Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
в отсутствие представителей: ООО "Медарм", КГБУЗ "Краевая клиническая психиатрическая больница" имени проф. И.Б. Галанта министерства здравоохранения Хабаровского края (далее - Заказчик, Учреждение)
рассмотрев представленные материалы дела по обращению заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Медарм" в связи с ненадлежащим исполнением условий контракта участником осуществления закупки (извещение N 0122200002523000259),
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила) принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Извещение N 0122200002523000259 о проведении электронного аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 02.02.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта составляла 686 875,00 руб.
Объект закупки: поставка перчаток хирургических стерильных с индикацией прокола.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.02.2023 NИЭА1, ООО "Медарм" в ходе торгов направило ценовое предложение в размере 293 140,34 рублей, заняв 2 (второе) место в ходе осуществления закупки среди иных участников торгов. В связи с уклонением победителя торгов от заключения контракта, Общество заключило контракт от 07.03.2023 N259А (реестровый номер контракта 2272200969423000021) с заказчиком.
Согласно п. 1.1 Контракта его предметом является поставка перчаток хирургических стерильных с индикацией прокола. Поставщик обязуется поставить Товар в соответствии со Спецификацией (Приложение 1 к контракту) (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом. Цена контракта составляет: 19 805 869 (Девятнадцать миллионов восемьсот пять тысяч восемьсот шестьдесят девять) рублей 58 копеек, в том числе НДС (20%) (п. 2.1 Контракта).
В силу п. 2.1 Контракта цена контракта Цена контракта составляет 249 169 (Двести сорок девять тысяч сто шестьдесят девять) рублей 29 копеек, НДС не облагается.
Источник финансирования контракта - Хабаровский край - Средства бюджетных учреждений (п. 2.3 Контракта).
Согласно п. 2.4 Контракта цена контракта включает в себя стоимость Товара, расходы на упаковку, маркировку, поставку, разгрузку Товара в месте доставки, а также расходы на страхование, уплату налогов, пошлин, сборов и иных платежей, взимаемых с Поставщика в связи с исполнением контракта.
Согласно п. 4.1 Контракта Заказчик вправе:
- Требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями контракта.
- Требовать от Поставщика представления надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих исполнение обязательств в соответствии с условиями контракта.
- Запрашивать у Поставщика информацию о ходе и состоянии исполнения обязательств Поставщика по настоящему контракту.
В силу п. 4.4 Контракта поставщик обязан своевременно и надлежащим образом поставить Товар в соответствии с условиями настоящего контракта, произвести все виды погрузочно-разгрузочных работ и представить все необходимые документы, предусмотренные разделом 1 настоящего контракта.
В соответствии с п. 5.1 Контракта срок поставки товара определен с 04.04.2023 по 25.04.2023.
Дата начала исполнения контракта 04.04.2023, но не ранее даты заключения контракта.
Дата окончания исполнения контракта 09.06.2023.
Сроки исполнения отдельных этапов исполнения контракта указаны в графике поставки товара.
Пунктом 5.2 Контракта установлено, что место поставки Товара: Российская Федерация, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Льва Толстого, 49, второй этаж, аптека (далее - место поставки).
Согласно п. 9.1 Контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему контракту Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 13.1 Контракта настоящий контракт может быть расторгнут:
- по соглашению Сторон;
- в судебном порядке;
- в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Пунктом 13.2 Контракта предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях:
- В случае просрочки поставки Товара более чем на 30 дней.
- В иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Как следует из пояснений заказчика (исх. N8567 от 13.07.2023) товар в установленный срок участником закупки не поставлен. Информации о причинах ООО "Медарм" не представило (запросы заказчика от 05.05.2023 N2248, от 07.06.2023 N2872).
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое размещено в Единой информационной системе в сфере закупок 29.06.2023, получено поставщиком в указанную дату.
В связи с расторжением контракта Заказчик обратился в Хабаровское УФАС России с заявлением о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "Инвест Капитал".
В ходе проведения проверки Обществом в Хабаровское УФАС России письменные пояснения не представлены.
В результате изучения материалов дела, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Из п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии со ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу п. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Согласно п. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Как следует из материалов дела, ООО "Медарм" в установленный срок поставку товара не осуществило, в связи с чем заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В дальнейшем поставщик нарушения условий контракта не устранил.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих закупках.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в Законе о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а, следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Из статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно и разумно.
В рассматриваемом случае Комиссией Хабаровского УФАС России установлено и подтверждается материалами дела, что участник закупки от исполнения контракта уклонился, необходимые сведения о ходе исполнения контракта заказчику не представил.
В соответствии с п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 (далее - Правила N1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Обстоятельств, предусмотренных п. 15 Правил N1078 не установлено.
Таким образом, учитывая недобросовестность поведения ООО "Медарм", Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о наличии оснований для включения сведения об Обществе, учредителе, генеральном директоре в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства РФ N1078, Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные КГБУЗ "Краевая клиническая психиатрическая больница" имени проф. И.Б. Галанта министерства здравоохранения Хабаровского края в отношении ООО "Медарм" (ИНН 6671253603), учредителе Андронове Владимире Михайловиче (ИНН 740406523006), генеральном директоре Андронове Андрей Владимировиче (ИНН 740413021470) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в трехмесячный срок со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 17 июля 2023 г. N РНП-27-281
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2023