Инспекция Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Инспекция) в составе:
Ведущего заседание Инспекции - Бабаева К.А. - Руководителя Дагестанского УФАС России.
Членов Инспекции:
Магомедова К.Г. - Заместителя начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова А.Ш. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
Муртазалиевой К.Р. - Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев обращение МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЕ "МАХАЧКАЛАПРОДУКТ" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "АГРОПРАЙМ" (далее - Общество),
с участием представителей:
Заказчика - Пахрудинова П.У. ( по доверенности 05.07.2023 г.),
Общества - Магомедов М.М. ( по доверенности) и Раджабов И.А. ( по доверенности)
УСТАНОВИЛА:
03.07.2023 в Дагестанское УФАС России поступило обращение Заказчика в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), направившего сведения в отношении Общества для рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения государственного контракта от 30.01.2023 г. N 29-23Ф (ИКЗ 223056003002205720100100740010000244 "Свекла столовая; Чеснок; Морковь столовая; Капуста белокочанная" ( далее - Контракт).
На основании поступивших сведений Дагестанским УФАС России было направлено сторонам уведомление о рассмотрении обращения с необходимостью явки по адресу: город Махачкала, пл. Ленина, 2, 4-этаж кабинет N 88 в 15 часов 30 минут 10.07.2023 г.
Инспекция в результате рассмотрения документов и материалов при осуществлении проверки содержащихся в указанных документах информации и фактов в соответствии с ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе установила следующее.
30.12.2022 Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система) было размещено извещение о проведении на электронной торговой площадке РТС - Тендер (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 277 496,00 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.01.2023 NИЭОК1 победителем электронного аукциона признан участник N 113393529 - ООО "АГРОПРАЙМ"
30.01.2023 г. между Заказчиком и ООО "АГРОПРАЙМ" заключен государственный Контракт.
Срок исполнения обязательств по Контракту устанавливается с момента заключения контракта по 31.12.2023 г.
Согласно п.1.1 контракта Поставщик обязуется передать в собственность продукты питания (далее - Товар) Заказчику в обусловленный настоящим Контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
На заседании Инспекции представитель Заказчика сообщил, что перед принятием решения об односторонне отказе были неоднократно направлены заявки на обеспечение исполнения Контракта, а именно 03.03.2023, 28.04.2023 ( две заявки) , 19.05.2023, 26.05.2023, 27.03.2023 г., однако по некоторым заявкам поставка товара не была осуществлена, либо поставка была просрочена на сутки.
На заседании Инспекции представители Общества пояснили следующее:
Общество своевременно приступило исполнению контрактных обязательств по поставке продуктов питания согласно условиям контракта.
В ходе исполнения контракта по состоянию на 10.03.2023 у Заказчика образовалась задолженность за поставленный товар в размере 551 179 (пятисот пятидесяти одной тысячи ста семидесяти девяти) рублей 51 копейки, о чем Общество уведомило Заказчика письмом от 10.03.2023 N б/н, а также указало на необходимость погашения образовавшейся задолженности.
Заказчик не погасил образовавшуюся задолженность и оставил без внимания письмо от 10.03.2023 N б/н. Несмотря на бездействия Заказчика Общество, в свою очередь, продолжило исполнение контрактных обязательств в полном объеме.
29.03.2023 Общество повторно направило в адрес Заказчика письмом N б/н с требованием погасить образовавшуюся задолженность в размере 551 179 (пятисот пятидесяти одной тысячи ста семидесяти девяти) рублей 51 копейки, а также уведомил Заказчика о приостановке поставки продуктов питания с 03.04.2023 на основании статьи 486 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) - в связи с отсутствием оплаты поставленного и принятого Заказчиком товара до момента погашения задолженности.
Согласно статье 486 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в случаях, когда продавец в соответствии с договором купли-продажи обязан передать покупателю не только товары, которые покупателем не оплачены, но и другие товары, продавец вправе приостановить передачу этих товаров до полной оплаты всех ранее переданных товаров, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором.
31.03.2023 Заказчик направил в адрес Общества ответное письмо N 141, в котором указал следующее: "_сообщает, что стороны обязаны выполнять обязанности по действующему между сторонами контракту независимо от наличия просрочки уплаты поставленного товара. До расторжения контракта поставщик и заказчик должны исполнять возложенные на них обязанности. В случае приостановки товаров МКУ "Махачкалапродукт" будет вынуждено начать процедуру одностороннего отказа от исполнения контракта".
Не согласившись с доводами Заказчика, изложенными в письме от 31.03.2023 N 141, Общество направил письмо от 05.04.2023 N б/н, где указал, что погашение задолженности и своевременная оплата является обязанностью Заказчика и что приостановка поставки товара является правом Поставщика, направленным на защиту имущественных прав и интересов контрагента, а также указал, что доводы Заказчика безосновательны.
Заказчик, не признав доводы Общества, изложенные в письме на приостановку поставки продуктов питания, направил претензионное письмо от 07.04.2023 N 169, в котором указал, что в адрес Общества были направлены заявки, которые не были исполнены, а также указал на необходимость поставки продуктов питания.
Общество в свою очередь направил ответное письмо от 10.04.2023 N б/н, где указал, что поставка товара не осуществлена в силу действия на момент направления заявок приостановки поставки товара, которое установил Общество в целях защиты своих имущественных прав и интересов.
Заказчик направил аналогичное претензионное письмо от 12.04.2023 N 174 с требованием произвести поставку продуктов питания. Так, Заказчик указывает, что направил заявки от 07.04.2023 N 314, N 315, N 316, N 317 на поставку продуктов питания 10.04.2023 и заявка от 07.04.2023 N 318 на поставку продуктов питания 11.04.2023, которые не были исполнены.
Общество направило Заказчику ответное письмо от 13.04.2023 N б/н, где сообщает, что претензионное требование является неосновательной в силу того, что на момент направления заявок на поставку продуктов питания и на дату поставки, обозначенной в заявках, действовала законная приостановка поставки товара, установленная Обществом до момента погашения задолженности, образовавшейся за ранее поставленный товар.
13.04.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Решение об одностороннем отказе Заказчик принял по следующим основаниям:
1. В соответствии с пунктом 4.1 Контракта поставка товара осуществляется транспортом Поставщика партиями по заявке Заказчика. Поставка товара по заявкам осуществляется в течении 2 (двух) календарных дней со дня отправки заявки Заказчиком. 07.04.2023 Заказчик направил Поставщику заявку на поставку товара (чеснок) согласно пункту 4.1. Контракта. В нарушение условий Контракта и заявки, согласно которым поставка товара должна осуществляться 10.04.2023 до 10:00. Поставщик не осуществил поставку в установленный срок.
2. В соответствии с пунктом 4.1. Контракта поставка товара осуществляется транспортом Поставщика партиями по заявке Заказчика. Поставка товара по заявкам осуществляется в течении 2 (двух) календарных дней со дня отправки заявки Заказчиком. 03.03.2023 Заказчик направил Поставщику заявку на поставку товара согласно пункту 4.1. Контракта. В нарушение условий Контракта и заявки, согласно которым поставка товара должна осуществляться 06.03.2023 до 10:00. Поставщик осуществил поставку 07.03.2023, что подтверждается накладной N 208 от 07.03.2023.
3. В соответствии с пунктом 4.1. Контракта поставка товара осуществляется транспортом Поставщика партиями по заявке Заказчика. Поставка товара по заявкам осуществляется в течении 2 (двух) календарных дней со дня отправки заявки Заказчиком. 31.03.2023 Заказчик направил Поставщику заявку на поставку товара (чеснок, капуста, морковь, свекла) согласно пункту 4.1. Контракта. В нарушение условий Контракта и заявки, согласно которым поставка товара должна осуществляться 04.04.2023 до 10:00. Поставщик не осуществил поставку в установленный срок.
4. В соответствии с пунктом 4.1. Контракта поставка товара осуществляется транспортом Поставщика партиями по заявке Заказчика. Поставка товара по заявкам осуществляется в течении 2 (двух) календарных дней со дня отправки заявки Заказчиком. 31.03.2023 Заказчик направил Поставщику заявку на поставку товара (чеснок, капуста, морковь, свекла) согласно пункту 4.1. Контракта. В нарушение условий Контракта и заявки, согласно которым поставка товара должна осуществляться 03.04.2023 до 10:00. Поставщик не осуществил поставку в установленный срок.
5. В соответствии с пунктом 4.1. Контракта поставка товара осуществляется транспортом Поставщика партиями по заявке Заказчика. Поставка товара по заявкам осуществляется в течении 2 (двух) календарных дней со дня отправки заявки Заказчиком. 31.03.2023 Заказчик направил Поставщику заявку на поставку товара (чеснок, капуста, морковь, свекла) согласно пункту 4.1. Контракта. В нарушение условий Контракта и заявки, согласно которым поставка товара должна осуществляться 04.04.2023 до 10:00. Поставщик не осуществил поставку в установленный срок.
14.04.2023 Общество направило Заказчику ответ на решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, где указал, что доводы, приведенные Заказчиком в решение, необоснованны и решение является незаконным.
Заказчик приводит в качестве доводов, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 13.04.2023, отсутствие поставки продуктов питания по заявкам, которые направлялись в адрес Поставщика, при этом в тексте решения не указывается какие именно заявки не были исполнены Поставщиком.
Заявка на поставку товара (чеснок) от 07.04.2023 с указанием на осуществление поставки 10.04.2023;
Заявка на поставку товара от 03.04.2023 с указанием на осуществление поставки 06.04.2023;
Заявка на поставку товара (чеснок, капуста, морковь, свекла) от 31.03.2023 с указанием на осуществление поставки 04.04.2023;
Заявка на поставку товара (чеснок, капуста, морковь, свекла) от 31.03.2023 с указанием на осуществление поставки 03.04.2023;
Заявка на поставку товара (чеснок, капуста, морковь, свекла) от 31.03.2023 с указанием на осуществление поставки 04.04.2023.
Общество в свою очередь уведомляет, что заявки на поставку продуктов питания направлены Заказчиком в период действия приостановки поставки продуктов питания и на момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта задолженность по контракту не была погашена.
17.01.2023 Общество направило в адрес Заказчика письмо о возобновлении поставки товара и отмене одностороннего отказа от исполнения контракта. В своем письме Общество сообщает, что 14.04.2023 Заказчик частично погасил задолженность перед Обществом по Контракту и указывает, что факт частичной оплаты является основанием для возобновления поставки товара.
Общество в своем письме просит Заказчика отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 13.04.2023 в силу того, что поставка товаров по Контракту возобновлена в полном объеме в связи с частичным погашением задолженности за раннее поставленный товар, а также просит погасить оставшуюся часть задолженности за ранее поставленный товар.
18.04.2023 Заказчик отменил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, принятое 13.04.2023.
В целях побуждения Заказчика исполнить контрактные обязательства Заявитель направил в Прокуратуру города Махачкалы жалобу на действия (бездействие) Заказчика от 12.04.2023. Обращению присвоен номер ID_005R_005056 с указанием на рассмотрение обращения в установленном порядке.
По факту рассмотрения обращения Заявителя от 12.04.2023 Прокуратура города Махачкалы направила ответ от 15.05.2023 N 533-2023. В своем ответе на обращение Прокуратура признала решение об одностороннем отказе от исполнения контакта от 13.04.2023 необоснованным в силу того, что Заказчик не принял во внимание требование Заявителя о производстве оплаты ранее поставленных продуктов питания и принятия решения Заявителем о приостановке поставки продуктов питания с 03.04.2023 до момента погашения задолженности.
Прокуратура города Махачкалы также уведомила, что 12.05.2023 в адрес руководителя МКУ "Махачкалапродукт" внесено представление.
Заказчиком 14.06.2023 принято повторное решение об односторонне отказе от исполнения Контракта. Основанием для принятия решения Заказчиком об одностороннем отказе от исполнения Контракта послужили следующие обстоятельства:
1. Заказчик направил Поставщику заявку от 03.03.2023 N 177. В нарушение условий Контракта поставка по заявке частично была осуществлена с просрочкой на сутки (07.03.2023).
2. Заказчик направил Поставщику заявки от 28.04.2023 N 404, N407, N408. По заявкам N 404, N 407, N 408 поставка товара частично была осуществлена с просрочкой на сутки (03.03.2023).
3. Заказчик направил заявку от 19.05.2023 N 475. По заявке от 19.05.2023 N 475 поставка частично была осуществлена с просрочкой на сутки (23.05.2023).
4. Заказчик направил заявку от 26.05.2023 N 500. По заявке от 26.05.2023 N 500 поставка частично была осуществлена с просрочкой на 3 часа (29.05.2023 в 13:05 по местному времени) - согласно пункту 4.2. Контракта поставка осуществляется с 08:00 до 10:00 часов.
19.04.2023 г. Заказчиком было сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и опубликовано в единой информационной системе.
Пунктом 11.3 Контракта предусмотрено: "Контракт может быть расторгнут:
- по соглашению Сторон ;
- по решению суда;
- в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения контракта (Сторона вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации).".
Пунктом 11.4 Контракта предусмотрено: "Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательс Заказчик вправе в праве принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях :
11.4. Заказчик вправе в праве принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях :
11.4.1. при существенном нарушении контракта Поставщиком;
11.4.2. в случае несвоевременного исполнения обязательств по поставке товара - более трех раз.
11.4.3. в случаи обнаружения не соответствия товара условиям контракта - более трех раз.
11.4.4. в случае нарушения условий контракта - более двух раз;
11.4.5. в случае существенного нарушения требований к качеству поставленного товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков);
11.4.6. установления факта предоставления недостоверной (поддельной) банковской гарантии или содержащихся в ней сведений, а также предоставление банковской гарантии, не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе;
11.4.7. установления факта проведения ликвидации Поставщика - юридического лица или наличия решения арбитражного суда о признании Поставщика банкротом и открытии в отношении него конкурсного производства;
11.4.8. установления факта приостановления деятельности Поставщика в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
11.4.9. в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 1 ст.523 ГК РФ предусмотрено: Односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Исходя из абзаца 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ следует, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Исходя из представленной документации, Обществом не были нарушены сроки исполнения заключенного Контракта.
В связи с вышеизложенным, руководствуясь ст. 450, ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и п. 10.1 и п.10.2 Контракта, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права Заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
В ходе рассмотрения дела Инспекция приходило к выводу, что Обществом предприняты меры и действия, направленные на добросовестное и своевременное поставки товара, являющихся предметом контракта.
Исходя из реестра заключенных и исполненных контрактов ООО "Агропрайм" видно, что Общество является добросовестной организацией.
Представленные Обществом документы и пояснения свидетельствуют о том, что Общество исполняло Контракт, предприняло меры к его исполнению в срок.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При данных обстоятельствах, Инспекция приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
В связи с вышеизложенным Инспекция Дагестанского УФАС России, руководствуясь ч. 1 ст. 2, ч. 15 ст. 99, ст. 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные МУНИЦИПАЛЬНЫМ КАЗЕННЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ "МАХАЧКАЛАПРОДУКТ" в отношении ООО "АГРОПРАЙМ" (ИНН: 0546023425, 368118, Республика Дагестан, Кизилюртовский район, с. Комсомольское, ул. Магомеда Гаджиева, д. 6), не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии К.А. Бабаев
Члены Комиссии: К.Г.Магомедов
А.Ш. Магомедов
К.Р. Муртазалиева
Исп. Муртазалиева К.Р.
Тел: 8(499) 755-23-23 доб. 005-116
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 10 июля 2023 г. N РНП 005/06/104-1705/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2023