинфицирующих средств в значительной мере зависит от величины этого показателя.
Согласно ГОСТ 33776-2016 "Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Определение pH, кислотности и щелочности" определение pH осуществляется в 1% растворе исследуемых средств. Во всех дезинфицирующих средствах, выпускаемых в форме концентратов, согласно инструкции к применению величина pH измеряется в 1% растворе, за исключением средств, которые имеют единственную концентрацию при использовании. Величина pH готовых дезинфицирующих средств измеряется непосредственно в самом средстве, без приготовления 1% раствора.
Согласно п.4.1.2 ГОСТ 33776-2016 для определения pH раствора используется вода дистиллированная или деионизированная с электрическим сопротивлением > 1 МО см, то есть доводы относительно возможности измерения pH рабочих растворов, приготовленных с использованием питьевой воды в интервале от 6 до 9 несостоятелен, так как измерение pH должно всегда производиться путем приготовления растворов в дистиллированной воде и, таким образом, величина pH 1% раствора конкретного дезинфицирующего средства является величиной стабильной и не может варьироваться.
В позиции 14 Технического задания Заказчик указывает необходимость закупки средства с pH 1% водного раствора в интервале: [4,5-6,5]. Растворы дезинфицирующих средств со слабокислым и нейтральным pH не требуют дополнительного смывания после применения, и тем самым, не воздействуют агрессивно на обрабатываемую поверхность. Дезсредства со щелочным и высокощелочным pH требуют дополнительного смывания в силу своего агрессивного воздействия на различные обрабатываемые поверхности: линолеум, лакокрасочные поверхности, пластик и проч. Таким образом, заказчику необходимо ДС с указанным в описании объекта закупки уровнем pH во избежание потенциального повреждения поверхностей и имущества в ЛПУ. Каждый производитель дезинфицирующих средств указывает в инструкции по применению значение pH в диапазоне, и средств, имеющих данный показатель в требуемом Заказчиком диапазоне, на российском рынке зарегистрировано в достаточном количестве.
Четвертый довод жалобы: Заказчиком в описание объекта закупки приводится перечисление активности в отношение списка микрооранизмов.
Заказчик пояснил, что каждый производитель дезинфицирующего средств в инструкции по применению указывает в отношении каких бактерий, вирусов, инфекций и т.п. действует средство. При подготовке описания объекта закупки Заказчиком изучен рынок дезинфицирующих средств, инструкции по применению. Под описание объекта закупки подходят не менее двух производителей дезинфицирующих средств.
Заказчик при формировании требований к дезинфицирующим средствам руководствовался двумя различными дезинфицирующими средствами двух разных производителей. Вместе с тем, в описании объекта закупки не указывалась рецептура дезинфицирующего средства (процентное содержание веществ). Так же Заказчик руководствовался п. 3577 СанПиН 3.3686-21, который указывает на необходимость ротации дезинфицирующего средства (последовательная замена дезинфицирующего агента из одной химической группы на дезинфицирующее вещество из другой химической группы).
Таким образом, жалоба Заявителя признается необоснованной.
Кроме того, Заявитель не предоставил доказательства невозможности приобретения дезинфицирующих средств с характеристиками, соответствующими аукционной документации и отсутствия аналогичных средств на рынке. Заявку на участие не подавал.
В ходе проведения внеплановой проверки, на заседании Комиссия установила, что в п. 16 установлено требуемое наличие функции: для дезинфекции поверхностей при поражении спорами сибирской язвы [не более 0,06%]* с экспозицией [не более 120 минут]*. Заказчик ошибочно указал показатель не более 0,06%, вместо 0,6%. Таким образом, в действиях Заказчика имеются нарушения ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", положениями Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "МЕГАДЕЗ" (ИНН 6500001388) на положения извещения - утвержденное Государственным бюджетным учреждением здравоохранения ''Сахалинская областная клиническая больница'' (ИНН 6501025568) при проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка дезинфицирующих средств" (извещение N 0361200015023004032) - необоснованной.
2. Признать Заказчика - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Сахалинская областная клиническая больница" нарушившим ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Сахалинская областная клиническая больница" и Государственному казенному учреждению "Центр государственных закупок Сахалинской области" выдать обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии К.В. Солонин
Члены Комиссии: К.Л. Рашидханов
Н. Ким
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 13 июля 2023 г. N 065/06/106-489/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2023