Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
в присутствии представителя заказчика - федерального государственного бюджетного учреждения науки институт экономических исследований Дальневосточного отделения Российской академии наук по доверенности,
в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Управленческие системы" (о дате, времени и месте рассмотрения Общество уведомлено надлежащим образом),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управленческие системы" (далее также - ООО "Управленческие системы", Общество, заявитель) и материалы дела N 027/06/106-1067/2023,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Управленческие системы" на действия заказчика - федерального государственного бюджетного учреждения науки институт экономических исследований Дальневосточного отделения Российской академии наук (далее также - заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку информационно-технического комплекса для проведения научных исследований (графическая станция) (Извещение от 28.06.2023 N 0322100018223000001).
Как следует из доводов жалобы заявителя, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0322100018223000001 от 05.07.2023, членами закупочной комиссии принято решение об отклонении заявки заявителя по следующему основанию: "Несоответствие требованиям нормативных правовых актов, принятых в соответствии с ст. 14 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 4 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ, пункты 3, 3.1, 3(2), 3(3) Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878): не указан (декларирован) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из российского или евразийского реестра промышленных товаров, что приравнивает данную заявку к заявке, в которой содержится предложение о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.". Извещением установлено ограничение допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации". Заказчиком опубликован проект контракта для подписания с победителем спорной закупки ООО "Бизнес Поставка", который содержит следующую реестровую запись: 1159\10\2023. Вместе с тем, представленный победителем товар не соответствует требованиям извещения о проведении спорной закупки. Таким образом, по мнению заявителя, отклонение заявки ООО "Управленческие системы" незаконно.
На основании ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Заказчиком - федеральным государственным бюджетным учреждением науки институт экономических исследований Дальневосточного отделения Российской академии наук проведен запрос котировок в электронной форме на поставку информационно-технического комплекса для проведения научных исследований (графическая станция).
Извещение N 0322100018223000001 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 28.06.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 896 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 05.07.2023 10:00 (МСК+7).
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 06.07.2023.
В процессе проведения внеплановой проверки заказчиком представлены заявки всех участников закупки и отзыв по существу жалобы, в соответствии с которым считает жалобу необоснованной в полном объеме.
Изучив материалы дела N 027/06/106-1067/2023, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
В силу положений п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Данные правила предполагают описание объекта закупки путем указания тех требований к товарам, которые изложены в стандартах на данный товар. Кроме того, такие требования должны носить объективный характер. Одновременно установлен запрет требования информации, обязанность представления которой ведет к ограничению количества участников закупки.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч. 3 ст. 33 Закона N 44-ФЗ не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть должно быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки усыновлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).
С другой стороны, описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в документации о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, работ, услуг, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая фиксация требований заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны заказчика должным исполнением контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ.
Абз.4 п. 2 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878) установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Предметом спорной закупки является поставка информационно-технического комплекса для проведения научных исследований (графическая станция).
При описании объекта закупки, заказчик применил код ОКПД2 26.20.15.130 "Графические станции".
Закупаемый товар входит в Перечень, утвержденный Постановлением N 878.
В извещении о проведении электронного аукциона установлено ограничение допуска в соответствии с Постановлением N 878.
В силу ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "м" - "п" п. 1, пп. "а" - "в" п. 2, п. 3 или п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом N 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
П. 3 Постановления N 878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением установленного п. 3(1) настоящего постановления случая, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
В соответствии с п. 3 (2) Постановления N 878 подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является наличие сведений о такой продукции в реестре или евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, правила формирования и ведения которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции первому уровню является наличие в реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров сведений о первом уровне радиоэлектронной продукции.
В силу п. 3(3) Постановления N 878 для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции требованиям, предусмотренным п. 3(2) настоящего постановления, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров, а для целей подтверждения первого уровня радиоэлектронной продукции - также сведения о первом уровне радиоэлектронной продукции.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0322100018223000001 от 05.07.2023 на участие в спорной закупке подано две заявки (NN 114566410, 114562205), из которых только одна заявка N 114562205 (заявка ООО "Бизнес Поставка") признана соответствующими требованиям извещения о проведении закупки.
Из анализа представленных заказчиком заявок установлено, что в составе заявки победителя закупки ООО "Бизнес Поставка" представлена Выписка из реестра российской промышленной продукции от 5.07.2023 (реестровая запись: 1159\10\2023), в заявка ООО "Управленческие системы" подтверждение о поставке радиоэлектронной российского производства отсутствует.
Вместе с тем, как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, согласно Технической части (раздел III извещения о проведении закупки), заказчиком установлены в том числе следующие характеристики закупаемого товара:
N п/п |
Наименование товара, его показателей (характеристик), потребительских свойств |
Ед. изм. |
Значение показателя (характеристики), представленное участником |
1 |
Графическая станция |
|
|
1.1 |
Объем оперативной установленной памяти |
Гигабайт |
128 |
1.3 |
Тактовая частота оперативной памяти |
Мегагерц |
3200 |
1.19 |
Объем накопителя SSD тип 1 |
Гигабайт |
500 |
1.24 |
Объем накопителя SSD тип 2 |
Гигабайт |
500 |
Аналогичные показатели товара указаны в заявке ООО "Бизнес Поставка".
Вместе с тем, товар, предложенный ООО "Бизнес Поставка", согласно реестровой записи: 1159\10\2023 содержит характеристики, не соответствующие характеристикам, установленным извещением о проведении спорной закупки, а именно:
N п/п |
Наименование товара, его показателей (характеристик), потребительских свойств |
Ед. изм. |
Значение показателя (характеристики), представленное участником |
Значение показателя (характеристики), заявленное производителем |
1 |
Графическая станция |
|
|
|
1.1 |
Объем оперативной установленной памяти |
Гигабайт |
128 |
8 |
1.3 |
Тактовая частота оперативной памяти |
Мегагерц |
3200 |
2666 |
1.19 |
Объем накопителя SSD тип 1 |
Гигабайт |
500 |
256 |
1.24 |
Объем накопителя SSD тип 2 |
Гигабайт |
500 |
- |
Иных реестровых записей, подтверждающих страну происхождения товара с указанными ООО "Бизнес Поставка" характеристиками, ООО "Бизнес Поставка" не представлено.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 50 Закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с ч. 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п.п. 1 - 8 ч.12 ст. 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании решения, предусмотренного пп. "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона), предложенных участником закупки, подавшим такую заявку, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые предложения, предусмотренные п. 3 или 4 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других таких заявок;
В связи с тем, что представленная реестровая запись: 1159\10\2023 не подтверждает предложение ООО "Бизнес Поставка" о поставке товара российского производства с требуемыми заказчику характеристиками, на основании п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ заявка ООО "Бизнес Поставка" должна быть приравнена к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Вместе с тем, заявка ООО "Бизнес Поставка" признана закупочной комиссией заказчика соответствующей требованиям, установленным извещением о проведении спорной закупки.
Также в связи с тем, что две заявки, участвующие в спорной закупке (NN 114566410, 114562205), не содержат документы, подтверждающие поставку товара российского производства с требуемыми заказчику характеристиками, эти две заявки приравниваются к заявкам, в которых содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, положения Постановления N 878 применению не подлежат.
Таким образом, отклонение заявки заявителя членами закупочной комиссии заказчика неправомерно.
Таким образом, в действиях закупочной комиссии заказчика, признавшей заявку ООО "Бизнес Поставка" соответствующей требованиям, установленным извещением о проведении спорной закупки, а также неправомерно отклонившей заявку заявителя, установлено нарушение п. 1 ч. 3 ст. 50 Закона N 44-ФЗ, за которое предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 6 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Управленческие системы" на действия заказчика - федерального государственного бюджетного учреждения науки институт экономических исследований Дальневосточного отделения Российской академии наук при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку информационно-технического комплекса для проведения научных исследований (графическая станция) (Извещение от 28.06.2023 N 0322100018223000001) - обоснованной.
2. Признать заказчика - федеральное государственное бюджетное учреждение науки институт экономических исследований Дальневосточного отделения Российской академии наук нарушившим п. 1 ч. 3 ст. 50 Закона N 44-ФЗ.
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного дела.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 12 июля 2023 г. N 7-1/212
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2023